См.также:
Города Среднего Запада США Мимолетом из Лас-Вегаса На другой стороне Вселенной: Долина Смерти и Большой Каньон Нижеследующий текст ни в коей мере не претендует на научность. Это лишь заметки на скорую руку, базирующиеся в основном на визуальных впечатлениях о «глубинных» Соединенных Штатах, полученных в ходе короткой поездки в эту страну. Автор посчитал, что воздержаться от них было бы неверным, поскольку первые впечатления всегда бывают самыми яркими и богатыми, пускай и не всегда точными, не совсем объективными. Попутно постараемая проследить различия между США и Канадой - лишь те из них, которые окажутся уместными применительно к данному очерку.
Итак, поехали. Ниже представлена карта путешествия: путь лежал из Торонто через Буффало в Питтсбург (штат Пенсильвания). Затем мы двинулись через живописнейший горный массив Аппалачей, проехав между его хребтов с северо-востока на юго-запад и добравшись почти до самой Атланты (штат Джорджия). Из Атланты путь лежал на северо-запад через Чаттанугу в Нашвилл (штат Теннесси). И далее, заехав в Цинциннати и Дейтон, мы вернулись в Торонто.
ПИТТСБУРГ
Фотографий в Питтсбурге сделать, увы, не удалось. Можно лишь отметить, что город находится в превосходной форме - чистота на улицах, довольно много зелени, парков и скверов. И если весь центр Торонто заполонили однообразные стеклянные свечки, то в Питтсбурге архитектура более разнообразна. Сохранилось куда как больше зданий из эпохи 1920 - 1930-х годов.
ДОРОГИ
Нельзя было отказать себе в удовольствии не побывать в Западной Виргинии, полностью уместившейся в покрытыми густыми лесами Аппалачах. Величественные горы таят в себе много чего: среди прочего мы наткнулись на густые заросли ежевики, затянувшие собой огромный холм. Крупные черные ягоды оказались необычайно сочными и сладкими на вкус - никогда до этого не приходилось пробовать ничего подобного. А ведь магазины просто завалены кислятиной, которую тоже зовут ежевика.
Вид на Аппалачи на самой границе штатов Теннесси и Северная Каролина (скоростное шоссе I-26).
А вот это информационный центр штата Северная Каролина, расположенный сразу же при въезде в него по I-26, глубоко в горах и вдали от всего. Здесь создано парковочных мест для 75 автомобилей и 50 фур / кемперов. Внутри здания полно бесплатной информации обо всем в Северной Каролине, ну и естественно чистейших туалетных комнат. Вокруг - столики для ланчей и дорожки для прогулок. Такие центры или места для отдыха в том или ином виде попадаются вдоль всех шоссе Северной Америки с периодичностью примерно в 50 километров. Очень удобно - путешественникам остается лишь наслаждаться такой инфраструктурой.
А вот и само шоссе I-26 (Interstate-26). Коль уж скоро мы заговорили о них, стоит ознакомиться чуть подробнее с системой скоростных шоссе. Заложенная ещё в 1916 году, системный вид она приобрела в 1956 году с принятием Federal Aid Highway Act (Федеральный дорожный акт). В настоящее время система поражает воображение - 78 тыс. километров прекраснейших дорог. Большинство из них в идеальном состоянии, некоторые в удовлетворительном. То тут, то там ведутся ремонтные работы, проводятся расширения и строятся новые развязки. Во всяком случае, мы проехали через два десятка таких мест по 2-20 километров каждый. И всё это не считая десятков тысяч других четырех-шестирядных шоссе по всей стране, не отвечающим стандартам Interstate System лишь по некоторым критериям. Глядя на бурную активность и на то, как активно США продолжают развивать свою дорожную инфраструктуру, разговоры о скором и неминуемом экономическом крахе США, столь любимые отдельными политологами, кажутся смешными. Особенно если учесть, что большинство из них никогда в глаза не видели эту страну.
Движение на всех шоссе весьма оживленное - во все стороны снуют стаи грузовиков, легковые автомобили и дома на колесах с туристами. Вдоль развязок высятся рекламные мачты с многочисленными сетевыми гостиницами и заправками, сетями фастфуда и сервисными станциями. Всё достаточно яркое и разномастное.
В сравнении с США, канадские скоростные автодороги смотрятся куда как скромнее и, наверное, менее загружены. Они строже, они чище, все вывески более упорядочены. Всё более канонически и аккуратно. Гостиничных сетей, равно как и самих гостиниц, меньше, зато бензин значительно дороже. Из того, что было замечено нами, бензин стоил в США $0.8-1 за литр, в то время как в Канаде $1.3-1.4 за литр.
Интересно отметить и другую особенность. В кюветах вдоль американских шоссе мы не не раз замечали вылетевшие из-за лопнувших покрышек автомобили. Возможно, это связано с отсутствием необходимости менять шины на зимний период и соответствующей этому склонностью эксплуатировать их до «победного конца». Возможно, так уж совпало. Но в любом случае, обочины американских хайвеев просто завалены лопнушвими автопокрышками, тогда как в Канаде они повсеместно чистые.
АТЛАНТА
Население - 2.0 млн. человек, агломерация - 8.4 млн. человек
Прежде всего, Атланта это город Мартина Лютера Кинга (мл.), место его рождения, а также пасторства его отца. Именно Атланта была одним из крупнейших центров движения за гражданские права черного населения США. На снимке - баптистская церковь Ebenezer Baptist Church на Обурн Авеню.
Национальный исторический центр Мартина Лютера Кинга (мл.) через дорогу напротив.
Чистота на улицах Атланты феноменальная. На снимке - Prince Hall Masonic Temple, построенный в 1937 году.
Кампусы Университета Штата Джорджия. Ультрасовременные, удобные и комфортные они были построены на месте сметенного с лица земли исторического центра Атланты. Впрочем, во всем городе практически не осталось исторических зданий 19-го века. Теперь это массивные бетонные сооружения, возведенные чаще всего во второй половине 20-го века. На улицах центра при этом пустота - люди попадаются редко, никто никуда не спешит, большинство заведений в выходные дни закрыто.
Капитолий штата Джорджия.
Олимпийский парк Атланты. Одно из немногих мест, где можно увидеть местных жителей: сюда приходят семьями и парами. В изнуряющую жару все дети плескаются в струях фонтана. Основная часть населения центра - афроамериканцы. Различия между ними и канадцами африканского происхождения (афроканадцами, если так можно выразиться) достаточно заметны. В Канаде люди с коричневым цветом кожи, как правило, потомки относительно недавних иммигрантов, т.е. в первом или втором поколении. Они либо полностью повторяют собой некий усредненный образ канадца, либо в какой-то степени унаследовали черты из обществ, откуда они прибыли, и канадского общества (как и все иммигранты). Имеются, конечно, и древние афроканадцы, кто попал в Канаду ещё в 18 веке. Но таких явно меньшинство. По сути, выделять в отдельную группу таких людей было бы неверно - они теряются и особенно не выделяются из общей очень неоднородной мозаики канадского общества.
Другое дело в США. Неизвестно, проводились ли такие исследования, но вполне возможно, что афроамериканцы являются более коренными для США, чем большинство других этнических групп. Многие из них потомки именно тех людей, кто попал в США ещё в позапрошлые столетия. Вполне закономерно, они выделились в отдельную группу ВНУТРИ американского общества, со своей манерой говорить, одеваться, особой системой взаимоотношений, манерой держаться. Далеко не все и не всегда, но всё же. Эта культура дала Америке и миру много известных личностей именно благодаря своей уникальности, в то время как в Канаде известные афроканадцы всегда оставались в общем тренде канадского общества.
Обратим внимание на флаги справа от фонтана. Сложно представить, чтобы такое сочетание было где-либо в провинциальном городе России.
Единственный случай, когда нам в Атланте попалось достаточно древнее здание. На снимке - типичная южная архитектура, наблюдаемая в избытке, например, на Кубе. Глядя на это здание, можно лишь представить как когда-то выглядел исторический центр этого старинного города.
Осенью 2014 года в Атланте планируется запустить в регулярную работу трамваи. Маршрут небольшой - по форме представляет собой восьмерку с 12 остановочными пунктами. Насколько оправданным является запуск столь небольшой системы, ограниченной лишь даунтауном, сложно судить. Вполне возможно, что игрушечный характер для столь потенциально могущественного вида транспорта сыграет ему плохую службу на будущее: вряд ли жители Атланты захотят расширение того, что не особенно популярно и приносит убытки. В таких случаях лучше сразу строить мощную магистраль, соединяющую центр и периферию, как это делается в сегодняшних городах Европы. Глядя на успехи своих соседей, французы и испанцы открывают и расширяют трамвайные системы одну за другой.
Интересно отметить, что депо столь компактной системы разместили прямо под развязкой крупной автострады.
Остановка трамвая на Эджвуд Авеню.
ЧАТТАНУГА
Население - 167 тыс. человек, агломерация - 528 тыс. человек
Перед посещением Юга США, было рекомендованно непременно побывать в очаровательной воспетой художниками и музыкантами Чаттануге. Личные впечатления оказались совсем иными. Прежде всего, поражает количество паркингов. На в общем-то небольшой город приходятся дюжины разнообразных гигантских паркингов - и на площадках, и в многоэтажных комплексах, и с подобием автоматических полок для автомобилей. Нигде ещё не встречалось их так много, особенно если брать в расчете на число жителей. Здесь Чаттануга абсолютный чемпион из всего, что приходилось видеть до этого.
Естественно, паркинги в центральной части расположены на месте сметенных до этого исторических зданий. Содержать последние на определенном этапе становится невыгодно, а в городах с высоким уровнем автомобилизации стоимость парковки всегда достаточно высока, особенно в деловых центрах. Вот и конвертируют половину всей площади под парковки. С точки зрения человека из Европы это достаточно дико - но стоит ли объяснять это американцам, если такая система (паркинги/офисы) обеспечивают страну рабочими местами и являются неотъемлемой частью, приложением экономики? Как это ни горько осознавать, но уничтожены все исторические здания той же самой системой, что их и создавала.
Очень похожие тенденции наблюдаются и в Канаде, хотя засилье многоэтажных паркингов в центральных частях менее выражено. По своей структуре к городам центра США в наибольшей степени приближен, пожалуй, лишь Калгари.
Сами офисы. На небольшой город приходятся десятки, если не сотни, крупных офисных зданий. Это и есть кровь и суть экономического процветания США. Здесь принимаются все те решения, которые затем становятся видимыми в виде дорог, мостов, новых предприятий и торговых центров, складских помещений и научных разработок. Отсюда разливаются финансовые потоки в многочисленные проекты по всей округе и не только. Всё кругом в превосходном состоянии, работает четко и безотказно. И это, заметим, Теннесси - один из наиболее бедных штатов США. Разумеется, кругом идеальная чистота.
Маркет Стрит - центральная улицы Чаттануги.
Построенное в 1892 году, это здание (Dome Building - Здание-купол) является самым известным символом Чаттануги.
Акварель Иана Стюарта в свободном стиле на вышезаданную тему
Джорджиа Авеню. Ещё один живописный уголок Чаттануги. Удивительно, но именно туристов здесь не сыскать днем с огнем - все скучковались на берегу возле безликого здания Аквариума
Ради этого вида на Обзорной горе (Lookout Mountain) в Чаттанугу съезжаются тысячи туристов.
Наклонная железная дорога работает с 1895 года и имеет протяженность около мили.
НАШВИЛЛ
Население - 626 тыс. человек, агломерация - 1.6 млн. человек
Как ни странно, но здесь, в самом центре США, расположен один из главных центров музыкальной индустрии США. Крупнейшие холлы и концертные залы - здесь в Нашвилле. Его так и зовут - Music City. Возможно, автору ещё не удалось добраться до Техаса, но уже здесь можно точно сказать: в Нашвилле любят всё крупное, масштабное, основательное. Просторные улицы, густая сеть широченных шоссе по всему городу и вокруг него, гигантские паркинги и стадионы - это всё Нашвилл. При этом город практически безлюдный, а на углах пустых улиц расставлены играющие ящики с кантри-музыкой. Довольно-таки сюрреалистичное впечатление. Чистота повсюду, как водится, эталонная.
Капитолий штата Теннесси. Один из классических образцов архитектуры в стиле Греческого возрождения. Всё древнегреческое и древнеримское активно использовалось при строительстве государственных сооружений США: ведь во многом образец для будущего страны был взят именно с этих обществ. В Канаде нечто подобное также прослеживается, но не в таких масштабах. К этому ещё примешивается и копирование британских архитектурных традиций, которое, к примеру, заметно в архитектуре зданий парламентских комплексов Лондона и Оттавы.
В целом же можно отметить, что зданий с индивидуальным характером, подчас воздвигнутых на месте других исторических зданий, в американских городах больше. Лишь Монреаль может сравниться с ними (Квебек Сити особая история - это уже Европа). Вполне возможно, что причиной тому служило элементарное экономическое превосходство США, обладающих большими возможностями для создания монументальных сооружений. Так, в первой половине 1920-го века уровень реального ВВП на одного жителя в Канаде составлял лишь 55-65% от американского. К настоящему времени формально номинальный ВВП Канады подтянулся под американский уровень, но реально, с учетом цен, он всё ещё ниже (80-90%). Неслучайно только Монреаль, бывшая экономическая столица Канады, может похвастаться таким количеством интересных архитектурных сооружений той эпохи.
Ещё одно административное здание рядом с Капитолием.
Этот зал для чтения проповедей (Ryman Auditorium) был построен ещё в 1892 году. Благодаря своему статусу, это одно из немногих архитектурных сооружений Нашвилла, уцелевших до сегодняшнего дня. В настоящее время Нашвилл является одним из наиболее крупных центров «Библейского пояса» США с более чем 700 церковными сооружениями, а сам штат Теннессии - одним из оплотов консерватизма и Республиканской партии. Даже визуально видны различия между США и Канадой в плане религии. Если в США повсюду на рекламных щитах и в газетах видна реклама проповедников, а на углах улиц подчас можно услышать собственно проповеди (включая, кстати, мусульманские), то в Канаде всё это большая редкость. Даже вдоль трасс Огайо, уже вне «Библейского пояса», количество рекламы несопоставимо с Канадой. И это несмотря на наличие в последней системы католических школ, где обучается до половины всех учеников. Последнее обстоятельство не мешает Канаде быть значительно более либеральной по ряду ключевых социальных вопросов в сравнении с южным соседом.
Бродвей - один из немогих островков в Нашвилле, где уцелели старые здания. Как результат, сюда стянулись бары, рестораны и кафе, и в целом наблюдается хотя бы какая-то активность.
Городской центр музыки, открытый в 2013 году, выходит за рамки воображения. Сооружение растянулось на несколько кварталов, занимая площадь примерно 400 на 300 метров единого массива из бетона и стали. И это в городе с населением в полмиллиона человек! Но и этого мало - вся крыша состоит из солнечных панелей и растительности, а санитарная вода собирается естественным образом в резервуры с крыши.
Таможенный дом на Бродвее. Заложенное в 1877 году президентом Разерфордом Хейесом в ходе первого визита на Юг после окончания Гражданской войны, оно было открыто в 1882 году.
Очень похожее по архитектуре здание, тоже на Бродвее. Но это - бывшая центральная станция города (Union Station), построенная в 1900 году. Когда-то Нашвилл был одним из крупных пассажирских железнодорожных узлов: сюда сходились линии 8 железнодорожных компаний, отсюда же отправлялось немало солдат и амуниции в годы Второй мировой войны на фронт. Вдобавок к этому к станции сходились линии густой трамвайной сети, закрытой в 1941 году. С созданием железнодорожной компании Amtrak в 1971 году, единого оператора междугородних перевозок в США, сервис сначала был уменьшен до одного проходящего поезда во Флориду, а в 1979 году пассажирское обслуживание Нашвилла было прекращено вовсе. Сегодня город находится в стороне от пассажирских линий. Шли разговоры о сносе станции (почему нет, вполне в духе города). Но в конечном итоге её выкупил консорциум инвесторов, превратив бывшую станцию в дорогую гостиницу.
В любом случае сегодня о былой активности здесь ничего не напоминает - лишь изредка на парковку сюда заезжают автомобили. Похожая судьба постигла очень многие железнодорожные станции США, да и Канады тоже. Многие из них носили или до сих пор носят название Union.
Из ангара возле гостиницы открывается вид на бывшую станцию: слева видна площадка, по которой прямо под станцию заходили пути пассажирских поездов. Сегодня проходящая здесь железная дорога не имеет ничего общего со станцией, сохранив лишь грузовые перевозки.
Здание Церкви Христа на Бродвее принадлежит Епископальной церкви. Данное сооружение было открыто в 1894 году.
Эти яркие кусты украшают весь Юг США - их высажено бесчисленное количество вдоль скоростных трасс и на улицах. Зелень повсюду очень яркая и сочная с мясистыми крепкими листьями.
ЦИНЦИННАТИ
Население - 300 тыс. человек, агломерация - 2.1 млн. человек
Город расположен сразу в трех штатах (Огайо, Кентукки и Индиана) и по сути представляет собой скопление из многочисленных городов, расположившихся в 15 округах. Цинциннати лишь самый крупный из них, хотя его население в сравнении с 1930-ми годами уменьшилось с 500 до 300 тыс. Невероятно красивый и очень европейский по своей архитектуре, Цинциннати насыщен архитектурными памятниками, хотя и здесь не обошлось без серьезных потерь.
В центре Цинциннати расположено сразу три крупных автомобильных развязки, связанных шоссе I-71. Разметка на дороге очень удобная - подобное было замечено в Атланте.
Цинциннати - дом для двух известных спортивных команд, у каждой из которых в центре построено по стадиону (недалеко друг от друга). «Тигры Цинциннати» (Cincinnati Bengals) имеют в распоряжении арену Paul Brown Stadium, где проходят состязания по американскому футболу. А бейсбольная команда Cincinnati Reds («Красные Цинциннати») обладает стадионом Great American Ball Park (на снимке).
Построенный в 1866 году, подвесной мост Джона Роблинга в своё время был крупнейшим подобным сооружением в мире с пролетом в 322 метра. Мост связывает между собой Цинциннати (штат Огайо) и Ковингтон (штат Кентукки).
Вид на центр города, правда, без небоскребов.
Вайн Стрит связывает берег реки Огайо с севером Даунтауна. Чистота кругом поразительная.
Площадь Fountain Square («фонтанная») стала центром Цинциннати с 1871 года. Когда-то здесь находилась каменная статуя индейских племен, а сегодня - довольно необычный фонтан из бронзы.
Гарфилд Плейс напоминает бульвары Парижа или Монреаля
На переднем плане - Первая Пресветерианская церковь.
Здание Городского совета Цинциннати. Построенное в конце прошлого века в стиле Романеско Ричардсона, по своей архитектуре оно близко городским советам Торонто и Миннеаполиса. Данный стиль характеризуется сочетанием массивных форм с округлыми арками и башнями. Проектируя эти здания, Генри Ричардсон переосмыслил оригинальный Романеско, использовавшийся в архитектуре Южной Европы в 6-10 веках н.э. В отличие от Торонто, это здание до сих пор выполняет свои изначальные функции городского совета.
Городской совет Торонто (1899 год)
Каток автомобилизации безжалостно прокатился по целому ряду исторических кварталов Цинциннати. Парковки, как это часто бывает в Северной Америке, оказалось содержать намного выгоднее, чем старые обветшавшие здания. Данная площадь рядом с Городским советом поразила наличием целой улицы, которая была полностью снесена и в настоящее время лишь разделяет парковку на две части (Ричмонд Стрит - см. фонарь на дальнем плане). Видны бордюры и тротуары, но вокруг лишь асфальтовые площадки.
Ещё один пример того, как медленно и со скрипом трамвай пытается вернуться в американские (и канадские) города, непременно становясь объектом борьбы между правыми и левыми, между республиканцами и демократами. Вот и здесь по поводу строительства трамвая проводилось целых два референдума, в 2012 году его всё-таки начали строить, а в 2013 году маятник в Городском совете качнулся в Республиканскую сторону. Строительство прекратили, выяснили, что ликвидировать проект стоит столько же, сколько окончить и с грехом пополам строительство возобновили. Правда, всё равно черепашьими темпами. Подобные трамвайные схватки происходят повсюду в США и Канаде, в результате чего проекты продвигаются медленно и постоянно буксуют, а в целом общественный транспорт Северной Америки намного уступает в уровне своего развитию европейскому.
Здесь уместно отметить большее могущество городских советов в Канаде в сравнении с Соединенными Штатами. Если в последних сила мэра является подчас доминирующей в принятии решений по текущим вопросам, то в Канаде последнее слово всегда остается за городскими советами, которые при необходимости могут отстранить мэра от исполнения обязанностей (как это случилось в Торонто). Благодаря именно этому Торонто удалось сохранить свою разветвленную трамвайную систему в 1970-е годы - Городской совет в конечном итоге сдался общественному давлению. В какой-то мере система управления городов наследует общую систему управления страной - чисто парламентская форма в Канаде и президентская в США. Подытоживая, можно сказать, что против самодурства и непредсказуемости отдельных личностей, неизбежных на определенных этапах, канадская система управления городами всё же является некоей страховкой.
Возвращаясь к трамваям. По конфигурации трамвайная система Цинциннати будет напоминать Атланту, т.е. восьмерка в даунтане с 17 станциями.
12-я улица, как и многие другие в центре Цинциннати, сохранила немало элегантных зданий, передающих атмосферу европейского города
Мэйн Стрит - ещё один пример роскошной архитектуры. Примерно так выглядит весь исторический центр города к северу от финансовых кварталов. Любование архитектурными красотами может сыграть плохую службу - мы и не заметили, как, прогуливаясь среди этих прекрасных зданий, оказались в криминальном районе с наркотиками и явно неблагополучной публикой. Наличие таких районов - характерная особенность крупных американских городов, в то время как в Канаде они выражены в значительно меньшей степени. «Криминальных дыр» в канадских городах, даже самых крупных, нет - везде более-менее безопасно.
В целом же неблагополучной публики на улицах американских городов заметно больше, чем в Канаде (где, впрочем, тоже есть свои особенности). Но и тех, кто живёт напоказ, одевается очень дорого и предпочитает водить самые дороги автомобили, в США тоже заметно больше. Возможно, это указывает на более высокий уровень социального расслоения, но чтобы говорить об этом наверняка, конечно же, нужно знакомиться с соответствующими исследованиями.
ДЭЙТОН
Фотография специально для поклонников транспорта. Дейтон - одна из немногих троллейбусных систем США, где, впрочем, большинство воспринимает их в качестве обычных автобусов. Интересно, что США и Канада были одними из немногих на Западе, кто в принципе не чуждался покупать трамваи и троллейбусы для работы на городских улицах в странах Восточной Европы. На снимке, к примеру, троллейбус Шкода из Чехии, поставленный в Дейтон в конце 1990-х годов. Поговаривают, что система может быть закрыта в обозримом будущем, т.к. денег на закупку нового подвижного состава нет.