Меня давно просили рассказать о своих немецких впечатлениях, но поскольку это было почти 20 лет назад, то всякий раз находились более актуальные темы и вопросы для разговора. Тем не менее, в прошлом году рассказала о первых шагах на немецкой земле, в аэропорту Франкфурта-на-Майне
здесь. Следующим городом стал Мангейм. В сегодняшнем посте будет немного о театральных традициях здесь (о Моцарте и др.) и архитектуре местного театра, очень сильно повлиявшей на дальнейшее строительство театров в мире (Мис ван дер Роэ и др.).
Мангейм (нем. Mannheim, произносится Манхайм) - город в Германии, второй (после Штутгарта) по величине город в земле Баден-Вюртемберг. Мангейм расположен на северо-западе федеральной земли Баден-Вюртемберг, на границе с землями Рейнланд-Пфальц и Гессен. Это очень близко от французской границы и влияние Франции здесь опосредованно, но ощущается... Мангейм сам по себе нестандартный город, как вы видите по его плану, и о нем еще будет отдельный пост.
Сегодня просто хочу вынести тему о театре отдельно, т.к. она не вписывается в рамки простого обзора по картинкам.
Сначала кратко о традициях искусства в городе.
Мангеймская капелла - один из лучших на континенте симфонических оркестров.
В академической музыке выделяют движение, известное как Мангеймская школа, в числе которой Мангеймская капелла (симфонический оркестр, который считался одним из лучших в Европе середины XVIII в.). Мангеймская школа явилась переходным стилем от барокко к Венскому классицизму (Гайдн, Моцарт, Бетховен). Она играла важную этапную роль в формировании симфонии как музыкального произведения. Руководителем мангеймского оркестра был Ян Стамиц известный композитор, скрипач и дирижер. Он является ярчайшим представителем мангеймской школы, вместе с такими композиторами как его старший сын К. Стамиц, Х. Каннабих, Ф.К. Рихтер, А. Фильц.
"Благодарю тебя, Господи, что я снова очутился в моем любимом Мангейме!", душа австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта ликовала, когда он в 1778 г. вновь вернулся в Мангейм. Впервые великий композитор побывал в Мангейме еще в шестилетнем возрасте, когда состоялись его первые большие гастроли. В 1778 г. Моцарт поселился в Мангейме, где познакомился с семьей Веберов (вскоре Констанция Вебер стала его женой). В этом городе Моцарт написал многие свои произведения. Город с благодарностью вспоминает своего знаменитого гостя. До настоящего времени культура и искусство в Мангейме ценятся так же, как во времена Моцарта," - утверждают сотрудники мангеймского туристического бюро. Но в те времена Мангейм не был столь гостеприимен к Моцарту...
Цитата о пребывании Моцарта в Мангейме:
Как в Мюнхене, так и в Мангейме Моцарту невозмож но было оставаться без определенного положения, а потому он не замедлил явиться к инспектору музыки, графу Савиоли, который представил его курфюрсту. Моцарт получил приглашение играть при дворе и был принят чрезвычайно любезно всей курфюрстской семьей. Моцарт попросил Савиоли выхлопотать ему место придворного композитора. Моцарт, исполненный самых радужных надежд, каждый день бегал к графу в ожидании ответа. Но ответ не приходил: курфюрст был слишком занят то охотой, то придворными праздниками. Так, по крайней мере, объяснял Моцарту граф Савиоли.
На самом же деле против него шла деятельная, хотя и скрытая интрига, в которой, как полагают, главную роль играл некий Фоглер, вице-капельмейстер. Он ненавидел Моцарта за его гениальность. Пока наш путешественник оставался в Мангейме на положении гостя и частного лица, музыканты относились к нему дружелюбно; но лишь только до них дошли слухи, что он хлопочет о месте при капелле, как в их сердце поднялась тревога, и они употребили все усилия, чтобы удалить дерзкого и опасного соперника. Интриганы убедили легковерного курфюрста, что Моцарт «не более, чем шарлатан, изгнанный из Зальцбурга, потому что он ничего не знает, и что следовало бы отправить его поучиться в Неаполитанскую консерваторию», прежде чем давать ему какое-либо место. Граф Савиоли стал избегать Моцарта. Наконец ему удалось поймать графа, и вот через два месяца тщетных ожиданий он услышал ответ: «К сожалению - нет!» Бедному Моцарту пришлось покинуть Мангейм, чего ему очень и очень не хотелось, и он ни как не мог решиться уехать. Магнит, приковывающий его к Мангейму, скрывался в пятнадцатилетней певице, красавице Алоизии Вебер, к которой Моцарт почувствовал первую страсть. Алоизия была дочерью переписчика нот Вебера, обремененного громадным семейством и терпевшего крайнюю нужду. Она обладала необыкновенно сильным красивым голосом и в шестнадцать лет обещала сделаться знаменитостью. Моцарт писал ей арии, заставляя ее разучивать их под своим руководством, давал ей уроки. Не сознавал ли он сам своего увлечения или не желал в нем признаться отцу, но в письмах своих он только восхищается ее пением, ничего не говоря о ее личности и тщательно скрывая от отца свои чувства. Тогда старушка мать, воспользовавшись временем, когда Моцарт обедал, написала потихоньку отцу про своего блудного сына.
Леопольд, не касаясь сердечной тайны сына, обратился к его рассудку: «От твоего благоразумия и от твоей жизни зависит - остаться ли посредственным музыкантом, которого забудет мир, или же сделаться знаменитым капельмейстером, имя которого сохранится в истории. Уезжай в Париж - и немедленно!» Моцарт опомнился. «После Бога - сейчас отец! это было моим девизом в детстве; при нем же я остаюсь и теперь»,- писал он отцу. Как ни горько ему было, но, покорный воле отца, он подчинил свою страсть рассудку, простился со своими друзьями и уехал, обменявшись клятвами верности с его возлюбленной.
http://www.neya.ru/referat/muzyka/8903/8904/page8.html В 1779 г. в Мангейме был основан театр "Nationaltheater Mannheim".
По др. сведениям, это было двумя годами ранее:
В 1777 был открыт Мангеймский национальный театр, с которым связаны постановки пьес А. В. Иффланда и А. Коцебу, отвечавших вкусам консервативного немецкого мещанства. Этот театр стал центром т. н. мангеймской школы актёрского искусства, вначале близкой реалистическим традициям Экгофа и Шредера, а с начала 19 в. уделявшей основное внимание воспроизведению бытовых черт, второстепенным деталям.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/009/808.htm Здесь в Мангейме состоялась премьера Шиллеровских "Разбойников", одной из величайших немецких пьес. И Национальный театр, где она впервые была сыграна, до сих пор сохранил отличную репутацию. В 18 в. Мангейм был одним из европейских культурных центров, где культивировалась классическая симфония. Но город не почиет на лаврах, а заботится о будущем.
Старое здание театра:
Вторая Мировая война принесла большие разрушения в Мангейм, много исторических зданий было утрачено, многое строилось с нуля. Встал вопрос о создании нового современного помещения для театра. Был объявлен международный конкурс на проект здания - чем он интересен, так это тем, что здесь впервые в мире были высказаны идеи, которые сейчас кажутся чем-то обыденным для современных учреждений культуры и общественных зданий...
Приведу цитату из книги:
Г.К. Мачульский Мис ван дер Роэ
Изд-во литературы по строительству Москва, 1969
Для творчества зрелого архитектора проектирование театра всегда имеет особое значение. Такой заказ - редкий счастливый случай выразить свое понимание многообразных функций театра, возможность вложить в проект смелую идею, революционизирующую, может быть, понятие об этом организме, где взаимодействуют с архитектурой почти все виды искусства. Так, очевидно, рассматривал и Мис ван дер Роэ свою задачу, получив в 1952 г. приглашение участвовать в международном конкурсе на проект театра в западногерманском городе Мангейме.
"Анализ программы на проектирование подсказывал структуру театрального предприятия, состоящую из двух частей: технической и художественной. Обе функции в очень большой степени независимы одна от другой не только по своему характеру, но и по своему смыслу, и поэтому они должны быть соответствующим образом выявлены пространственно.
Так разработка проекта привела к двухэтажной структуре..." - писал Мис ван дер Роэ в пояснении к проекту.
Таким образом, первый шаг состоял в разделении по высоте двух функциональных сфер театра - вспомогательной, где располагались технические помещения, и художественной, содержащей сцену, театральные мастерские и оба зрительных зала с фойе.
Функции театрального организма исключительно сложны. Основное требование, предъявляемое к театру в наше время, - его наибольшая универсальность. Ведь построенное здание должно максимально удовлетворять различным, подчас исключающим друг друга требованиям режиссера-постановщика.
Естественно, что концепция универсального пространства стала основой проекта театра Мис ван дер Роэ: "Я пришел к заключению, что лучший способ организовать такой сложный организм, как театр, это вместить его в огромный безопорный зал из стали и цветного стекла".
К семи открыто поставленным фермам пролетом 80 м подвешена стеклянная призма длиной 160 и высотой 12 м. Под ней со значительным отступом от боковых сторон запроектирован пониженный первый этаж, его стенки с торцов здания несколько выдвинуты вперед. Здесь расположен главный вход. Отсюда, снизу, лестницы ведут в пространство "призмы", в котором свободно, независимо от стеклянной оболочки, помещены не два изолированных зала, а два открытых наклонных сегмента с местами на 1300 и 500 зрителей. Зрительных залов нет, как нет фойе, и кулуаров, - есть только один объем, ограниченный общим потолком и стеклянной оболочкой призмы. Почти ничто не препятствует фантазии режиссера! В огромном пространстве средствами современной техники возможны разнообразные разграничения и трансформации зрительных залов в сцены. А если представить себе такую ситуацию, возникающую, кстати сказать, в универсальном театральном здании, когда массовые мероприятия проводятся одновременно на сцене, в фойе и кулуарах, - в этом случае грандиозное мисовское универсальное пространство шириной в 80 и высотой 12 м выступает в полном блеске.
Новые, еще не изведанные возможности угадывались и в решительном отказе от традиционной изолированности театра от города. В мангеймском проекте Мис ван дер Роэ осуществил идею переливающегося пространства: через стеклянные стены здание открыто во все стороны; оно устремляется в окружающее пространство, в город и воспринимает потоки, идущие извне. Практически эта современная тенденция театрального строительства реализована в здании театра в Гельзенкирхене (ФРГ) архитектором Рунау (одним из авторов теории дематериализации архитектуры. - Г.М.). Через остекленное фойе большого зала здание этого театра открыто непосредственно в город. Для малой же сцены это раскрытие проведено настолько смело, что главная стеклянная стена ее помещения раскрывает вид на город, отчего находящиеся снаружи люди, по крайней мере символически, становятся участниками театрального представления. Здесь достигнут предел раскрытия пространства.
Наружная архитектура мангеймского театра - это усовершенствование приемов, найденных в здании Кроун-холл. Однако у театра цокольный этаж западает за основной объем и трактуется в тяжелом материале - мраморе, что усиливает его контраст с легким прозрачным объемом призмы. Более уверенно выявлены здесь и несущие конструкции, вынесенные за пределы универсального пространства. Решетки металлических ферм ничем не замаскированы и прорисованы рукой архитектора. Таким образом, впервые металлическая ферма - обычная принадлежность мостов и башенных кранов - стала полноправным элементом архитектурного образа общественного здания.
Проект мангеймского театра, содержащий в себе так много нового, в то же время порождает немало трудноразрешимых проблем, относящихся к функциональному использованию здания, его акустике, размещению сложного современного театрального оборудования и с этой точки зрения кажется весьма спорным.
Проект театра вызвал много противоречивых отзывов и, в конце концов, не был принят к осуществлению. Организаторы конкурса, очевидно, не могли пренебречь серьезными претензиями к проекту, а спорное новаторство пространственного решения их не увлекло. Был принят другой, более прозаический проект архитектора Г. Вебера, во многих внешних чертах обязанный идее Мис ван дер Роэ. У него сходный рисунок плана: два зала, примыкая к сценической коробке, образуют удлиненный прямоугольник, конструкции каркаса вынесены наружу, с большой изобретательностью запроектирован трансформируемый малый зал. Однако принципиальное пространственное решение, предложенное Мис ван дер Роэ, опущено.
Проект театра для Мангейма надо рассматривать как попытку одного из ведущих современных архитекторов ответить на задачи, поставленные перед архитектурой современного театрального здания. Следует признать, что время для строительства театра, запроектированного Мис ван дер Роэ, еще не пришло. Его проект, рассчитанный на перспективное развитие техники, мог бы быть воплощен наверное только средствами будущего.
Как вклад мастера в архитектуру проект театра универсального пространства Мис ван дер Роэ займет свое место в галерее оригинальных, хотя и не всегда реалистических идей, к которым относится "тотальный театр" Гропиуса, "спонтанный театр" Ле Корбюзье и "театр органической архитектуры" Райта. Эти проекты, осуществленные в натуре или оставшиеся в качестве блестящих эскизов на бумаге, остаются вехами на пути поисков образа театра будущего.
Вот так выглядит осуществленный в 1957 г. проект Герхарда Вебера:
Сайт театра в Мангейме:
http://www.nationaltheater-mannheim.de/ О мангеймском театре на немецком:
http://de.wikipedia.org/wiki/Nationaltheater_Mannheim Когда я проходила мимо него в 1990 году, он чем-то "зацепил" своми темными стеклами, через которые почти ничего нельзя было рассмотреть... иначе, наверное, он и не запомнился бы. :-))
Интерьеры театра:
К вопросу о театре в немецком городе Гельзенкирхене, который воплотил в себе то, от чего отказались в Мангейме
Гельзенкирхен
Местный музыкальный театр - один из выдающихся образцов немецкой послевоенной архитектуры. Он является воплощением синтеза искусств: архитектуры, скульптуры и живописи, музыки, театра и танца.
http://www.quinta.ru/front_end/region/article/4786 На немецком о театре в Гельзенкирхене:
http://de.wikipedia.org/wiki/Musiktheater_im_RevierТам же об архитекторе Гельзенкирхенского театра:
Werner Ruhnau (* 11. April 1922 in Königsberg) ist ein deutscher Architekt.
1959, Musiktheater im Revier, Gelsenkirchen, mit Max von Hausen, Ortwin Rave
http://de.wikipedia.org/wiki/Werner_Ruhnau - архитектор - уроженец Кёнигсберга! И, судя по всему, он еще жив.
План, к сожалению, нашелся только зрительного зала:
Ну и покажу немного современной архитектуры Мангейма, которая вряд ли попадет в следующий пост...
Кое-что из этого существовало уже в 1990 г., кое-что появилось позднее.
Не ставила целью собирать специальную подборку, много интересного сюда могло и не попасть (в частности, потом покажу сооружения Луизенпарка), просто как отдельные виды...
К сожалению, в те годы (1990) не было возможности фотографировать все подряд, поэтому пришлось пользоваться Викискладом и прочими ресурсами...
Это здание мне чем-то напоминает Гётеанум, но что в нем расположено в Мангейме, увы, не знаю...