Продолжаем балладу о том, как вместо погожего солнечного денька, поющих птичек и очаровательной девушки видеть жесткий источник света, перьевой пух на матрице и корявую модель.
Начало:
Как учиться управлять светом. Часть 1-я.
Три шага постижения дзен мы уже упоминали:
- Откажитесь от любого сектанства.
- Научитесь видеть свет вокруг себя.
- Никогда ничего не зубрите.
Едем дальше.
- Замуруйте себя в студии.
С высокой колокольни мне на ваши возражения, мол вы снимаете только на пленере или только в естественном интерьере.
Иосиф Виссарионович выше уже высказался по поводу этих иллюзий о «только».
Да и вообще... в случае двух вышеозначенных условий вы, скорее всего - свадебщик. Нет-нет, не «свадебный фотограф», что является достойной и уважаемой профессией, представители которой занесены в Красную книгу как вымирающий вид. А именно «свадебщик», что вообще есть не профессия, а состояние души, типа «водитель маршрутки»... только еще хуже.
(Так и вижу, как сейчас каждый подумал: «Ну я-то свадебный фотограф, а не свадебщик». Чувак, перестань теребить ключи от маршрутки и внимай!)
Студийная съемка вас не привлекает? Ну и оставайтесь дальше дураками.
Для остальных скажу так - это база, фундамент и тот самый слон, на котором покоятся три кита, на которых стоит Земля, по которой бегают немытые свадебщики, крича «ыыыыы».
И без этого слона... ну, не стану тыкать пальцем, но вы и сами наверняка знаете множество весьма хороших и талантливых фотографов, которые годами топчутся ровно на одном месте, вокруг одного сюжета с одним и тем же стилем. Узнаваемость стиля и постоянство? Успокаивайте свою маму этим нелепым аргументом. «Застой» это называется... в малом тазу. Приседайте чаще.
Открою страшную тайну. Я сам не снимаю в студии почти никогда. Там скучно, банально и вечно топчется прорва лишнего народу, что привлекает только если вы любитель групповушки. Студийная фотография, которую я смотрю как зритель, регулярно вынуждает меня обращаться в травмпункт с вывихом челюсти.
Однако вся магия, которая используется на пленере, на локации, в любом интерьере, все способы, которыми можно изменить реальность - это именно студийные наработки в той или иной степени или же их производные.
Не спешите на пленер. Там клево, просто и быстро. Поставил модель, сисечки показал, щелкнул, в ЧБ перевел - художественно. Ну-да, ну-да.
На самом деле на улице у вас всегда есть навязанные свыше условия в виде света и погоды. А закон бутерброда пока еще никто не отменял. И чтобы не зависеть от тех условий, вы должны уметь исходные данные а) Анализировать и б) Видоизменять. Для такого фокуса вам следует быть не мартышкой с фотиком, а упырем 80-го левела. И скилл прокачивается из Пункта 2 и из работы в студии.
Там у вас есть черный квадрат и куча приборов, насадок, модификаторов и разных других няшек, которые вы можете попробовать, подвигать, понаклонять, поплакать, потом опять подвигать. А главное - увидеть изменения, которые происходят в результате ваших действий. И не просто «увидеть», а ощутить их на вкус, тактильно, нутром. Впитать суть и смысл прямой капельницей в вену.
«Я подрочил на вспышку, в результате на лампе образовалась матовая пленка и свет стал чуточку мягче, а пятно блика ровнее на краях, вау! Но поскольку мое либидо имеет предел возможностей, то в случае использования шести приборов рациональнее воспользоваться диффузными гелями, которые мы оденем на рефлекторы.»
Так что план действий такой - покупаете прорву Доширака (скрытая реклама), берете страшную как смертный грех и отчаянно влюбленную в вас модель и замуровываетесь в студии на год минимум. Воду и хлеб вам будут проталкивать палкой под дверь.
Далее определяем температуру по больнице и строим хитрый план. Представим, что вы вообще свадебщик ни ухом, ни рылом, ничего не понимаете и не умеете. Тогда:
ОТ ОБЪЕКТА К ПРОСТРАНСТВУ.
Сначала научитесь светить по предмету. Предметом может быть модель, а в идеале попросите протолкнуть под дверь маленький стеклянный пузырек с духами.
Строить свет по маленькому объекту, да еще и стеклянному - это самое сложное и страшное. Если вы научитесь светить на духи, то потом построить схему на здоровенную тетку, влюбленную в вас - это просто «тьфу», как нечего делать.
Я, пока был совсем маленьким и сопливым, увлекался такой темой, снимая рекламу для журнала Vogue. Справедливости ради, мне это очень быстро надоело, но свой бесценный опыт (и не только в плане света) я получил:
Кстати, сходите к Игорю Сахарову на мастеркласс, вот кто посвятил жизнь съемке мелких объектов -) Он это делает долго, делает круто, а еще у него очень хороший «сарафан» по поводу его обучения. Сам давно собираюсь заглянуть при случае.
Есть еще одна тема, не менее сложная, но труднодоступная простому смертному - съемка очень крупных объектов типа машин. Там чтобы один правильный длинный блик создать, иногда нужно светить 10-ю приборами в 30-метровый отражатель на потолке. Но ладно, это лирика, и для такого опыта нужно эмигрировать в Германию, в России ни единой профстудии для съемки автомобилей нет.
Поиграйтесь с бутыльками, потом приступайте к «мясу». Хорошенько разберитесь со всеми этим шаманством с направлениями. Рисующие, заполняющие, моделирующие, контровые, точечные, сюжетные, блики, отражения, рефлексы, паразитные света и тд.
Сто раз все это меняйте, модифицируйте, двигайте, гоняйте модель, пока не получите то, что хотели. Не идите с собой на компромиссы. Требуется не «примерно», не «похоже», а именно так, как было задумано.
В процессе успеете понять, почему владельцы студий, красящие стены и потолок в белый цвет - моральные уроды, недостойные гордого звания «человек».
Потом пространство.
Чтобы светить по модели, много ума не надо, достаточно быть, прости господи, фешен-бьюти-фотографом (даже слово какое-то неприличное). Там вообще основной скилл - это кадровый менеджмент. Нашел клевого визажиста, отыскал хорошего стилиста - и все... пешка стала ферзем, ты уже мегафотограф, и на тебя молятся все вконтактовские малолетки.
По пространству свет сложнее, разнообразнее, плюс требует наличие логики и серого вещества. Ведь у вас появилось больше одной переменной в кадре!
Начните тупо со света по фону. Все эти теневые маски в 20 вариантах создания, световые маски, их различные сочетания, совмещение с отражающими поверхностями разных типов и тд.
(Не получается? Ну ведь всегда есть коронный вариант, собрать все приборы и насадки в центре комнаты... сгрести это в большую кучу... и с этой горы вниз головой.)
Потом, лет через 20, сможете перейти к реальному интерьеру, «живому» свету и его имитации, логике пространства, свету как композиции. Тот этап, когда вы 3 часа, высунув язык от усердия, строите свет, любовно ласкаете каждый рефлекс, а потом просите войти модель в кадр и первая мысль «Твою же мать, она мне закрыла своей тушей всю красоту!»
ОТ ИМПУЛЬСНОГО К ПОСТОЯННОМУ.
С постоянным светом работать легче, и привычнее, а потому оставьте это до лучших времен, в нынешний период жизни вы должны страдать.
Импульсный свет имеет свои существенные недостатки, хотя бы в виду его «неочевидности». Мы получаем не ту картинку, которую видим глазом. А намного контрастнее и резче.
Это дискомфортно, потому что вынуждает заиметь «левел ап» в виде привычки видеть свет не глазами, а мозгами (тут фешен-фотографам предлагается порыдать, а свадебщикам застрелиться). Эта привычка приобретается только и исключительно с опытом и никак иначе. Однако сие свойство организма сильно поможет вам в дальнейшем при работе с любыми светами, в том числе с естественными, с постоянками и проч.
Зато преимущества импульса налицо - маленькая дешевая пукалка на 500 Дж даст вам света раза в три больше, чем 30-киловаттный постоянный прибор, весом в 200 кг и стоимостью как поляхты Абрамовича. Нехило?
Кстати, именно такими монстрами (30 киловатт) светят в фильмах типа «Матрицы», когда снимают замедленные движения на высокоскоростные видеокамеры. Питаются они от грузовиков.
Но мы-то, фотографы, не пальцем деланы, у нас статичная картинка. А потому лампочкой за 25 000 рублей можно заткнуть за пояс любого Нео с его беготней по стенам. Хотите сделать из солнца луну? Раз плюнуть - 1200 Дж и вперед.
Уже потом, потешив вволю свое эго, можно переходить к постоянке и почувствовать «какая же лажа этот ваш импульс».
Еще лет через 40 начать смешивать тот и другой свет, приплетать к нему естественные света солнца, плюсовать свечи и огонь пожарища.
ОТ ЭФФЕКТИКОВ К СУТИ.
То, чем любят заниматься девочки в самом начале, порождая тренд «Российская женская сентиментальная фотография», стоит оставить как раз на последний этап вашего заключения в стенах студии.
Блики, туманности, размазанности, шевеленка, софт-картинка, съемка со снятым с байонета объективом и прочая вакханалия и содомия.
Почему в конце. Причины две:
1. К тому моменту у вас будет накоплен достаточный опыт и понимание света, чтобы вы легко разбирались, как создать интересующий вас эффект, по какому принципу он «живет» и за счет чего образуется. А не тыкались как слепой котенок по углам.
2. Если вы не свадебщик, то уже должны будете прийти к несложной мысли, что эффектик - это не более чем инструмент. Он должен применяться зачем-то.
В ином случае вы встанете в один ряд с множеством фотографов, которые в своем творчестве занимаются «фотографией напильника».
Поясню. Мысль «Я сегодня буду снимать со смешанным светом» недостойна вас, отбросьте ее с выражением брезгливости на физиономии. (Единственное оправдание этого мотива - вы пока что учитесь.)
Во вменяемом состоянии вы можете самовыражаться примерно так: «Сегодня я задумал проект с такой-то темой. Чтобы реализовать эту мысль и визуализировать ее, уместно будет применить технику смешанного света, это лучше раскроет мою идею.» Разницу чувствуете, где тут лошадь и с какой стороны у нее телега?
Ох уж эти напильники... Вы не замечали за сектантами пленочной фотографии, что они часто вконец теряют нюх из-за собственной шизофрении? То есть снимают совершенно унылое говно, но искренне тащатся, ибо «Ну как же! Пленка же!»
Да всем насрать. Хоть пленка, хоть сопли свои пальцем по бумаге размазывайте, важно только - хорошо вышло или пора в рейс по 144 маршруту.
* * *
Да, чуть не забыл, для тех, кто понимает меня слишком буквально (как про "палку с гвоздем"). Все написанное выше не означает, что вы обязаны перманентно зависать летом в четырех стенах. Хочется фотографировать на пленере, фотографируйте, хоть котят идите снимайте. Просто основная часть обучения свету будет для вас именно в студии.
Понесло меня на бла-бла, успел сегодня только один пункт описать. Продолжение бразильского сериала про свет читайте на выходных.
Продолжение статьи:
Как учиться управлять светом. Часть 3-я "Режим бога"..
Как учиться управлять светом. Часть 4-я "Говно художника".
Следить за новостями (+):
Приглашаю: САМАЯ ПОЛНАЯ программа мастерклассов в МОСКВЕ 16-26 апреля.
Последнее интересное в блоге:
- Режим фототерминатора или «Как убить Золушку».
- Рисунок светом. Новый выпуск
- Четыре коня апокалипсиса. Как спланировать обучение фотографии.
- О фототусовке. Сферический срач в вакууме.
- Объявлен ФОТОКОНКУРС с призами.
- Хроники фотографа. Взаимоотношения с моделью.