Это примечания к переводу фрагментов воспоминаний маркизы де Лаж де Волюд. Готовые части перевода можно посмотреть
по ссылке.
Пора рассказать про родственников мемуаристки. Начнем с мужчин - не потому, что они в этой истории главнее (как раз наоборот, здесь они остаются персонажами второго плана), а потому что с ними в каком-то смысле проще. Муж мемуаристки, ее отец, дед, два прадеда и еще множество более дальних родственников были моряками, и самая существенная информация о них - это в буквальном смысле слова «список кораблей».
Список, конечно, короче гомеровского, но зато какие названия! От скромного «Зеленого дятла», на котором муж мемуаристки проводил картографирование побережья Сан-Доминго в 1784 году, до 96-пушечного «Победоносного», которым командовал прадедушка Тома-Клод Ренар де Фюшамбер, первый маркиз д’Амблимон, генерал-лейтенант морских армий в царствование Людовика XIV.
Изготовленная в XVIII веке модель фрегата «Флора» из коллекции герцога Орлеанского (Филиппа Эгалите).
https://www.patrimoine-histoire.fr/Maquettes/Flore.htm Послужные списки моряков и краткие описания кораблей нашлись на ресурсе
https://threedecks.org/ ; кое-что добавилось из других источников.
Немного о кораблях. Если я правильно поняла, то корветом в XVII-XVIII веках назывался трехмачтовый военный корабль, у которого на верхней палубе размещалось от 18 до 32 орудий. Корветы использовались для передачи донесений и иногда для самостоятельных действий - например, для разведки или для охоты на торговые суда противника. В общем, это были корабли небольшие и быстрые. Следующий класс кораблей - фрегаты, тоже трехмачтовые, но орудий уже больше, до 60, и орудийных палуб может быть либо одна, либо две (вообще-то изначально фрегатами называли все трехмачтовые корабли с полным парусным вооружением, и из них впоследствии выделились корветы и линкоры). Ну и, наконец, линейные корабли, или линкоры - их так стали называть, потому что в морском сражении они выстраивались в линию друг за другом, повернувшись к противнику бортом. Линкоры были разных рангов, в зависимости от количества орудийных палуб и орудий; у самых больших могло быть до 130 орудий на четырех палубах, а для того, чтобы управляться с парусами, требовалась чуть ли не тысяча человек команды! Испанский «Граф Регла», на котором в 1797 году пошел в свой последний бой отец мемуаристки маркиз д’Амблимон, был длиной около 57 метров, имел 4 орудийных палубы и 112 орудий; французский «Победоносный», которым на век раньше командовал его дед, был ненамного меньше по размерам и нес 94 орудия разного калибра. Про устройство этих кораблей есть где почитать, распространяться не буду. Если же говорить о названиях кораблей, то важно, что по-французски «корвет» и «фрегат» женского рода, поэтому и названия у них в основном в женском роде, а вот линейные корабли, как правило, уже в мужском роде.
Модель трехпалубного 110-пушечного корабля «Людовик XV» (до 1720) из Национального музея военно-морского флота Франции, масштаб 1:36 (модель имеет в длину 220 см). На таких кораблях ходили командиры эскадры. Название модели условное, корабля с точно таким названием не было. Вероятно, модель была сделана в подарок малолетнему королю.
https://www.musee-marine.fr/content/le-louis-xv Семейство де Лаж де Волюд
Мемуаристка первые одиннадцать лет после свадьбы называлась не маркизой, а графиней де Лаж де Волюд; маркизой она формально стала, когда в январе 1793 года ее муж унаследовал титул после смерти свекра. Французская республика к тому времени, конечно, все титулы отменила, но кому надо - и эмигранты, и революционные трибуналы - всё помнили. Свекра звали Франсуа-Поль де Лаж де Волюд (1734-1793), «сеньор Тирака, Аньер, ла Бард, ле Туш, Бонлье и ла Ригодьер», и о нем из доступных источников известно только, что в собрании местного дворянства по выборам представителей в Генеральные Штаты он по состоянию здоровья не участвовал - его представителем выступал старший сын Жозеф-Поль-Жан, муж нашей мемуаристки. На здоровье Франсуа-Поль жаловался уже давно; по крайней мере, на свадьбе сына в 1782 году он тоже отсутствовал по состоянию здоровья. На чем было основано благосостояние семьи де Лаж, неизвестно, но семья была достаточно богатая - по брачному договору сыну сразу было выделено 200 тысяч ливров, плюс доля в будущем наследстве отца, оцененная в 600 тысяч (супруга Франсуа-Поля умерла раньше, поэтому о наследстве матери речь не шла). Это, кстати, значительно больше приданого невесты - за ней дали деньгами в общей сложности менее 100 тысяч, плюс доля в будущем наследстве отца и матери, оцененная в 200 тысяч; впрочем, Этьеннета принесла в новую семью «нематериальные активы» в виде укрепления связей при дворе.
Супруга Франсуа-Поля происходила из бретонской семьи Кергариу; по меньшей мере трое из ее братьев были моряками: лейтенант флота Раймон-Мари Кергариу де Коатлес погиб в 1780 году в знаменитом сражении с англичанами на корабле Belle-Poule («Прекрасная курочка»), адмирал Тибо-Рене де Кергариу-Локмариа (1739-1795) и капитан Пьер-Жозеф Кергариу де Роскуэ участвовали в высадке контрреволюционных сил на полуострове Киберон в Бретани в июле 1795 года, были захвачены в плен и расстреляны. Вместе с ними был расстрелян их племянник, младший брат мужа мемуаристки, лейтенант флота и мальтийский кавалер Жан-Анри де Лаж, виконт де Волюд (1767-1795).
Миниатюрный портрет Жана-Анри, виконта де Лаж де Волюд (1767-1795) работы Мари-Анн Фрагонар (1745-1823) написан около 1770 г.
https://philipmould.com/artworks/5216-marie-anne-fragonard-portrait-of-jean-henri-vicomte-de-lage-de-c.-1770/ Муж мемуаристки Жозеф-Поль-Жан де Лаж де Волюд (1763-1799) на момент бракосочетания в 1782 году числился мичманом королевского флота, а ко времени революции был уже лейтенантом, но ничего примечательного о его флотской карьере не известно. В архивах сохранилось несколько карт побережья Сан-Доминго, составленных им в 1784 году, когда он командовал шхуной Pivert (слово Pivert мне встретилось впервые, но словарь сообщает, что название шхуны переводится как «Зеленый дятел»). На войну за американскую независимость мичман де Лаж де Волюд, видимо, не попал, а в мирное время карьера продвигалась небыстро. Но вот морские карты он, должно быть, рисовал сам - пишут, что он был довольно хорошим художником, брал уроки в Академии художеств, и даже жене после свадьбы взял хорошего учителя рисования.
Карта побережья от Форта Дофин до Ла Гранж с островами Семь Братьев с указанием промеров глубин в проходах между этими островами. Снята по приказанию господина де Белькомба, генерал-губернатора Подветренных островов, господином Делаж де Волюд, мичманом, командующим королевской шхуной Pivert. 1784 год.
Муж в 1791 году эмигрировал вместе с Этьеннетой и примкнул к принцам в Кобленце. Когда Этьеннета осенью 1792 года вернулась во Францию, он с ней не поехал. У него были планы (скорее, конечно, не планы, а мечты) снарядить корабль и заняться корсарством, то есть захватом торговых судов противника - это тогда было дело довольно распространенное и не зазорное. Но ничего из этих планов не вышло; когда Этьеннета в 1794 году поселилась в Испании и обзавелась там связями, муж приехал к ней, и испанцы выделили ему какие-то земли на Антильских островах. Он туда поехал и там вскоре умер от лихорадки.
Семейство д’Амблимон
Семейство Ренар де Фюшамбер д’Амблимон претендовало на благородное происхождение с середины XV века; якобы Ренары де Фюшамбер были выходцами из Саксонии, переселившимися во Францию. На самом деле семейство Ренар еще в начала XVII века было вполне буржуазное, но стремящееся к повышению статуса; Ренары приобретали небольшие земельные владения, покупали должности, кто-то служил в армии, кто-то по финансовой части. Важным козырем оказалось родство с Жаном-Батистом Кольбером (1619-1682), первым министром Людовика XIV и фактическим создателем французского военного флота. Родство по нашим сегодняшним меркам не близкое - дядюшка первого маркиза д'Амблимона был женат вторым браком на двоюродной сестре бабушки Кольбера - но по тем временам при подборе кадров такое родство очень даже учитывалось. Сын этого дядюшки, служивший у Кольбера секретарем, около 1667 года состряпал фальшивую генеалогию, на основании которой потомственное дворянство было подтверждено и за дядюшкой с его сыновьями, и за прочими родственниками, в том числе и за прадедом нашей мемуаристки.
Тома-Клод Ренар д'Амблимон (1642-1700) в восемь лет лишился отца, погибшего на войне, и его воспитывал тот самый дядюшка. В 1656 году при осаде Валансьена погиб старший брат Тома-Клода, и четырнадцатилетнему молодому человеку досталась в наследство должность капитана в пехотном полку. В 1663 году он по протекции дядюшки перешел во флот, где получил чин лейтенанта. Младшие братья Тома-Клода со временем тоже стали флотскими офицерами; на флоте служили и кузены.
Тома-Клод, в 25 лет чудесным образом сделавшийся дворянином, оказался не просто родственником министра, а способным военным моряком. В 27 лет он был произведен в капитаны. В 1674 году капитан фрегата «Игры» Тома-Клод Ренар де Фюшамбер получил от короля титул маркиза д’Амблимон в ознаменование славной победы над голландским флотом при обороне Мартиники, где двум небольшим французским кораблям удалось отразить нападение на остров голландской эскадры. Владения у маркиза были более чем скромные; Амблимон, доставшийся ему в наследство от матери, представлял собой участок на склоне холма.
Тома-Клод Ренар де Фюшамбер (1642-1700)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Thomas_Claude_Renart_de_Fuchsamberg.jpg Он дослужился потом до «генерал-лейтенанта морских армий», а закончил свою жизнь губернатором «островных и материковых территорий Америки». В послужном списке перечислены некоторые корабли, которыми он командовал: фрегаты «Отважный» и «Зимородок», потом «Проворная», «Жемчужина», «Храбрый», «Вспыльчивый», «Неустрашимый», 38-пушечный «Глубокий», 64-пушечный «Генрих», 94-пушечный «Победоносный»…
Женился он довольно поздно; служба оставляла мало досуга для устройства личных дел, да и состояния у него не было, только жалованье и разные наградные пенсии. В 1687 году все тот же дядюшка устроил его брак со своей внучкой; невеста-подросток приходилась жениху двоюродной племянницей. Подписав брачный контракт, Клод-Тома немедленно ушел в плавание почти на год и только по возвращении, наконец, обвенчался. Много ли времени супруги успели провести вместе за двенадцать лет брака и как они относились друг к другу, никто уже не расскажет; сохранилось прошение Клода-Тома к королю о предоставлении отпуска «для поправки здоровья и чтобы познакомиться с молодой женой». Отпуск был предоставлен, так что познакомиться, видимо, все же удалось, но в дальнейшем встречи им выпадали редко. Через два года после свадьбы, в январе 1690 года, у них родилась девочка, а в ноябре того же года мальчик; больше детей не было. Долгожитель-дядюшка еще успел стать крестным мальчика по имени Клод-Тома, приходившегося ему одновременно правнуком и внучатым племянником.
Когда в 1700 году маркиз д'Амблимон, губернатор французских владений в Вест-Индии, скончался на Мартинике от желтой лихорадки, его сердце согласно завещанию надлежало отвезти в родной город Музон в Шампани и похоронить рядом с его отцом и дедом. Сослуживцы и вдова исполнили его волю; при этом вдова, воспользовавшись удобным поводом, заменила старую могильную плиту их общего с мужем деда-прадеда Обри Ренара, на которой тот значился буржуа, на новую, дворянскую. Случай, кстати, совершенно не уникальный - такие фокусы проделывали и другие свежеиспеченные дворяне (ссылки на примеры в конце).
В Рошфоре (это в устье Шаранты, там была база королевского флота) сохранился особняк д'Амблимона, который более века оставался во владении семьи. После революции дом конфисковали; с наполеоновских времен и по сей день в нем располагается городская администрация Рошфора.
Дом Тома-Клода д’Амблимона в Рошфоре. С 1804 там размещается городская администрация. Часы на фасаде относительно новые - их установили в 1880 году.
http://charentime.canalblog.com/archives/2008/04/25/8952899.html При входе имеется мемориальная табличка: «Граф Клод д’Амблимон, губернатор Мартиники, победитель голландского флота в 1674 г., распорядился построить этот дом, который стал городской ратушей в 1804 г., когда Бонапарт был Первым Консулом».
https://www.ville-rochefort.fr/plaque-de-la-residence-du-comte-damblimont-officier-de-marine-1642-1700 Клод-Тома, второй маркиз д’Амблимон (1690-1772) в 1703 году был принят в пажи при дворе Людовика XIV; тем самым за семьей было окончательно признано дворянство. Служба в пажах означала получение очень приличного по тем временам образования - пажей учили не только фехтованию, верховой езде и танцам, но и математике. Ален Манессон Малле, автор учебника военного дела «Труды Марса» и чудесной книги «Практическая геометрия» (некоторые иллюстрации оттуда можно посмотреть
вот здесь), как раз преподавал геометрию пажам. Выйдя из пажей, юноши обычно поступали на военную службу; Клод-Тома по отцовскому примеру выбрал флот и в 16 лет стал гардемарином (это было что-то вроде морской пехоты). В этом качестве он успел получить в 1710 году первое боевое ранение, командуя канонерской лодкой с 10 орудиями. В том же году его произвели в мичманы, и в 1711 году он участвовал в захвате Рио-де-Жанейро под командованием знаменитого Рене Дюге-Труэна, который к тому времени уже перешел из корсаров в военные моряки, но прежних привычек и занятий не оставил - эта экспедиция была тоже корсарской и принесла инвесторам 92% прибыли на вложенный капитал. Одного золота было привезено 1,6 тонны! Дюгэ-Труэна король произвел в генерал-лейтенанты; наверное, и рядовых участников рискованной экспедиции чем-то порадовали. Клоду-Тома в любом случае повезло, потому что вернулись из Рио-де-Жанейро не все - два корабля с частью добычи затонули на обратном пути вместе с экипажами.
Захват Рио-де-Жанейро эскадрой Рене Дюгэ-Труэна в сентябре-октябре 1711 г. Иллюстрация конца XIX века.
https://www.bridgemanimages.com/en-US/gilbert/la-prise-de-rio-de-janeiro-by-duguay-trouin-duguay-trouin-rene-trouin-du-gue-dit-1673-1736-from/engraving/asset/4135132 Дальше карьера Клода-Тома шла пусть и не быстро, но вполне благополучно: мичманом он сделался в 20, лейтенантом в 37, капитаном военного корабля в 48, командиром эскадры в 64, а последней его должностью стало командование базой флота в Рошфоре. Из замечательного упоминается только командование 64-пушечным «Трезубцем» в сражении с англичанами в 1747 году - в том сражении он получил пять ранений.
Клод-Тома, второй маркиз д’Амблимон.
https://ancienhistories.blogspot.com/2014/08/claude-renart-de-fuchsamberg-michel.html?sc=1655023894949#c4658606382854346042 Благодаря как славе отца, так и собственной репутации моряка относительно небогатый Клод-Тома смог в 1726 году жениться на богатой, хоть и некрасивой и немолодой по тогдашним меркам (ей было 27) невесте - Маргарите, дочери моряка Исаака Мишеля де Ла Мотта (1649-1719, его называют также де Ла Мотт-Мишель, чтобы отличать от многочисленных других Ла Моттов). Де Ла Мотт-Мишель, как и Дюгэ-Труэн, тоже был сначала корсаром, в 1796 поступил на службу на королевский флот капитаном фрегата, отличился при осаде Картахены в 1797 году, позже стал командиром эскадры (его 60-пушечный корабль именовался «Яростный»), а еще позже командовал береговой охраной. Невеста принесла в приданое земли, приобретенные ее отцом на корсарские доходы, в том числе замок Сен-Фор-сюр-Жиронд и окрестные владения - пусть небольшие, но их набралось довольно много, под конец жизни бывший корсар именовался «шевалье, сеньор Сен-Фор-сюр-Жиронд, Юссона, Буке, Брено, ла Вижери, ла Шотардери и пр.»
Сохранилась запись о вассальной клятве, которую Исаак Мишель де Ла Мотт принес королю в 1717 году за владение Юссон в приходе Сен-Фор (оно тоже перешло семейству д’Амблимон):
«… Извещаем, что сего дня предстал перед нами Исаак Мишель, экюйе, сеньор Сен-Фора, капитан кораблей королевского флота, который во исполнение нашего ордонанса от сего дня, на коленях, без меча и без шпор, сложив руки, принес королю присягу, оммаж и клятву верности, полагающиеся за четвертую часть фьефа Юссон в приходе Сен-Фор … и обещал и поклялся быть добрым и верным вассалом его величества, в присутствии и с согласия королевского прокурора…» Подписано: Мишель де Сен-Фор. Баво, королевский прокурор.
Присягу принимал не сам король, а его представитель, королевский прокурор (собственно, «прокурор» и означает представителя вообще, а вовсе не обязательно должностное лицо, представляющее государство в качестве обвинителя в уголовном процессе). Свидетелями выступали тоже королевские чиновники. Новоявленный королевский вассал с этих пор именовался Мишель де Сен-Фор. Первый дворянский статус экюйе он, вероятно, приобрел вместе с должностью королевского советника-секретаря, купленной в 1703 году. Статус королевского вассала при Старом порядке давал много разных полезных и приятных преимуществ, но после Революции однозначно влек за собой конфискацию владения - Сен-Фор тоже был конфискован и распродан по частям.
Младший сын Клода-Тома, Клод-Маргерит Франсуа, продолжил семейную традицию и стал моряком; об остальных трех детях, включая старшего сына, известно мало.
64-пушечный военный корабль. Иллюстрация из книги Никола-Мари Озанна «Военный флот…» (Marine militaire, ou Recueil des différens vaisseaux qui servent à la guerre, suivis des manoeuvres qui ont le plus de raport au combat ainsi qu'à l'ataque et la défence des ports)
https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8626114b/f27.item Клод-Маргерит Франсуа, третий маркиз д’Амблимон (1736-1797) - это как раз отец нашей мемуаристки. Он по семейной традиции в 15 лет поступил в гардемарины, в 17 уже участвовал в первой военной кампании на Антильских островах, в 18 стал мичманом, в 28 капитаном фрегата, в 36 капитаном военного корабля, в 48 командующим эскадрой. Непрерывно ходил в боевые походы, в общей сложности провел в плаваниях почти 12 лет; успел повоевать и в Семилетнюю войну, и в войну за американскую независимость; побывал в плену у англичан; был награжден несколькими орденами, написал трактат по военно-морской тактике, изобрел новую конструкцию кабестана...
Клод-Маргерит Франсуа Ренар де Фюшамбер д’Амблимон (1736-1797). Сообщается, что портрет взят из сборника, посвященного Обществу Цинцинната, в котором состояли выдающиеся участники войны за американскую независимость - д’Амблимон был в числе основателей.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Chef_d_Escadre_marquis_d_Amblimont.png Начинал он гардемарином на 80-пушечном «Герцоге Бургундском», а в 23 года получил под командование свой первый корвет, 14-пушечный «Сардоникс», корабль береговой охраны. Дальше фрегаты - 20-пушечная «Ветреница», 26-пушечные «Героиня» и «Проворная», 32-пушечные «Презрительная» и «Горлица». С 1778 года в его послужном списке большие корабли - 64-пушечные «Артезианец» и «Мститель» (по французской классификации линейные корабли второго ранга), 74-пушечные «Геркулес» и «Храбрый» (это уже первый ранг)… В 1784 он получил чин командующего эскадрой, но серьезных дел в это время не было, и он у себя в Сен-Форе взялся за перо и написал свою «Морскую тактику».
Ну а дальше случилась революция, которую он не одобрял, но некоторое время еще оставался на службе. С флота его уволили в чине контр-адмирала, в конце 1792 года он эмигрировал, состоял в корпусе принца Конде, всерьез рассматривал возможность поступления на службу в российский флот, но в итоге после 1794 года отправился в Испанию, где его дочь уже жила в эмиграции и обросла кое-какими связями, и поступил на службу там. На испанской службе он и погиб со славой в сражении против англичан при Сан-Висенте 14 февраля 1797, будучи флаг-офицером на 112-пушечном «Графе Регла». Испания чтила его память и тогда - король назначил пенсию его вдове и одной из внучек, и после - в 1879 году была открыта памятная доска в его честь в Пантеоне славы моряков. Кстати, потом, когда Наполеон уже захватил испанский престол и те пенсии перестали выплачиваться, пенсию для вдовы удалось выхлопотать и у Наполеона, на том основании, что покойный контр-адмирал, хоть и был эмигрант и несомненный сторонник Бурбонов, но все-таки погиб в сражении против извечных врагов-англичан…
Мемориальная доска в честь д’Амблимона (в Испании он считался графом, а не маркизом) в испанском Пантеоне славы моряков.
http://www.islabahia.com/arenaycal/2003/01enero/Blanca90.htm Отец женил его совсем молодым, в 18 лет, на особе очень родовитой, а главное, с большими связями при дворе, так что на его брачном контракте стояли подписи королевского семейства. У супругов были совершенно разные интересы и образ жизни, и жили они по большей части раздельно. Но поначалу, по крайней мере, молодая жена очень способствовала карьере мужа. Двое их детей появились на свет в 1761 и в 1764. Старший мальчик, крестник короля Людовика XV и маркизы де Помпадур, прожил недолго; выжила только девочка, наша будущая мемуаристка.
В более поздний период отношения у маркиза с женой были такие, что он из принципа всегда поступал ей наперекор. Подтверждением служит следующая история. Когда принцесса де Ламбаль устраивала брак Этьеннеты, из многочисленных кандидатов она предпочла молодого де Лажа, которого знала еще ребенком - старшая кузина и крестная Жозефа-Поля-Жана была одной из ее придворных дам. Сначала принцесса обратилась к отцу невесты, маркизу д’Амблимону, но тот отказал, поскольку хотел выдать дочь за кого-то более значительного, чем девятнадцатилетний мичман. Мать невесты тоже отказала, ссылаясь на то, что Этьеннета еще очень молода, с замужеством можно подождать - на самом деле она, конечно, была обижена, что ей не предоставили выбор жениха. Но зато, как только маркиз узнал, что его жена против, он тут же переменил свое мнение и не просто согласился на этот брак, а стал настаивать на его заключении. Оставив такие распоряжения, он отбыл к месту службы, не видя необходимости участвовать в этих делах лично.
По характеру, как пишут, он был человек очень храбрый, страстно преданный своему делу, но при этом резкий, высокомерный и суровый до самодурства. Дочь сравнивала, как к ней относился родной отец и отец мужа - и сравнение было не в пользу родного отца.
***
Модель корабля «Людовик XV» можно в подробностях рассмотреть на сайте музея
https://www.musee-marine.fr/content/le-louis-xv Чудесные картинки и довольно познавательный текст есть в книге
Marine militaire, ou Recueil des différens vaisseaux qui servent à la guerre, suivis des manoeuvres qui ont le plus de raport au combat ainsi qu'à l'ataque et la défence des ports, par Ozanne l'aîné,... | Gallica (bnf.fr) Никола-Мари Озанна. Неудивительно, ведь на титульном листе значится, что автор - чертежник (или рисовальщик?) военно-морского флота.
Титульный лист книги Никола-Мари Озанна Marine militaire, ou Recueil des différens vaisseaux qui servent à la guerre, suivis des manoeuvres qui ont le plus de raport au combat ainsi qu'à l'ataque et la défence des ports, par Ozanne l'aîné,... | Gallica (bnf.fr)
«Морская тактика» д’Амблимона тоже доступна, но картинки там скучные. Специалистам, наверное, интересно и важно.
***
Про разные хитрости с генеалогией: например, провансальское семейство Вальбель (см. «
Мальтийские кавалеры - 5. Моряки»), чтобы приукрасить свое происхождение, при реконструкции церкви Больших Кармелитов в Марселе соорудило там пышное надгробие с латинской надписью «в память о Бартелеми де Вальбеле, шевалье, из древнего рода виконтов Марселя». В следующем XVIII веке Шарль Пьер Гаспар, маркиз де Геидан (см. «
Мальтийские кавалеры - 7. Мальчики в платьицах»), не просто подправил свою родословную, а еще и добился изъятия изданной в 1757 году «Всеобщей истории провансальского дворянства» и заменил ее на свою версию.
***
UPD 2024: наконец собрался материал про лихой налет эскадры Рене Дюге-Труэна на Рио-де-Жанейро - начало
вот здесь. Молодой Клод-Тома д'Амблимон находился на корабле «Лилия», которым командовал сам Дюге-Труэн. Золота на самом деле привезли не 1.6 тонны, а примерно половину этого количества - остальное, видимо, утонуло.