Уже хотела завершить сегодня про МЦ, но пошла читать про нее и море (там странное - она море, и пляж, и купание, и воду и нахожденние у воды терпеть не могла, но у нас есть образ "Марина=морская"). И нашла стихотворение, поэму даже, про море. И вот у меня мысль есть - все девы, МЦ страстно защищающие, мне кажется, любят (и знают) раннюю ее - романтическую, певучую, мнеделоизменамнеимямарина - и вовсе не имеют в виду ее позднюю, с длинными поэмами рубленными, тяжелым продиранием сквозь строки. Не уверена даже, что знают это. Там уже идет такое поэтически профессиональное, не девически выпевальное - со сложностью формы - "вот как еще могу", с тесанием камня.
И нашла поэму, чтобы вам показать - романтичные девы вряд ли ее видят перед внутренним взором, представляя свою любовь к Цветаевой. Вы (если уже профессионально ее не любите как филолог) попробуйте ее прочесть не запинаясь. А при этом понять, о чем там:)
Я вспомнила, что уже подробно писала про это в посте
"Про понимание стихов". Там как раз описано, что все эти обрывистые непонятности написаны себе в мозг - где есть полная картина - кто и что, когда и какие вещи лежали - и поэт сам с собою говорит обрывками про то, что он сам знает. Но мы не знаем:) Прочитайте тот пост сначала - ну или потом, он как бы диптих к этому.
Так что поэму, под катом приведенную, я бы, наверное, с четвертого прочтения частично расшифровала, но только оооочень частично.
Enjoy!
С МОРЯ
С Северо-Южным,
Знаю: неможным!
Можным - коль нужным!
В чём-то дорожном,
- Воздухокрутом,
Мчащим щепу! -
Сон три минуты
Длится. Спешу.
С кем - и не гляну! -
Спишь. Три минуты.
Чем с Океана -
Долго - в Москву-то!
Молниеносный
Путь - запасной:
Из своего сна
Прыгнула в твой.
Снюсь тебе. Четко?
Гладко? Почище,
Чем за решёткой
Штемпельной? Писчей -
Стою? Почтовой -
Стою? Красно?
Честное слово
Я, не письмо!
Вольной цезуры
Нрав. Прыгом с барки!
Что без цензуры -
Даже без марки!
Всех объегоря,
- Скоропись сна! -
Вот тебе с моря -
Вместо письма!
Вместо депеши.
Вес? Да помилуй!
Столько не вешу
Вся - даже с лирой
Всей, с сердцем Ченчи
Всех, с целым там.
Сон, это меньше
Десяти грамм.
Каждому по три -
Шесть (сон взаимный).
Видь, пока смотришь:
Не анонимный
Нос, твердозначен
Лоб, буква букв -
Ять, ять без сдачи
В подписи губ.
Я - без описки,
Я - без помарки.
Роз бы альпийских
Горсть, да хибарка
На море, да но
Волны добры.
Вот с Океана,
Горстка игры.
Мало-помалу бери, как собран.
Море играло. Играть - быть добрым.
Море играло, а я брала,
Море теряло, а я клала
За ворот, за щеку, - терпко, морско!
Рот лучше ящика, если горсти
Заняты. Валу, звучи, хвала!
Муза теряла, волна брала.
Крабьи кораллы, читай: скорлупы.
Море играло, играть - быть глупым.
Думать - седая прядь! -
Умным. Давай играть!
В ракушки. Темп un petit navir’a.
Эта вот - сердцем, а эта - лирой,
Эта, обзор трёх куч,
Детства скрипичный ключ.
Подобрала у рыбацкой лодки.
Это - голодной тоски обглодки:
Камень - тебя щажу, -
Лучше волны гложу,
Осатанев на пустынном спуске.
Это? - какой-то любви окуски:
Восстановить не тщусь:
Так неглубок надкус.
Так и лежит не внесённый в списки.
Это - уже не любви - огрызки:
Совести. Чем слезу
Лить-то - её грызу,
Не угрызомую ни на столько.
Это - да нашей игры осколки
Завтрашние. Не видь.
Жаль ведь. Давай делить.
Не что понравится, а что выну.
(К нам на кровать твоего бы сына
Третьим - нельзя ль в игру?)
Первая - я беру.
Только песок, между пальцев, ливкий.
Стой-ка: какой-то строфы отрывки:
«Славы подземный храм».
Ладно. Допишешь сам.
Только песок, между пальцев, плёский.
Стой-ка: гремучей змеи обноски:
Ревности! Обновясь
Гордостью назвалась.
И поползла себе с полным правом.
Не напостовцы - стоять над крабом
Выеденным. Не краб:
Славы кирпичный крап.
Скромная прихоть:
Камушек. Пемза.
Полый как критик.
Серый как цензор
Над откровеньем.
- Спят цензора! -
Нашей поэме
Цензор - заря.
(Зори - те зорче:
С током Кастальским
В дружбе. На порчу
Перьев - сквозь пальцы…
«Вирши, голубчик?
Ну и черно!»
И не взглянувши:
Разрешено!)
Мельня ты мельня, морское коло!
Мамонта, бабочку, - всё смололо
Море. О нём - щепоть
Праха - не нам молоть!
Вот только выговорюсь - и тихо.
Море! прекрасная мельничиха,
Место, где на мели
Мелочь - и нас смели!
Преподаватели! Пустомели!
Материки, это просто мели
Моря. Родиться (цель -
Множиться!) - сесть на мель.
Благоприятную, с торфом, с нефтью.
Обмелевающее бессмертье -
Жизнь. Невпопад горды!
Жизнь? Недохват воды
Недокеанской.
Винюсь заране:
Я нанесла тебе столько дряни,
Столько заморских див:
Всё, что нанёс прилив.
Лишь оставляет, а брать не просит.
Странно, что это - отлив приносит,
Убыль, в ладонь, даёт.
Не узнаешь ли нот,
Нам остающихся по две, по три
В час, когда Бог их принесший - отлил,
Отбыл… Орфей… Арфист…
Отмель - наш нотный лист!
- Только минуту ещё на сборы!
Я нанесла тебе столько вздору:
Сколько язык смолол, -
Целый морской подол!
Как у рыбачки, моей соседки.
Но припасла тебе напоследки
Дар, на котором строй:
Море роднит с Москвой,
Советороссию с Океаном
Республиканцу - рукой шуана -
Сам Океан-Велик
Шлёт. Нацепи на шлык.
И доложи мужикам в колосьях,
Что на шлыке своём краше носят
Красной - не верь: вражду
Классов - морей звезду!
Мастеровым же и чужеземцам:
Коли отстали от Вифлеемской,
Клин отхватив шестой,
Обречены - морской:
Прабогатырской, первобылинной.
(Распространяюсь, но так же длинно
Море - морским пластам.)
Так доложи ж властям,
- Имени-звания не спросила -
Что на корме корабля Россия
Весь корабельный крах:
Вещь о пяти концах.
Голые скалы, слоновьи рёбра…
Море устало, устать - быть добрым.
Вечность, махни веслом!
Влечь нас. Давай уснём.
Вплоть, а не тесно,
Огнь, а не дымно.
Ведь не совместный
Сон, а взаимный:
В Боге, друг в друге.
Нос, думал? Мыс!
Брови? Нет, дуги,
Выходы из -
Зримости.
Вандея, St. Gilles-sur-Vie.
Май 1926
Upd. Я прочла второй раз - и все поняла, кто на ком стоял:) Пришлось полностью отвлечься от ритма стихового, выпрямить принудительно фразы, строго следить за запятыми - и поняла, как ребус, нарочно затрудненно изложенный:) Еще пару раз и можно синтезировать обратно - слышать ритм и видеть смысл!