"17 мгновений весны", часть 5 - рижские сигареты и бальзам?

Oct 16, 2007 06:14

На эти эпизоды из фильма обратил внимание ipaat, он же прокомментировал их, я лишь дополняю некоторой информацией. Представляем плоды общего труда вам. Итак, была ли у Штирлица бутылка "Рижского бальзама" и курил ли рижские сигареты профессор Плейшнер?





Вначале о бутылке "Рижского бальзама". Речь идет об эпизоде, описанном у Ю. Семенова так:

Штирлиц принес коньяк, налил Холтоффу и себе. Они молча выпили.
- Хороший коньяк.
- Еще? - спросил Штирлиц.
- С удовольствием.
Они выпили еще раз
<...>
- Если мы уйдем втроем к нейтралам?
- Втроем?
- Да. Именно втроем: Рунге, вы и я. Мы спасем миру великого физика. Здесь его спас я, а организовали бегство - вы. А? И учтите: под колпаком вы, а не я. А вы знаете, что значит быть под колпаком у Мюллера. Ну? Я жду ответа.
- Хотите еще коньяку?
- Хочу.
Штирлиц поднялся, не спеша подошел к Холтоффу, тот протянул рюмку, и в этот миг Штирлиц со всего размаха ударил его по голове граненой бутылкой. Бутылка разлетелась, темный коньяк полился по лицу Холтоффа.
http://lib.ru/RUSS_DETEKTIW/SEMENOW_YU/mnoweniya.txt

В Интернете имеется заявление некоего С. Быдзанса о том, что:

То есть внутренняя часть, где Штирлиц бил по голове Холтоффа бутылкой, снималась в павильонах Мосфильма, а вот внешний вид нам предстояло найти в Юрмале. Кстати, еще один тест на наблюдательность: если при очередном показе "Мгновений" по телевидению вы внимательно приглядитесь, то увидите, что Холтоффу досталось по голове бутылкой Рижского бальзама, которую Вячеслав Тихонов приобрел в память о той незабвенной экспедиции.
http://rianova.narod.ru/kul/bdz.html

ipaat пишет: "А я вот помню, что Штирлиц бил беднягу по голове бутылкой с характерной для коньяка формой, а не продолговатой - из-под рижского бальзама. Разумеется, решил проверить и в очередной раз убедился в нечистоплотности многих писак и извращении ими фактов. Ну разве это бутылка "Рижского бальзама"?"



Мой комментарий: действительно мало похоже на бутылку из современного сувенирного набора. Но и на "граненую бутылку" из книги Ю. Семенова тоже. ;-)



Может быть, во времена Штирлица бутылка выглядела иначе?

Бутылка керамическая "Рижский бальзам", начало XX века, высота 28 мм. Отсюда:
http://antikvar21.narod.ru/Glina.htm



Сейчас бутылка выглядит так:



В те времена же, когда снимался фильм "Семнадцать мгновений весны" бутылка рижского черного бальзама выглядела так (спасибо jannifer_spb, которая помогла с ее изображением):



Но самое интересное то, что у немцев были похожие по форме бутылки и именно во времена, близкие к тем, что разыграны в фильме!



Вот что пишется тут: http://www.kladoiskatel.care.lv/viewtopic.php?p=39621&sid=14c51918b6b77c6f24b65633bafedea8

Бутылка - среди копачей именуется рижский бальзам,хотя на самом деле немецкое вино. А вот как это выглядит 90 лет спустя. Современное производство. И это уже не вино, а водка.



То есть теоретически Штирлиц мог бы шандарахнуть Холтоффа по голове бутылкой, похожей на бутылку от нашего "Рижского бальзама". Но кинематографисты до этого не додумались... :-)

Ну и кратко о самом бальзаме, раз уж зашла речь...

Создание рижского чёрного бальзама (латыш. Rīgas Melnais balzams)

Латвия издавна известна за рубежом Рижским черным бальзамом, который стал чем-то вроде национальной «торговой марки» и любимого сувенира иностранных гостей. Необычно черного цвета, крепкий, почти густой напиток похожий на ликер издавна считается напитком, обладающим различными целебными свойствами.

История Рижского черного бальзама восходит к середине XVIII века. Рижский аптекарь Абрахам Кунце на основании старинного рецепта водочного настоя целебных трав, относящегося к XVII веку, изготовил "чудо-бальзам", который под названием Бальзам Кунце был предложен в 1789 году в качестве лекарства русской императрице Екатерине II, мучимой коликами (при этом, колики были в спине и бальзам был для наружного употребления). Оценив по достоинству целебные свойства бальзама, Екатерина II даровала Кунце привилегию на его изготовление. И начиная с 1789 года, в Россию ежегодно отправлялось 300 тысяч керамических бутылочек этого напитка.

Так появился лечебный бальзам "Рижский" (Кунце) крепостью 16%. Точный рецепт до сих пор держится в большом секрете, однако известно, что бальзам состоит из 25 ингредиентов и включает ягодные соки и различные виды растений, трав и настоек из корнеплодов. В состав его входили: ароматическая вода - 75%, спиртовая настойка - 22,5% и настойка шафрана 2,5%. Для получения ароматической воды композицию из цветов лаванды, листьев мяты перечной, розмарина и шалфея, плодов укропа, коры корицы заливали смесью 87% спирта (70 мл) и воды (300 мл) и настаивали 24 часа, а затем дистиллировали и отбирали 200 мл ароматической воды.

Рижский бальзам Гёте назвал эликсиром молодости и воспел его в поэме Фауст. Подобных восторженных оценок напитка очень много.
С 1860 по 1935 гг. бальзам Рижский получил 33 золотые и серебряные медали на международных выставках.

В 1845 году промышленник Алберт Волшмидт основал в Риге завод для производства бальзама. С тех пор вплоть до Второй мировой войны секрет приготовления напитка хранили представители династии Шрадеров, которые работали на заводе мастерами. В 1939-м они уехали в Германию, не продав секрет даже тогдашнему хозяину предприятия.

Теоретически Штирлиц мог бы попробовать этот бальзам в свое время...

Кстати, в годы Второй мировой войны рецепт был утерян и только в 1954 г. восстановлен.
На сегодняшний день Рижский бальзам производится только одной компанией - Latvijas Balzams, и получил уже несколько международных наград. Настой Рижского чёрного бальзама выдерживают в дубовых бочках, где он приобретает свой характерный насыщенный и немного горьковато-сладкий вкус. "Рижский" бальзам выпускается в керамических бутылках емкостью 0.04 л, 0.2 л, 0.35 л, 0.5 л, 0.7 л и 1.0 л, которые удачно защищают содержимое от солнечных лучей и от резкого перепада температур. К сожалению, керамические бутылки не защищают бальзам от подделок. В 1997 году был выявлен фальсифицированный "Рижский" черный бальзам, закрытый пластмассовой пробкой, крепостью 50,4% вместо положенных 45%, с содержанием бутылки, совершенно не соответствующим латвийскому напитку.

Источники информации:
http://www.publish.diaspora.ru/beer/articles/onapitkax003_7.shtml
http://www.blctt.metolit.by/ru/dir/index.php/336
http://www.latvijasbalzams.lv/html/rus/28554.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/



В дополнение к этой информации:

Известный в Риге тех времен т.н. бальзам Кунца, который получил имя от своего создателя рижского кузнеца Абрама Кунца, имели право производить и продавать сам создатель и после его смерти те, у кого имелся подлинный рецепт. Через несколько лет появился русский торговец Симон Лелюхин, который начал производить бальзам в большом количестве и в этих целях основал свою фабрику на Кливерсале. О фабрике Лелюхина и дальнейшей судьбе производства бальзама я писала здесь: http://renatar.livejournal.com/58778.html
Дома, которые видны за первым рядом домов на картинке выше, с красными черепичными крышами, принадлежали бальзамной фабрике Лелюхина.



Перейдем же теперь от Холтоффа с его коньяком, а не бальзамом, к сигаретам профессора Плейшнера.

Все тот же Быдзанс пишет здесь: http://rianova.narod.ru/kul/bdz.html
Надо заметить, что Евгений Александрович был столь же замечательным актером, сколь и заядлым курильщиком. Едва соскочив с подножки "Латвии", он побежал в киоск, где закупил образцы всех сигарет Рижской табачной фабрики: и "Вецригу", и "Элиту", и даже "Золотое руно". Ну и, разумеется, "Ригу", которая в те годы выпускалась в твердых белых пачках с гербом Латвийской столицы. В таких пачках было удобно хранить соль, перец, корицу, гвоздику, гвозди, скрепки и кнопки. Впрочем, это опять лирическое отступление.

- Где же видано, чтобы немецкий профессор со шведским паспортом в столице Швейцарии курил "Беломор" фабрики имени Урицкого? - пояснил Евстигнеев свои приобретения. И действительно, если хорошенько вглядеться, то можно увидеть, что в портсигаре у Плейшнера лежит "Рига". Это, конечно, не относится к той цигарке, которая лежала отдельно и с ядом, если под ядом не подразумевать табак вообще.

ipaat пишет: "Мне стало интересно, так ли это - так ли уж ошибся реквизитор, так ли легкомысленно просмотрели и оператор, и режиссер эту мелочь. Ан нет!
Крупный план портсигара появляется перед нами дважды. Первый раз - в 7-й серии. Вот этот кадр".



"Скриншот я делал с отреставрированной копии, выпущенной компанией Крупный план - официальным дистрибьютором "Мосфильма". Эта компания берет в Госфильмофонде РФ оригиналы негативов наших лучших фильмов и заново их сканирует и чистит. Так что можно сказать - перед нами та самая картинка, которую снимал Петр Катаев. И что же мы видим? В 90% того времени, что портсигар виден в кадре, каких-либо отличительных черт папирос в нем разглядеть почти невозможно - все они практически в пересвете (очень белые). Единственный момент, когда пересвет уходит - это когда Евстигнеев-Плейшнер перекрывает рукой папиросы, тянется к той, что с ядом. Именно этот момент я и ухватил и даже увеличил видимую часть папиросы с ее "отличительными знаками". И что же? "Рига"? Вовсе нет. Текст разобрать вообще очень сложно. Тем более сделать это за ту долю секунды, когда надпись читаема. В этот раз пресловутой марки папирос "Рига" мы явно не обнаруживаем. Надпись на папиросе, та что мы видим, на самом деле очень проста - это "Der" - артикль мужского рода на немецком языке. Очевидно, что за ним следовало название папирос, например - "Der Siebzehn Moment der Frühling" :-)))

Посмотрим второе появление того же портсигара - в 9-й серии:



"В течении ВСЕГО кадра папиросы находятся практически в пересвете и разглядеть ничего невозможно - Евстигнеев по-другому заносит руку. Так что опять "Риги" нет.

Вывод: примазаться к чужой славе и рассказать о ней свою легенду может каждый. Может быть, даже хорошо, что этот фильм оброс таким количеством легенд - значит его по-настоящему любят...

P.S. Как профессионал-кинематографист могу добавить, что оба вышеописанных кадра снимались одновременно, а потом уже были раскиданы по разным сериям. В первую очередь это обусловлено крупностью плана, для соблюдения которой нужна определенная длиннофокусная оптика и вряд ли ее стали бы надевать дважды. Мое предположение подтверждается и тем, что задний план (он немного не в фокусе) в обоих кадрах совпадает - переставлять камеру на другое место из-за щербинок в парапете не стали - ибо слишком уж тягомотно наводить фокус на эти папиросы. но это довольно маленькая хитрость киношников, которую простой зритель конечно же не заметит. :-)

Остается добавить - может быть пресловутая надпись "Рига" скрыта за резинкой, придерживающие папиросы? Но тогда у автора приведенной цитаты явно рентгеновское зрение :-))

Самое главное то забыл! Эта сцена вообще снималась не в Риге, а в городе Майсен, близ Дрездена, в тогдашнем ГДР. Об этом четко говорится в фильме Леонида Парфенова "Семнадцать мгновений весны. 25 лет спустя".
Вот оригинальный кадр:



А вот как выглядело это знаменитое место в 1998 году во время съемок фильма о фильме (слева - режиссер-постановщик Татьяна Лиознова, справа - сам Леонид Парфенов, изображающий походку Плейшнера):



Теперь, полагаю, тема папирос из Риги закрыта окончательно.

К словам ipaat могу только добавить, что хотя маловероятно приобретение рижских сигарет в немецком Мейсене, тем не менее тут также мог быть интересный казус.

На сайте, посвященном роду Майкапаров, есть такая запись:

РОДСТВЕННИКИ СЕМЬИ МАЙКАПАР В НАЧАЛЕ XX ВЕКА ЯВЛЯЛИСЬ ВЛАДЕЛЬЦАМИ ТАБАЧНОЙ ФАБРИКИ - Акц. Общ. А.С. Майкапар Москва-Рига-Берлин.
Папиросы 1-го сорта РИГА 25 шт. http://www.maykapar.ru/dynasty2.shtml



Берлинское производство Майкапара вполне могло снабжать немцев в начале ХХ века такими пачками:



Могли ли такие пачки "заваляться" в закромах у рассеянного профессора Плейшнера? Вот в чем вопрос! :-) К сожалению, кроме сайта Майкапара пока нигде не нашла других сведений о его производстве. Возможно, что в годы 2-й мировой войны оно сохранилось и даже выпускало эти сигареты? Под тем же или иным названием?



Кстати, в книге Юлиана Семенова не упоминается о портсигаре, и вообще профессор Плейшнер не курил! Особенно это заметно во время его разговора со Штирлицем:
Штирлиц обвел внимательным взглядом подвал: ни одной отдушины здесь не было, аппаратуру подслушивания сюда не всадишь. Поэтому, затянувшись крепкой сигаретой, он сказал:
- Будет вам, профессор...
http://lib.ru/RUSS_DETEKTIW/SEMENOW_YU/mnoweniya.txt

Штирлиц курит во время беседы, Плейшнер нет. Ни единого упоминания о том, что он когда-либо прикасался к сигаретам или папиросам.

Но в целом два мифа о фильме удалось развенчать...

Ссылки на другие части:
17 мгновений весны, ч.1 - где снимался фильм? http://renatar.livejournal.com/100399.html
17 мгновений весны, ч.2 - рижский вагон http://renatar.livejournal.com/100871.html
17 мгновений весны, ч.3 - церковь пастора Шлага http://renatar.livejournal.com/102175.html
17 мгновений весны, ч.4 - церковь пастора Шлага внутри http://renatar.livejournal.com/102760.html
17 мгновений весны, ч.6 - где рожала радистка Кэт? http://renatar.livejournal.com/105351.html

Кино, Мелочи, Рига, Штирлиц, На_сладкое

Previous post Next post
Up