Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова. Страницы 86 - 94.

Dec 03, 2020 12:13

Опубликованные страницы: 1-15, 15-24, 25-34, 35-43, 44-52, 53-61, 62-70, 71-85.

Глава одиннадцатая
                                      ЦЕРКОВЬ СЕЛА БОГОРОДИЦКОГО
                                      (САЛТЫКИ) И СВЯЩЕННИК
                                      ВЛАДИМИР СЕРГИЕВСКИЙ -
                                      АРЕНДАТОР, ХЛЕБОПАШЕЦ, ОТЕЦ…

Считается, что первая школа в селе Богородицком (Салтыки) появилась в 1861 году, в год отмены крепостного права в России. Наверняка, она была церковной. Десятилетием позднее, в 1872 году, в селе Богородицком (Салтыки) значится уже одноклассное земское училище, которое было «преобразовано из церковно-приходской» школы. Возможно, в нём учились родители будущего писателя - Иван Иванович Макаров и Мария Ивановна Конькова. К моменту рождения их первенца - будущего писателя Ивана Макарова, в селе значатся уже два начальных училища или два отделения одного: Салтыковское 1-е
и Салтыковское 2-е.1 Салтыковское 2-е училище было с четырёхгодичным курсом обучения; его окончил в мае 1911 года будущий писатель. После революций 1917 года к ним добавится и Салтыковское 3-е; в нём, по окончании бывшей Ряжской мужской гимназии, ставшей к тому времени советской школой 2 ступени № 2, начнёт учи-
тельствовать «народный учитель» Иван Иванович Макаров.
В своём знаменитом «Историко-статистическом описании церквей и  монастырей  Рязанской  епархии»  священник  Иоанн  Добролюбов пишет, что на 1675 год в селе Богородицком (Салтыки) значится «новопостроенная» церковь «Пречистые Богородицы честнаго и славного  Ея  Одегитрия».  В  «новопостроенной»  церкви  и  служил  один  из
представителей  рода  Салтыковых  (Солтыковых)  -  священник  Илья Петрович  Салтыков  (Солтыков).2  Русская  Православная  Церковь  с давних времён являлась крупным землевладельцем: церковь села Богородицкого (Салтыки) - не исключение: «под церковью и кладбищем состоит 170 кв. саж., усадебной 2 ½ и пахотной 40 дес…». Но, как отметил священник Иоанн Добролюбов в 1888 году, «межевой книги на означенную землю у причта не имеется». Сам Иоанн Добролюбов нашёл  эти  данные  в  межевой  книге  поместной  и  вотчинной  земли в селе Богородицком, «межеванья Василия Федоровича Шишкина и подъячего Григорья Молчанова… (1679 г.)». Любопытно, что на 1834
86

год, владелицей деревни Дикое поле (Тужиловка) являлась «генерал-майорша» Шишкина Екатерина Дмитриевна.3
Почти девяносто лет спустя, «активному работнику» РКСМ и будущему писателю Ивану Макарову доведётся поработать, возможно, с потомками или однофамильцами этих Шишкиных. Каким образом? После революций 1917 года «т. Шишкин» (Иван Игнатьевич Шишкин) и «т. Макаров» значатся «инструкторами» Михайловского уездного комитета комсомола  (Укомола - авт.). Им, по роду «союзной» службы, приходится выезжать в сёла и деревни Михайловского уезда Рязанской губернии для организации в них первых ячеек Союза коммунистической молодёжи - СКМ. Архивные дела сохранили даже некоторые мандаты, выданные инструкторам Шишкину и Макарову; к сожалению, в них не указаны имена и отчества. Иван Игнатьевич Шишкин, например, - член партийной ячейки при станции Михай-лов… На 1919 год он ещё «сочувствующий» партии РКП(б)... В 1919 - 1920  годах  Иван  Игнатьевич  войдёт  в  состав  Михайловского  городского совета... Но в Михайловском уезде Рязанской губернии значится ещё один партиец Шишкин - Семён. Семён Шишкин на весну 1920 года - председатель Михайловского уездного компарта и член уездного  же  исполкома  (Уисполкома):  служит  в  земельном отделе.4
Перечисленные Шишкины продолжат работать в Михайловском уезде в 20-х годах прощлого века, а «т. Макаров» вскоре покинет   г. Михайлов: он значится членом партийной и комсомольской организаций и Раненбургского уезда Рязанской губернии.
Весною того же 1920 года, в   г. Михайлове проходила уездная партийная конференция. На ней обсуждались жизненно важные вопросы: транспорта, ликвидации разрухи, проблемы с продовольствием и др.. Возможно, читателю будут интересны «выводы», сделанные Михайловской уездной партийной конференцией в марте 1920-го, на которой
наверняка присутствовал кто-нибудь из «наших» Шишкиных или оба:
«Положение  некоторых  волостей  северной  части  уезда  в  продовольственном  отношении  действительно  критическое…  продовольственные отряды в некоторых случаях действуют неправильно, грубо  обращаются  с  населением,  подчас  отбирают  последние  крохи  у бедняков…». Но почему-то далее: «В южных волостях недостаточно
отрядов  и  население  этих  волостей  менее  других  выполнило  наряды…», поэтому необходимо перебросить «продотряды» в южные волости Михайловского уезда».
87

При обсуждении этих вопросов, важнейших не только для Михайловского уезда Рязанской губернии, но и для всей страны Советов, выступил и т. Косырев. Он «говорил (по протоколу - авт.) о неправильных  учетах  реализации  урожая,  неверно  даваемых  сведениях, наступлении Мамонтова, когда не приходилось думать о правильной работе, а лишь бы как выйти из критического создавшегося положения…  Говорил  о  вереницах  голодных,  но  удовлетворять  их,  хотя  и ходатайствовали не раз, «не разрешают», но этого мы не исполнили и некоторым волостям выдавали (хлеб - авт.)».5 Остаётся добавить, что «шишкинцы» и «шишкин лес» многократно встречаются на страни-
цах романа писателя Ивана Макарова «Чёрная шаль».
Что же касается «подъячего Молчанова»…
В рязанских архивных документах встречается фамилия Молчанов; есть среди её представителей и учителя. Возможно, давний потомок «подъячего Молчанова» 1679 года - Андрей Николаевич Молчанов - интеллигентный человек, знавший иностранные языки, искусствовед,  художник,  преподавал  в  Рязанском  художественном  училище
в 60 - 70-х годах двадцатого века. А в 1927 - 1929 годах, в здании Рязанского художественного училища (тогда художественно-музыкального техникума - авт.), размещался и Рязанский землеустроительный тех-никум, возглавляемый советским партслужащим и начинающим писателем Иваном Ивановичем Макаровым.
В квартире одного из двух зданий Художественно - музыкального техникума (дома № 32 по улице Ленина (Астраханская) - авт.) и жил заведующий  И.И.  Макаров!  Любопытно,  что  другой  рязанский  писатель, более позднего советского времени, Василий Золотов учился в  Рязанском  землеустроительном  техникуме.  Он  запомнил,  вероятно, не единственную встречу с «заведующим» Иваном Ивановичем Макаровым и успел рассказать о ней в областной газете «Приокская правда».6 На той же улице Ленина (Астраханской), буквально через дом, в здании под номером 38, размещалась и комната, в которой советский партслужащий и начинающий писатель И. И. Макаров дописывал свой первый и самый известный роман «На пути»: будущие «Стальные  рёбра».  В  этой  большой  сорокаметровой  комнате  Иван Иванович жил с семьёй - с женою и сыном Январём. Здесь же висел и знаменитый гамак, где любил качаться (или спать?) его маленький сын - по-домашнему Яник.7 Ныне на этом здании установлена мемориальная доска в память о писателе.
88

Но  вернёмся  к  церкви  села  Богородицкого  (Салтыки)  Смоленской  Пресвятой  Богородицы.  Иногда  её  называют  -  церковь  иконы Смоленской Пресвятой Богородицы... В 1774 году в её приходе «состояло»  120  только  одних  «богородицко-салтыковских» дворов,  а  в 1858-м, в самом селе и в соседних деревнях Константиновка и Анненская,  значилось  287  дворов,  в  которых  проживало  примерно  2510 душ обоего пола. Позднее, в 1885-м: в самом селе Богородицком (Салтыки) - уже 270 дворов, в Смелой - 27, в Константиновке - 42, в Лемзяково - 18 дворов. Все они входили в приход церкви Смоленской Пресвятой Богородицы. То есть на протяжении многих лет «приход» церкви Смоленской Пресвятой Богородицы был немалым. В том же 1885 году в её церковном «причте» служили два псаломщика и один священник. На момент же рождения и крещения будущего писателя Ивана Ивановича Макарова (18 и 19 октября соответственно (по ст.
ст.) 1900 года - авт.), одного из псаломщиков звали Михаил Фиников, священником же в ней служил упоминаемый выше, Владимир Алексеевич Сергиевский. Читатель знает, что именно он проводил обряд крещения младенца Иоанна в церкви Смоленской Пресвятой Богородицы села Богородицкое (Салтыки).
Выше  говорилось,  что  начало  строительства  каменного  здания «богородицко-салтыковской» церкви относится к 1801 году. Храмо-строительницею его считается прабабушка будущей княгини Елизаветы Эсперовны Трубецкой - Екатерина Ивановна Казицкая или Козицкая (в девичестве - Мясникова). Семья купца Ивана Мясникова
славилась своим богатством: они владели большими «рудными имениями» с «чугуноплавильными и железоделательными заводами» в Оренбургской  и  Уфимской  губерниях  Российской  империи.  В  этих «рудных имениях», по словам исследователя А.А. Ванина, трудились и  «богородицко-салтыковские»  крестьяне.  Исследователь  А.А.  Ва-
нин даже указывает, что только с 1877 по 1881 годы (уже во время владения княгиней Е.Э. Трубецкой рязанским имением), на «рудные имения» Мясниковых в Уфимской губернии переселилось 47 салтыковских семей (227 человек).8
Вероятно, «рудные» деньги и плодороднейшие земли Дикого поля позволили  Екатерине  Ивановне  Казицкой  или  Козицкой  выстроить монументальное здание церкви в селе Богородицкое (Салтыки), которое в течение последующих десятилетий достраивалось. В 1805 году начато построение Николаевского (Никольского) придела, а тридцать
89

лет спустя, в 1834-м, упоминается и Казанский придел этой церкви. Возможно,  строительство  этих  приделов  (или  придела?)  продолжала  уже  бабушка  княгини  Елизаветы  Эсперовны  Трубецкой  -  Анна Григорьевна Белосельская - Белозерская. Интересна история иконы Смоленской Божией матери или «Одегитрии», в честь которой, судя по названию, названа церковь села Богородицкого (Салтыки). По преданию, Божию матерь - Богородицу, написал «с натуры», то есть при её  жизни,  евангелист  и  художник  Лука.  Греческий  император  Константин Девятый Мономах, выдавая в 1046 году свою дочь Анну замуж  за  русского  князя  Всеволода  Ярославича,  благословил  её  этой иконой: с нею она попала на Русь. После смерти Всеволода Ярославича «Одегитрия» перешла к их сыну Владимиру Мономаху, который в  начале  двенадцатого  века  перенёс  «Одегитрию»  в  г.  Смоленск,  в Смоленскую  соборную  церковь.  Так  константинопольская  Богоро-
дица «Одегитрия» или «указующая путь», или «путеводительница», или
«путешественница», стала Смоленской.9
К началу империалистической - Первой мировой войны, когда буду-щий писатель Иван Макаров уже переведён в 3-й класс Ряжской мужской гимназии, во владении церкви Смоленской Пресвятой Богородицы имелось: «38 дес. 200 кв. саж. пашни с годовым доходом 300 руб, в банковских счетах… капитал в билетах на 1 389 руб. 50 коп., при-
носивший 50 руб. дохода в год». То есть «богородицко-салтыковская» церковь, по-прежнему, оставалась довольно крупным землевладельцем. И в следующем, 1915 году, за нею «состояло» усадебной земли «вместе с церковным погостом 3 десятины 500 кв. саж. и пахотной 38 десят. 200 кв. саж., расположенной на расстоянии 3 вёрст от церкви».
Всего же за числилась 41 десятина 700 квадратных сажень земли. На церковной  усадебной  земле,  вероятно,  и  находились  дома  местных священнослужителей. В 1914-м - это три дома: священника, дьякона  и  псаломщика.  Возможно,  церкви  Смоленской  Пресвятой  Богородицы принадлежали и две кирпичные караулки, крытые железом,
они располагались рядом с нею.10 Вероятно поэтому, у здания церкви Смоленской Пресвятой Богородицы местные крестьяне судили «самосудом» провинившихся сельчан. И эта страшноватая деталь салтыковской жизни зафиксирована писателем Макаровым. Возможно, на церковной усадебной земле стоял и дом священника Владимира Алек-
сеевича Сергиевского, крестившего в 18 октября 1900 года младенца Иоанна Макарова.11 По современному исчислению - это 31 октября
90

1900 года. Любопытно, что в июне официально зарегистрированного «метрически» 1900 года, священник Владимир Сергиевский сам ста-новится отцом: у него родился сын, наречённый Сергеем. «Таинство крещения»  новорождённого  младенца  Сергея  проводил  священник уже соседнего села Лихаревщина Тихон Лавров.
Но священнослужители в те далёкие времена занимались и обычными, земными делами, например, хлебопашеством. Священник Владимир Алексеевич Сергиевский не исключение: он даже значится в списке арендаторов княгини Елизаветы Эсперовны Трубецкой в 1895 - 1897 годах. Так, в 1897-м, он арендовал у княгини одну десятину
земли под озимые; но в 1895-м - целых шесть: четыре - под яровые и две - под озимые! Примерно такое же количество земли, свыше пяти десятин, в 1895 году возьмёт в аренду и священник села Лебяжье - «Иоанн Се… (неразб.) …вский». Это один из самых обширных наделов в именных списках арендаторов Елизаветы Эсперовны, исключая
конечно, «скопинского купца» Брежнева.12
У  салтыковского  священника  Вл.  А.  Сергиевского,  помимо  сына Сергея, вероятно, был ещё один сын - Алексей и, минимум, три дочери: Зинаида, Елена и Екатерина. Двадцатилетняя Зинаида Владимировна Сергиевская в 1918 - 1919 учебном году значится учительницей в одном из салтыковских начальных училищах. Её отец - Владимир
Алексеевич в нём - законоучитель. Почти со всеми выше перечисленными  Сергиевскими  будущему  писателю  Ивану  Макарову  суждено будет близко пересечься  в  родных  Салтыках; но теперь на равных. Каким образом?
Екатерина  Владимировна  Сергиевская  училась  до  января  1919 года в   г. Рязани, в женской гимназии В. П. Екимецкой. Но в январе 1919-го, по прошению отца-священника, она переводится из 6-го класса «б. женской гимназии»   г. Рязани в бывшую мужскую гим-
назию   г. Ряжска, ставшую к тому времени, советской школой. Её родная сестра Елена Владимировна Сергиевская изначально училась в Ряжской женской гимназии А.В. Смирновой. На какой-то момент, в 1918 - 1919 учебном году, при объединении двух бывших частных женских гимназий и бывшей государственной мужской гимназии в одно учебное заведение   г. Ряжска, Елена, Екатерина Сергиевские и Иван Макаров оказались его учащимися. Елена Сергиевская и Иван Макаров окончили Ряжскую советскую школу 2-й ступени № 2 одновременно, в июне 1919 года, а Екатерина Сергиевская - годом позже,91

в 1920-м. Таким образом, вернувшись сразу же по окончании школы 2-й ступени в родные Салтыки, «народный учитель» Иван Иванович Макаров, станет учительствовать с тремя (!) Сергиевскими: Зинаидой  Владимировной,  Еленой  Владимировной  и,  возможно,  сыном
священника,  Алексеем  Владимировичем  Сергиевскими.  К  моменту возвращения Ивана Макарова в родные Салтыки (июль 1919  г. - авт.) Алексей Владимирович Сергиевский не только служил «народным» учителем в салтыковской начальной школе, но даже возглавлял Салтыковский волостной отдел народного образования.13
Вполне возможно, что священник церкви Смоленской Пресвятой Богородицы Владимир Алексеевич Сергиевский - прообраз литературного «маленького священника» или «маленького попика» из повести И. Макарова «Казачий хутор». В этой повести писатель приводит даже  незатейливую  кричалку  (её  выкрикивают  дети):  «Сергей-поп,
Сергей-поп, Сергей дъякон и дъячок…». В произведениях Макарова-писателя  разных  лет  встречается  немало  событий,  связанных  или с  самой  церковью,  или  со  служителями  церкви,  или  с  церковными службами. Но таких событий особенно много именно в повести «Казачий хутор», особенно в двух её главах: «Наш путь» и «Конец смиренномудрия».  В  них  развернулось  самое  настоящее  литературное противостояние нового и старого мира по отношению к церкви.
В этих двух главах упоминаются не только Смоленская церковь, не только икона этой церкви «Святой Егорий во броне», их действующими лицами становятся местные священнослужители: «маленький священник»  или  «маленький  попик»  (он  был  мал  ростом  -  авт.)  и дъякон Андрей Сладчайший, а также, церковный староста дядя Веря,
и отлучённый от церкви крестьянин Семён Ставнов. Писатель органично вводит в текст «Казачьего хутора» не только выше названные ребячьи «кричалки», но и слова церковных молитв и псалмов: они произносятся или поются литературными персонажами повести. На-
пример, тем же дьяконом Андреем Сладчайшим:
«Андрей  перекрестился  и  произнёс  любимые  слова  из  молитвы Ефрема Сирина:
…дух  же  целомудрия,  смиренномудрия,  терпенья  и  любве  даруй ми…».
Есть в повести «Казачий хутор» и следующий эпизод. Из-за силь-нейшей засухи, грозящей погубить общественный урожай, сельсовет вместе с активом села постановил снять с церкви крышу, а железо
92

отдать  колхозу  «для  устройства  искусственного  орошения  полей». Саму же Смоленскую церковь «покамест покрыть соломой»:
«- Под соломенной крышей, я думаю, не удержится он у нас, господь - бо  г. А с железной, вон, Петран колхозникам трудодни барышить будет. Наплевать нам на господа, зато по всей местности нам слава: одна церковь и та соломой крыта…
-  Дожили-дожили,  православные,  дожили.  Смоленскую  матерь христову, покров церкви нашей под соломенную крышу… Дожили-дожили…  Ни  одного  моленья  на  полях  в  этаку  засуху.  Дожили-дожили…
Голос его, повышаясь все более и более, перешёл в напев. Он беспрестанно твердил одно и тоже.
-  Дожили-дожили…  Смоленскую  христову  матерь…  дожили-дожили…».
Это  стенания  дьякона  Смоленской  церкви  Андрея  Сладчайшего.  А за что же дьякон получил такое прозвище?
«…Ни за что до этого случая Андрей не поверил бы, чтоб так, сразу, пала власть и слава его голоса. Власть эта утвердилась в Казачьем хуторе давно, с памятного ночного богослужения по поводу германской войны. В храме было торжественно и мрачно, золотистые отблески множества свеч мерцали на лицах молящихся, на тёмных сводах, всё
погружая в далёкую и печальную старину… Общее молчание в церкви и неподвижность людей воодушевила тогда Андрея. Особенно необычайно встрепенулся он на возгласе непонятного и возвышенного слова «аллилуйя». Тогда же впервые встрепенулись и все. Маленький священник выглянул из-за золочённой двери алтаря, внимательно и
удивлённо посмотрел на Андрея. Целую минуту молчал дьякон, прислушиваясь, как в тяжёлых сводах церкви гудело высокое и плавное эхо: …лии-лу-уу-я…
Мужики зашептались, утверждая власть ласкающего Андреева баритона, от которого захватило дух».
…Именно в Смоленской церкви дьякон Андрей Сладчайший, разуверившись не только в силе собственного голоса, устроит пожар. Он попробует провести «проверку голоса» сначала на клиросе, а затем и в «темнице» церкви. В повести «Казачий хутор» писатель Макаров остаётся верен жизненной правде: его литературный персонаж, дьякон Андрей Сладчайший» также, - землепашец:
«…Дождь этот застиг и Андрея Сладчайшего в поле. На дальней
93

и глухой полосе боронил он осьминник проса. В медленной понурой натуге обхаживая пыльную землю, он не заметил, как проплыли по земле свежие тени облаков и как, снижаясь, напёрла затем огромная туча. Лишь тогда он сразу почувствовал сильную ломоту в пояснице, и вместе с прохладой освежилась голова: что-то подобное томитель-
ному угару ни на минуту не покидало Андрея с того самого дня, когда так неожиданно и так позорно провалилось торжественное молебствие о дожде…».
В  «Казачьем  хуторе»  есть  и  размышление  тридцатиоднолетнего писателя о православной вере. Иван Макаров вложил это размышление в уста того же дьякона Андрея Сладчайшего:
«Людей, Марья, воссоединяет любовь и смиренномудрие, а не такая злоба, чтоб пружинки из фуражки отлуживать. Может, Маша, злоба людей воссоединит? Или смиренномудрие воссоединит человека? Семён меня высмеивает за песнопение, а что он меня высмеивает?.. Не  меня  ли  ради,  послушать  голоса  моего,  они  ходили  в  церковь? Воссоединялись?.. Воссоединялись, я говорю Марья, и стар, и млад,
и беден, и богат, слушая моё пение… Марья, Семён Ставнов грозил спалить храм, и что ему храм помешал? Храм опять же место воссоединения и богатых, и бедных… Напроверку (так у И. Макарова - авт.) случится ли кара господня за это?»14
По предмету Закон Божий у гимназиста Ивана Макарова - только отличная  и  хорошая  оценки;  причём,  на  всём  протяжении  учёбы  в Ряжской мужской гимназии... Его цепкая от природы память, впитывала многое, сохраняла навсегда. Но как же проходила в душе молодого писателя предпринятая советской властью церковная «перестройка», когда русскому народу объявили, что Бога нет? Непросто… Об этом свидетельствуют многие произведения раннего Ивана Макарова, особенно «рязанских» лет: рассказы - «Зуб за зуб» (1927 г.), «Крестом Гапона» (1928 г.), «Смерть» (1929 г.) … Почти мистическим ужасом
веет от заключительного эпизода его рассказа «Смерть», в котором умирающий «неграмотный коммунист» села Самарино Алексей Ро-манович Минин, поняв, что не дождётся сельского священника Сергея, пробует расписаться на иконе:
«Будучи не в силах повернуть голову к окну, он скосил глаза и жадно посмотрел на свет… Страх, во власти которого он был ночью, притупил его чувствительность и схлынул, подобно волне: ужас, каков бы он ни был, если он продолжается долго, перестаёт быть ужасом.
94
Продолжение следует - страницы 95-103.

1919, продразвёрстка, Артефакты, торговля, вечные вопросы, Салтыки, история русской словесности, этнография, Станция Раненбург, КПСС, госпиталь, И.И.Макаров., топонимика, Архивный материал, советский плакат, семейный архив, Город Чаплыгин., Исскуство промышлять, больница, биография, 1918, Ряжск, советская литература, Ряжский уезд, было-стало, Документы истории, благотворительность, Рязанская губерния, сталинизм, 1900-е, невыдуманные истории, Чаплыгинский район, Левые эсеры, комсомол, Подвиг, Россия, Дворяне, крестьяне, школа, Адрес-календарь, Происшествия, Бесследно исчезнувшее, Занимательная статистика, архивные документы, интеллигенция, старая книга, разные поколения, 1910-е, СССР, О.В.Сидорова (Ершова), мужик, Дворянская усадьба, окаянные дни, крестьянские восстания, 1930-е, люди, Презентация., 1920, имена, трагедия, Стихия., события, семейная история, История здравоохранения Чаплыгинского ра, политика, советская власть, пропаганда, статистика, Раненбургский уезд, Из старых газет., промыслы, полезная литература, История, с. Салтыки, человечность, школьники, подвижничество, 1917, 1920-е, Заметки к истории сёл Раненбургского уез, палачи

Previous post Next post
Up