Дворец Бирона в Рундале, часть 2-я

Sep 24, 2007 04:32

Очень о многом следовало бы написать, но пока не получается. :-( Пока продолжаю рассказ о дворце в Рундале. В этой части - о том, как дворец был построен, в следующих запланированы рассказы о французском парке при дворце и интерьерах стиля барокко и рококо.

26 июня 1735 года тогда еще граф Эрнст Иоганн Бирон купил комплекс Рундальских имений, переговоры о приобретении которого начались в 1733 г. при посредничестве камергера Э.И. фон Бутлара. Для постройки нового дворца Бирон пригласил архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, прибывшего из Парижа в Россию в 1716 г. вместе со своим отцом, архитектором и скульптором Бартоломео Карло. Рундале стало первым местом, где Эрнст Иоганн имел возможность построить свой собственный дворец.




В августе 1735 г. Растрелли прибыл в Рундале для разработки проекта постройки и подготовки строительной площадки. Т.к. Растрелли обладал не только большим талантом художника, но и выдающимися организаторскими способностями, ему удалось наладить доставку гравия, извести и леса, обжиг кирпича на 12 специально построенных обжигательных печах, а также подрядить курляндских и петербургских ремесленников для того, чтобы 24 мая 1736 г. можно было заложить первый камень в основание дворца и сразу же в быстром темпе начать кладку.





Спустя год граф Бирон, фаворит царицы Анны Иоанновны, при ее поддержке стал герцогом Курляндско-Земгальским и сделал Рундальский дворец своей летней резиденцией.



В 1737 г. стены постройки были закончены, а в 1738 г. дворец уже был подведен под крышу и можно было работать над интерьерами. Русские печники под началом И. Ушакова клали печи из изразцов с синей росписью, руководимые мастером И.Б. Эгером столяры и резчики по дереву из Москвы и Петербурга изготавливали паркет и настенные панели, а итальянский живописец Б. Тарсия в Петербурге работал над плафонами на холсте.



В начале 1739 г. из Петербурга прибыла также бригада мастеров по декоративной штукатурке, и таким образом вся внутренняя отделка дворца проводилась одновременно. Однако первоначальный темп работ несколько замедлился, т.к. в 1737 г. герцог Эрнст Иоганн приступил к строительству новой резиденции в Митаве (ныне - Елгава).

Несколько фотографий Елгавского дворца разных лет (все фото этого поста сделаны мной и моим супругом):







Это создавало сильную конкуренцию дворцу в Рундале, которому теперь отводилась роль сельского увеселительного дворца, что вызвало сужение и упрощение первоначальных замыслов. В Елгаву были перевезены рундальские чугунные украшения для фасадов, изразцовые печи, двери, паркет. В 1740 г. такая же судьба постигла и алтарь рундальской дворцовой церкви. Герцог следил за ходом работ в Рундале и Елгаве с помощью переписки, по его распоряжениям вносились различные поправки.



После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. герцог Эрнст Иоганн был арестован и сослан, в Курляндию он вернулся только в 1763 г. В момент ареста герцога Рундальский дворец еще не был закончен, и особенно он пострадал во время ссылки Эрнста Иоганна. Не хватало средств для содержания дворца в порядке, притом часть встроенных отделочных материалов - паркета, панелей, дверей - демонтировали и отправили в Петербург, как и часть строительных деталей из дворцовых складов.



Когда герцог вернулся из ссылки, все дворцы были окончательно запущены, мебель из них вывезена. В апреле 1764 г. Эрнст Иоганн писал своему давнему соратнику графу Х.К. фон Кайзерлингу в Варшаву: «… после моего прибытия на месте резиденции я обнаружил голую пустыню, следовательно все до последней мелочи пришлось приобретать заново. Во всем крае нет почти ни одного общественного здания, которое не нуждалось бы в восстановлении, дабы избежать их полного разрушения».



Для спасения строек герцогства в январе 1764 г. придворным архитектором был принят И.Т. Зейдель из Петербурга, а в августе 1764 г. в Курляндию вернулся Ф.Б. Растрелли. В 1766 г. архитектора Зейделя сменил архитектор датского происхождения Северин Енсен.



В мае 1765 г. герцог со своим двором прибыл в Рундале и жил здесь с перерывами до 28 сентября. Можно предположить, что как придворные, так и семья самого герцога ютились во дворце в весьма примитивных условиях постреди строительного хаоса.



Во второй период строительства Рундальского дворца была проведена не только модернизация помещений, но и перепланировка восточного корпуса, где на месте дворцовой церкви был устроен танцевальный зал с тремя маленькими кабинетами, а путем объединения пяти комнат была создана Большая галерея, соединяющая залы для аудиенций и для танцев.



Была изменена и наружная архитектура дворца, т.к. была снесена высокая надвратная башня и построен въезд с низкими воротами.



При перепланировке первоначальной квадратной композиции конюшен образовался элегантный полукруг, напоминавший расположение конюшен И. Квасова и Ф.Б. Растрелли в Царскосельском дворце.



23 апреля 1767 г. герцог Эрнст Иоганн со своим двором прибыл в Рундале и пробыл там до 10 сентября. До самых его последних дней Рундале осталось для него излюбленным летним местопребыванием. Герцог Петр также при жизни отца чаще пребывал в Рундале. После смерти Эрнста Иоганна Рундале вместе с другими поместьями перешло в собственность вдовствующей герцогини Бенигны Готтлиб.



Священник, экономист и общественный деятель эпохи просвещения И.Т. Эйзен, некоторое время управлявший Рундальским поместьем, в 1788 г. писал о дворце: «Построен как резиденция герцога с несказанными затратами и теперь содержится только в память о его первом строителе. В данный момент он не может служить ни увеселительным дворцом, ни в качестве центра сельского поместья в будущем». Это высказывание точно отражало отношение к Рундальскому дворцу как к мемориалу Эрнста Иоганна, но не совсем точно отвечало намерениям герцога Петра. Рундальский дворец использовали для репрезентации и придворных балов все остальное время существования герцогства до 1795 г., когда последний курляндский герцог Петр Бирон отрекся от престола.



Российская императрица Екатерина II в 1795 г. подарила комплекс рундальских поместий графу Валериану Зубову. С 1804 г. Рундале принадлежало князю Платону Зубову, брату Валериана, с 1822 г. - его вдове, вступившей в брак с графом А. Шуваловым. Судя по всему, этот герб на фронтоне должен принадлежать Шуваловым, но точного подтверждения я в литературе почему-то не нашла...



Здание пострадало во время французско-русской войны 1812 г. и во время 1-й мировой войны. В особенно бедственном состоянии дворец оказался в 1919 г., когда его разгромили солдаты авантюриста Бермонта-Авалова. В 1920 г. графы Шуваловы в результате аграрной реформы утратили свои права на Рундальское поместье. Дворей вначале был передан в собственность Латвийского союза инвалидов войны, потом Министерству Земледелия, затем в ведение Министерства Просвещения, а в 1933 г. - Государственному историческому музею, который приступил к реставрации дворцового комплекса. В одном крыле дворца была открыта Рундальская основная школа.



В 1930-х гг. дворец был реставрирован и открыт для посетителей. После 2-й мировой войны в залах дворца некоторое время находился склад зерна, а само здание, заселенное жильцами, пребывало в плачевном состоянии. И хотя стукковая лепнина интерьеров и потолочная роспись сохранились, потолки пострадали из-за протекающей крыши, а часть печей была варварски уничтожена в 1919 г., тогда же было сорвано большинство деревянных панелей со стен, выломаны двери.



В 1964 г. в одном крыле дворца был открыт филиал Бауского краеведческого и художественного музея, который в 1972 г. обрел статус самостоятельного учреждения.
Тогда началась продолжающаяся и теперь реставрация всего ансамбля. Цель реставрации - не только сохранить аутентичность в архитектуре и художественной отделке дворца, но и восстановить утраченные во время войн детали интерьера - тканые обои, печи, паркет. Самой сложной задачей оказалось восстановление обстановки интерьеров дворца - заполнить пустые помещения мебелью, картинами, предметами декоративного искусства той эпохи, восстановить функциональную логику и стилистическое единство интерьера 18 в.



Рундальский дворец представляет собой трехкорпусное строение с наружными размерами 100 х 86 метров, с северной стороны подъезд фланкируется двумя поперечными корпусами, при подъезде к дворцу с севера приходилось пользоваться проездом, образованным расположенными полукругом корпусами конюшен, которые были созданы в результате сотрудничества Ф.Б. Растрелли и С. Енсена.



На изготовленной в 1768 г. решетке кованых ворот под герцогской короной расположена монограмма Эрнста Иоганна, которая неоднократно встречается посетителю и во дворце. Герцогский герб был написан красками и золотом на щитах, которые держали охраняющие ворота львы.



Планировка дворца четко отделяет парадные залы восточного коруса от апартаментов герцога в центральной части здания и помещений для герцогини и гостей в западном корпусе. Из 138 помещений дворца 69 находились на первом этаже, предназначенном для придворных, персонала управления имением и кухонь.



Текст приведен по книгам: Эрнст Иоганн Бирон 1690-1990 Выставка в Рундальском дворце Каталог 1992 и Rundāle / Rundāles pils muzejs. Imants Lancmanis 2007
Продолжение следует.

Местоположение дворца относительно Риги:



Ссылки по теме в моем журнале:
Рундальский дворец, часть 1-я: выставка роз http://renatar.livejournal.com/92766.html
Вечный покой Эрнста Иоганна Бирона (его фото в гробу) http://renatar.livejournal.com/21943.html

Бирон, История_Латвии, История архитектуры, Остзейский край, Дворцы, Замки, Земгале, Рундале, Архитектура

Previous post Next post
Up