Продолжаю увлекательнейшую
историю о том, как я внезапно поступила в Худ.Училище.
Небольшое лирическое отступление. К скульптуре меня тянуло постоянно и непреодолимо. Помнится, когда мы с мамой или бабушкой посещали музей им.Пушкина, они всегда тащили меня в залы с полотнами классиков, но я всегда вырывалась и бежала в залы с античной скульптурой, часами разглядывая скульптуры, а то и норовя пощупать, будучи совсем мелкой. Так уж получилось, что я кинестетик, и мне очень важно, чтобы предмет был приятным на ощупь. Я могу вечность мять в руках камушки или деревяшки, а уж когда я лепила бусинки из полимерной глины, я впадала в транс! Поэтому когда встал вопрос Дизайн или Скульптура, я долго не думала. Я не думала вообще, т.к. для меня выбор был очевиден. Дизайн это скучно и однообразно, так как упор там идет на оформительство. Рисунок посредственный, живопись посредственная, просто специальная композиция, что с моими целями совсем никак не перекликается. А Скульптура это мощный академ.рисунок, пластическая анатомия, любимая лепка из аьткой кайфовой глины. Восторг просто!
В моей жизни такие моменты часто происходят кубарем, абсолютно бесконтрольно. И это не плохо, т.к. каждый раз, мое Мироздание (я о нем уже рассказывала, это мое естесство, моя личная Вселенная, это мое подсознание, если хотите) выводит меня именно на ту дорожку, которая мне и нужна! Так и случилось в этот раз, за что я ему(т.е. себе) безумно благодарна!
Объяснив Е.Р., что по факту, я поступаю на учебу не с целью получить рабочую специальность или корочку об образовании, а для того, чтобы получить навыки, необходимые мне на моем пути, по которому я иду уже какое-то время, я перекинула документы на отделение Скульптуры, где академ.рисунок, как выяснилось, мощнее и отсутствуют неинтересные мне предметы. Но тут возникла другая пролеблема: готовилась-то я ко вступительным экзаменам на Дизайн - Рисунок, Живопись, Композиция, а сдавать придется экзамены на Скульптуру - Рисунок, Скульптура и Скульптурная композиция! И если бы у меня был хоть какой-то пыт лепки, то проблемы бы ни было, но ведь я не лепила никогда! Декоративные фигурки животных из полимерной глины лет 12 назад - не в счет.
Расписание следующее:
Рисунок три дня (1-3 июля) по 4 уч.часа (1 уч.час = 45 минут, как Вы наверное помните),
Скульптура два дня (6-7 июля) 4 уч.часа,
Композиция один день 9 июля 5 уч.часов
Живописцы и Дизайнеры в день Скульптуры сдавали Живопись, а их Композиция занимала 2 дня.
Суть экзаменов заключалась в следующем:
на Скульптуре надо было слепить копию простого барельефного орнамента, с сохранением всех пропорций и общего характера узора.
на Композиции надо было слепить объемную скульптуру на заданную тему, предварительно нарисовав эскиз.
Я попросила Е.Р. порекомендовать мне преподавателя скульптуры, который смог бы меня проконсультировать перед экзаменами. Меня тут же отправили к одному очень интересному преподавателю, одно общение с которым уже много мне дало. После непродолжительной беседы он выдал мне "розетку" и отправил лепить домой, ожидая меня с готовым результатом на следующий день после первого экзамена. Я купила 4кг скульптурного пластилина и отправилась домой до ночи вылепливать этот барельеф, в то время как все остальные расслаблялись и набирались сил перед началом экзаменов. Стоит ли говорить как наутро у меня болели пальцы! Благо скалолазное прошлое дало мне неоспаримое преимущество - силу хвата! Так что, я думаю, я еще легко отделалась! Наутро размяв пальцы с разогревающей мазью (прием, который я часто использую в период активных тренировок, чтобы от сильной нагрузки не травмирвоать сухожилия), прихватив с собой 3х килограммовую гипсовую розетку-оригинал и 3х клиограммовую пластилиновую версию, я отправилась на первый экзамен.
На экзамене нас делили на группы, каждую вручали в руки куратора-"надзирателя" и отправляли в свою аудиторию, где было на выбор две постановки, равноценные по сложности. Наша группа, состоящая из скульпторов и двух коммерческих живописцев, в числе которых моя Катюша (у нее уже есть СПО), по численности населения была самой уютной. Куратором нам поставили чудесного преподавателя с отделения скульптуры, очень общительного и улыбчивого. На наших постановках были: 1)куб, пирамида и цилиндр на боку; 2)куб, шар и (к своему стыду не знаю названия этой фигуры) широкий низкий цилиндр с круглым отверстием.
Я прекрасно помнила наставления Лены: успеть забежать в аудиторию, схватить мольберт и занять самое удачное, с точки зрения композиции, место. Но у меня было две розетки, одну из которых надо было класть аккуратно, потому что она не моя, а вторую, потмоу что из пластилина! В итоге, когда я уложила розетки, все уже заняли свои места. Поняв, что торопиться уже некуда, я внимательно осмотрела обе постановки и пришла к выводу, что лучше там, где больше всего народу - на первой постанвоке!) Благо осталось одно свободное место в первых рядах, но в углу у стены, дальше всего от окон. Но, как выяснилось, у меня была очень удачная точка обзора и композиционно предметы прекрасно связались друг с другом: на переднем плане куб, за ним пирамида, чуть выглядывающая справа, и цилиндр, лежащий на боку, справа. Жаль, не могу показать свою работу - фотографировать запрещали под угрозой "дисквалификации", да и у меня духу не хватило.
Времени на рисунок давалось предостаточно. Оно и поняно: составить композицию, построить предметы, разложить по тону и заштриховать, чтобы при это рука не отсохла! С первым пунктом я справилась быстро, предвкушая как бодро пойдет вся работа, но не тут-то было. Начала я строить куб и... у меня не поулчалось это целый час! Сказать, что я расстроилась и пала духом, занчит ничего не сказать. Но меня так просто не сломить и я, решив наплевать на требования, решила строить не по правилам, а, так сказать, от руки, в заключение скрыв следы "преступления" качественной штриховкой. Ну, мол, линии построения тут где-то есть, но их совсем не видно ;) таким образом, построила и почти полностью заштриховала рабботу в первый же день, что меня немного смутило. В течение всего дня я то и дело предпринимала попытки попереживть из-за того, что получится все очень плохо, но как-то не поулчалось, потому что переживать - не мой конек. Я теперь автоматически превращаю переживания в фарс. Так хотя бы живется веселее! ;)
После первого дня рисунка я пошла "предъявлять" слепленную розетку преподавателю по скульптуре. Вполне очевидно, что коль это мой первый опыт лепки, то и работа была соответствующего качества, пропорции не соблюдены, слеплено грубо, чему, кстати, есть оправдание - пластелин бел твердый и с непривычки и не имея должного инструмента (
стеки приехали чуть позже, а на тот момент у меня были только деревянные
цикли) было тяжеловато. Но тем не менее, я получила колоссальное удовлетворение от работы, несмотря на усталось! Это комплект моих инстурментов на момент экзаменов - то,что я смогла найти дома или в ближайшей худ.лавке. Чуть позже моя коллекция изрядно расширилась, когда приехал заказ из Москвы.
Очень увлекательно пообщалась с преподавателем, получила много полезных рекомендаций, в том числе узнала о некоторых хитровымудренных приспособлениях, таких как, например, вот этот апгрейд кронциркуля для снятия размеров со сложных объектов.
Одухотворенная, я выпорхнула оттуда как бабчока, в ожидании грядущего экзамена по Скульптуре. А пока надо было сдать Рисунок, чем, собственно, я и занялась на следующий день. Пришла, увидела, что да, чъорт подери, куб немного скосил, чуть сильнее уйдя в перспективу, чем остальные предметы, но деваться уже было некуда, весь рисунок практически закончен, и я со спокойной душой за час добила рисунок и пошла отдыхать раньше всех!
Система такова, что оценку по сданному предмету, можно узнать лишь придя на следующий экзамен и получив экзаменационный билет, который по факту является документом, удостоверящим личность и доспукающим к экзамену. Придя на Скульптуру, я выяснила что по Рисунку поулчила оценку 5 по 7ми балльной системе, что не могло меня не порадовать! Приободренная, я приступила к Скульптуре, где барельеф оказался еще проще чем тот, что я лепила дома!
Пребывая в неведении об уровне, который необходимо показать на экзаменах, и несколько переживая на счет этого (неизвестность - единственное, что меня может выбить из колеи), я обомлела, когда увидела абитуриентов-скульпторов что называется "в деле": они были абсолютно неподготовлены! Зная, что предстоят работы с материалом, вероятность испачкаться в котором стремится к 100%, я взяла с собой рабочую рубаху. Такая я была одна. Инструмент для работы с глиной помимо меня был еще одной девочке, весьма скудный и как мне показалось, это были вовсе резцы по дереву. У остальных же инструменты не было. Про этот хитрый измерительный прибор я и вовсе молчу. И ненароком закрался в мою голову вопрос - а что же они тут делают, что они тут забыли?!
Нет, я не хочу обидеть никого из ребят. Более того я понимаю, что в их возрасте серьезного отношения к таким вещам быть не может. И вот тут я хочу кое-что рассказать о возрасте.
Места для приема были распределены следующим образом: всего бюджетных мест 48, из них на дизайн 26, на живопись 12 и на скульптуру 10. На каждой специальности в свою очередь количество мест делится пополам - одна половина для тех, кто поступает после 9го класса, вторая для тех, кто после 11го, какая, например.
В нынешнее время, судя по воспоминаниям выпускников, Училище пребывает не на пике популярности и свидетельство тому количество и распределение поданных заявлений
Как видите, на Скульптуру после 11го идут 2 человека, включая меня. Увы, тенденция такова, что туда идут те, кого в другие места не возьмут. Это-то и объясняет и уровень подготовки абитуриентят! На моем направлении конкурса не было, что немного обесценивает мою заслугу, но это все мои личные тараканы дразнятся и мы закроем на это глаза.
Во время экзамена я заметила одну интересную вещь: с возрастом, с опытом, приходит способность быстро делать свою работу, сохраняя при этом основательный подход. Другими слвоами, я опять справилась за первый день. Еще одна вещь, появившаяся с возрастом - это наблюдательность! Способность ВИДЕТЬ оригинал, анализировать его и подмечать несоответствия. На второй день мне оставалось лишь подправить недочеты и "отшлифовать" работу. Получилось очень аккуратно и вполне похоже. Именно "вполне", что было явно недостаточно, ибо получила я 6 по 7ми балльной системе.
Последний экзамен - Композиция. Тема общая для всей группы. Суть - увидеть, кто как ее интерпретирует и реализует задуманное. Билетик тянула я, как судя по всему самая крайняя взрослая и тем самым видимо "выделяющаяся"! :) Тема выпала "классическая" - семейный отдых. Ограничение по высоте - до 15см. Думала долго и напряженно. И от какого-то глупого волнения не могла нарисовать эскиз - застеснялась! Накидала сначала в общих чертах изображение, сделала каркас из проволоки, набрала общий объем глиной, стеками придала ему форму, и только потом дорисовала эскиз, насколько хватило умений. Слепила беременную девушку, сидящую полубоком, оперевшись на одну руку, на песочке, а на ее коленях голова мужчины, лежащего на спине и закинувшего ногу на ногу. Высоты хватило впритых: с учетом, что самая высокая фигура сидит, можете представить, насколько крупная получилась скульптура. имея познания в пластической анатомии, я смогла насколько возможно точно передать все пропорции. Жаль, но сфотографировать так же не удалось, но я лелею надежду, что с началом учебного года я смогу напроситься и глянуть на экзаменационные работы. Детки же, в свою очередь, лепили маленькие фигурки из пластилина.
Здесь хочется рассказать забавную историю, случившуюся во время экзамена по композиции. Зная заранее, что есть вероятность плести каркас из проволоки, я прихватила свои инструменты для работы с проволокой. Это маленькие пассатижики, кусачки и полукруглогубцы. Инструмент реально маленький, будто кукольный, что и восхитило нашего куратора! Он стоял с этими пассатижиками и дико смеялся. Узнавал, откуда я их взяла, и сетвоал на то, что во времена его учебы небыло подобного инструмента. Его восторг был искренним и все это было очень премило:)
Оценку за экзамен по Композиции я узнала уже после объявление списков зачисленных. Я получила 7 из 7, что меня очень обрадовало! Итого 18 баллов из 21,что означает я выложилась на 85% из 100! Это вполне неплохой результат, учитывая каких-то 2 месяца подготовки к экзаменам не по выбранной специальности! :)
В итоге зачислены были все два человека на отделение скульптуры на базе 11го. А на 3 свободных места нам отправили ребят с резерва живописи (т.е. не поступившие): одного на базе 11го и двух на базе 9го.
К бою готов!
Так что 1го сентября меня ждет классическая линейка и 4 года "увлекательнейшего" обучения. Как все пойдет и совпадут ли ожидания с реальностью, я думаю, я Вам еще расскажу ;)