Когда в ЖЖ отважная
transurfer стала великодушно делиться своим опытом психотерапии, который как у всякого человека был когда-то менее удачным, когда-то более, я подумала, что вот великое дело человек делает. Очень часто человек, решившийся на психотерапию впервые, довольно плохо представляет себе, как это будет выглядеть, и вообще как это устроено. К тому же естественные тревога и другие чувства, ну и вообще психотерапия - вещь очень болезненная и далеко не всегда приятная. И любая работа на ниве просвещения - это благо. Потому что, будем честны - существуют и злоупотребления, и нарушения этики, и просто профессиональные ошибки. Но все-таки большинство специалистов дедают свою работу качественно. Но в работе, где очень много всего зависит от качества межличностного контакта, есть множество других нюансов. Очень досадно бывает, когда клиент, например, попадает в какую-то свою защиту, и вместо того, чтобы обсудить это - просто уходит с терапии.
Поэтому, я считаю что просвещать надо. И даже думала написать пару-тройку постов на эту тему. Но природная лень и тренированная занятость - ну сами знаете, пока руки дойдут.
А тут обнаружила прекрасный текст у Вики Пекарской
vika_pekarskaya. Очень внятный и полезный текст. В том числе и о том, что психолог - живой человек. Так что читайте, делюсь.
Оригинал взят у
vika_pekarskaya в
«Ты сейчас со мной как терапевт говоришь, или как человек?» Такой вопрос иногда возникает у клиентов: тогда, когда они сомневаются в подлинности реакции терапевта - и опасаются обмана. Они опасаются, что говорит терапевт одно (то, что «положено»), а думает при этом - совершенно другое. Насколько оправданы такие опасения?
Чтобы ответить на этот вопрос важно разобраться, что такое «реакция терапевта», и чем она отличается от «реакции человека».
«Реакции человека». Для простоты, я разделю все возможные реакции на 4 типа.
1. Общечеловеческие стандартные реакции. Например: красивый и улыбчивый человек вызывает приятные чувства, угрожающий - опасения.
2. Автоматическая реакция, как ответ на соблазнение или провокацию (иногда - осознанные, иногда - нет). Например: человек смотрит глазами, как у кота-в-сапогах из «Шрека», - в ответ возникает желание его защитить, приласкать.
3. «Попадание в рану». Это - собственная реакция на тему, которая является волнующей, небезразличной для реагирующего. Пример: недавно женившийся человек счастлив, его слушатель не может разделить эти чувства, так как его бросили, и он испытывает больше зависти, чем чего-то еще к рассказчику.
4. Привычные личные реакции. Не «общие» для всех, - а у каждого свой список. Пример: чуть что не так, как хотелось, - выскакивает раздражение. Красивая женщина заставляет мужчину задуматься «а я то-сам как на ее фоне?»
«Реакции терапевта». Поскольку каждый терапевт - человек (и человек он, как правило, на 25-30 лет дольше, чем терапевт :)), то все вышеперечисленные реакции у него, конечно, есть. Было бы странно, если бы их не было. Но будут ли эти все они одинаково полезны клиенту?
Если обобщить, клиент приходит к терапевту, чтобы узнать лучше самого себя. А не терапевта. Поэтому легко предположить, что ему могут быть более или менее полезны реакции терапевта №1 и №2, и вредны или просто бесполезны реакции №3 и №4. Первая реакция дает клиенту возможность получить обратную связь - о том, как на него реагирует «мир людей». Вторая - наоборот, как он влияет на этот самый мир. Третья и Четвертая - могут отвлечь, увести от осознания, от собственного решения, от того, что важно для клиента, так как характеризуют терапевта и его способы реагирования и влияния на мир. Поэтому хорошо обученный терапевт, будет учитывать в работе первые две реакции, а вторые две будет стараться осознать и «отложить» в сторону, как не имеющие отношения к делу.
· Если бы можно было прочесть в этот момент мысли терапевта, это мог бы быть, например, такой его вопрос к самому себе: «то, что я хочу сказать или сделать - нужно мне или клиенту?». Если ответ «только мне» - реакция, скорее всего 3 или 4 типа.
Достаточно чувствительный клиент вполне может отследить момент этого самого «откладывания» терапевтом собственного материала и заподозрить его в неискренности. Но это не так.
· Пример. Очень может оказаться, что, как человек, - я люблю раздражаться, люблю очаровываться, люблю лениться (у всех есть свои излюбленные переживания). Значит ли это, что всякий раз, когда у меня будет повод попереживать одно из моих «любимых» состояний, я буду пользоваться этим? В жизни - скорее да. В терапии - нет. В этом и разница! Как человек я думаю: «Что нужно мне, чего хочу я?», как терапевт: «Что нужно клиенту, чем я могу ему помочь в его желании?» И это критично меняет мои приоритеты. Значит ли это, что я не искренна? Вовсе нет: я совершенно искренне хочу помочь клиенту, хочу хорошо сделать свою работу.
Означает ли все вышесказанное, что в терапевтическом кабинете, всегда будут озвучиваться все реакции 1 и 2 типа, и никогда - 3 и 4?
Нет, и это не так.
Бывает, что в предъявлении реакций из пунктов 1 и 2 нужна осторожность. Например, клиент очень требователен, даже агрессивен. Терапевт испытывает беспокойство и ответную агрессию. Для терапевта эта реакция не из пункта три или четыре. Возможно, это - из пункта два, и клиент таким образом строит контакт, опасаясь, что, веди он себя иначе, он ничего не сможет получить от терапевта. Надо ли немедленно говорить о своих чувствах или даже злобно реагировать? Нет. Реакция терапевта ценна, как материал для исследования, и вовсе не дает ему права бабахнуть с перепугу в ответ в клиента изо всех своих орудий, чтобы неосознанно отомстить ему за свой испуг (даже если он вполне оправдан). При умелой работе терапевта - именно эта реакция позволяет клиенту осознать свои способы взаимодействия с миром. Чем они хороши, чем плохи, всегда ли уместны, как можно иначе - и что мешает ему вести себя как-то по-другому и т.п. Ценна тут будет именно спокойная готовность терапевта к исследованию и своих реакций, и реакций клиента. И тогда терапевт сдержит свой «человеческий» протест, возмущение, желание оправдываться или обижаться (в которые он вполне мог бы погрузиться, как обычный человек в своей обычной жизни), и будет открыт к проживанию чувств, которые стоят за всеми этими порывами.
Бывают важны для терапии и чувства терапевта из пунктов 3 и 4. Когда клиент готов увидеть другого - отличного от себя - человека рядом, готов к близости. Когда он уже достаточно отделен, чтобы не брать на себя ответственность за чувства и переживания важных для него людей. Тогда ему может быть полезно узнать что-то и о терапевте - как о человеке, - для того, чтобы сделать еще один шаг навстречу друг другу и к самому себе.
Вернусь к вопросу, вынесенному в заголовок.
- Ты сейчас со мной как терапевт говоришь, или как человек?
Если такой вопрос возникает в терапии - это хороший повод поговорить о доверии, о своих желаниях, о своих отношениях с терапевтом…
А вот если такой вопрос возникает у родных и близких терапевта - о, это другое дело! Похоже, в нем стало слишком много терапевта, и слишком мало человека. А нашим близким, к счастью, нужна не только наша помощь. Иногда они готовы помочь нам. И требуют, чтобы мы делились тем, что нас по-настоящему волнует, как «человеков», а не терапевтов.
Пока размышляла на заданную тему, вспомнила старый анекдот о том, как можно хорошо выполнять свою работу. Раз вспомнился - наверное, в кассу. Вот он:
Английская королева говорит своему камердинеру:
-- Знаешь, следующую ночь я хочу провести с Ричардом Львиное сердце.
-- Ваше величество, но как?! Он ведь умер несколько веков назад!
-- Ничего не знаю, как хочешь, но устрой мне ночь с ним.
Делать нечего, камердинер согласился, а сам думает: "Сдурела королева! Где я ей живого Ричарда возьму? Надо выкручиваться". Пошел к знакомому актеру Джону, объяснил ситуацию, уговорил сыграть роль Ричарда для королевы, пообещал заплатить.
Актер пришел в костюме и гриме, отыграл роль, получил деньги. Он был яростен как лев, властен как полководец и изыскан как король.
Королева осталась очень довольна и говорит на следующее утро камердинеру:
-- О, это было замечательно! Ты молодец! Теперь хочу ночь с Робин Гудом.
-- Ваше величество, но как?! Это ведь легенда! Может, его и вовсе никогда не существовало!
-- Как хочешь, но я хочу его!
Камердинер вздохнул и пошел по проторенному пути: пошел к актеру, дал новую вводную. Вечером актер пришел в костюме лесного разбойника и все снова сложилось удачно: он был смел как разбойник, горяч как влюбленный, романтичен как поэт. Королева развлекалась всю ночь и осталась очень довольна.
А под утро она и говорит:
-- Я ведь знаю, что ты не Робин Гуд. И Ричард был ненастоящий. Ты -- актер Джон. Так вот, хочу провести следующую ночь с тобой без грима, просто с актером Джоном.
-- Ваше величество, это невозможно! -- отвечает актер Джон.
-- Как это невозможно? -- возмутилась королева. -- Ты ведь спал со мной как Ричард и как Робин, переспи как Джон!
-- Ваше величество, мне очень жаль, но как Джон я полный импотент.
:)
Спасибо за внимание. Размышления и вопросы приветствуются.
Анонс моих проектов
тут. Приглашаю!