Города Среднего Запада США

Jul 08, 2016 14:16

Краткий фотоочерк путешествия по Среднему Западу США с акцентом на архитектуру, а также некоторыми размышлениями о бытии. За это, а также за некоторые из фотографий, сделанных не на профессиональную камеру, прошу не судить строго.

См.также:
Первый взгляд на Юг США
Мимолетом из Лас-Вегаса
На другой стороне Вселенной: Долина Смерти и Большой Каньон



ИНДИАНАПОЛИС



Вокруг Индианаполиса фаст-фудом застроены целые поля и долины. У каждого из таких заведений неоновая вывеска вознесена далеко в небо - и вот такие вот леса раскинулись до самого горизонта. Между ними построены широченные дороги без каких-либо тротуаров. Зрелище достаточно удручающее и депрессивное, даже по меркам Северной Америки. Запихивать в себя бургеры и и напичканные гормонами птичьи ноги, а также раз в неделю заезжать к доктору для того, чтобы бороться с последствиями такого чревоугодия - вот и всё что нужно от тебя матрице.



Пассажирские железнодорожные станции в Северной Америке часто носят название Union Station. В Индианаполисе была построена самая первая такая станция - в 1853 году. А в 1880-е годы она была перестроена в модном для того времени стиле Richardson Romanesque. На снимке хорошо прослеживаются некоторые его характерные черты  - доминирование полукруглых форм на окнах и башнях, тяжелое массивное основание, сочетание грубой отделки из гранита и кирпича, а также доставшаяся по всей видимости от нео-готического стиля розетка. Большинство юнионов пришли в упадок либо были вообще закрыты. Однако в этом здании жизнь пока теплится - раз в сутки здесь проходит поезд Amtrak из Чикаго в  Нью-Йорк, названный Кардинал (по имени птиц соответствующего семейства).



Пышная архитектура Repertory Theater в стиле Испанского Барокко. Здание построено в 1927 году.



Такой вот интересный переход также служит местом для театральных и музыкальных выступлений.



Капитолий штата Индиана - типичное сооружение в стиле неоклассицизма, как и большинство государственных учреждений подобного рода в США, строившихся в 19-м - начале 20-го веков. В то же время, в архитектуре зданий городских советов (city hall), не столь обремененных своим статусом, прослеживается большая раскрепощенность. Основный акцент делался на то, чтобы показать инновационность города, его соответствие последним веяниям и тенденциям архитектурной моды того времени, а не на государственный статус. Поэтому очень многие городские советы были построены в стиле Renaissance Revival (Сент-Луис, Милуоки) и Richardson Romanesque (Торонто, Цинциннати) - речь идёт только лишь о тех уцелевших примерах, которые обозревались лично автором. Но подробнее об этом ниже.



Рынок Индианаполиса. Хорошо это или плохо, но в отличие от Торонто он уже утратил свою функцию: теперь здесь можно купить преимущественно фаст-фуд. А вот что точно хорошо, пара мест здесь веганские - и в этом уж точно положительное отличие от Торонто. Хорошо видна чугунная ковка и литье, а также опоры крыши. Рынок строился на пике популярности этих материалов в качестве отдельных архитектурных элементов (а именно в 1880-е годы), появившихся в распоряжении архитекторов сравнительно недавно. Между прочим, не без немецкого влияния, которое прослеживается ещё во многих здания Индианаполиса.



Довольно обычное зрелище для северо-американского города. В центре городов целые кварталы старинных зданий сметались, и вместо них возникали вот такие парковки. Почему нет? Вместо того, чтобы ремонтировать старое здание, можно его снести и получать стабильную прибыль. Общая тенденция такова - чем дальше на Запад, тем таких проплешин больше. В наименьшей степени от этого разгула «эффективного менеджмента» пострадал, пожалуй, лишь Квебек с его особыми установками. Зато сегодня эти карманы служат площадками для новостроя.



Пожалуй, самое экзотичное здание, встретившееся в Индианаполисе. Зовется оно Древний Арабский Орден Благородных Тайного Святилища, а также Храм Мурата. Если проще - то это одно из отделений масонских лож, обосновавшееся в городе в конце 19-го века. Само здание было построено в 1909 году и вобрало в себя немало черт ближневосточной архитектуры. Сегодня оно по прежнему принадлежит Святилищу Мурата, хотя служит в основном в качестве места проведения музыкальных мероприятий.



А это пример немецко-романского стиля (German Romanesque). Нынешнее название здания Athenaeum Building, но в прошлом оно называлось Das Deutsche Haus. Архитектурный стиль возник в самой Германии в 1830-е годы как попытка создать общую немецкую идентичность (и здесь он известен под названием Rundbogenstil). На снимке видны округлые доминанты: башни, и арки окон, но при этом добавлены и некоторые элементы нео-классицизма, в частности, пилястры на втором уровне. А треугольные своды крыш напоминают о средневековой немецкой архитектуре. Всё вместе это является достаточно типичными элементами German Romanesque.



Яркое пятно на архитектурной карте города: небольшое здание, превращенное усилиями его владельцев в интересный пример стиля инди.



Официальная часть Индианаполиса: Военный мемориальный комплекс (Indiana War Memorial Plaza), протянувшийся на несколько кварталов в центре города. Интересно, что возник этот комплекс как попытка города привлечь одну из главных ветеранских организаций страны, American Legion, сразу же после Первой Мировой Войны.



Главное здание комплекса - собственно Военный Мемориал. Строился, между прочим, рекордно долго - с 1927 по 1965 год, превратившись в головную боль для местных властей на десятилетия. В ходе процесса строительства возникали предложения снести начатое и разбить здесь любимую всеми арену для спортивных состязаний.



Довольно интересный фонтан, построенный на семейные деньги вдовой в память об умершем муже, стал частью мемориала, хотя по своей динамике и архитектуре прямо противоречит ему. Видимо, расставаться с такой отдушиной жители не захотели. Интересно, что в довоенное время очень похожий фонтан был в центре Воронежа.


Ещё одно масонское здание Индианаполиса: Собор Шотландского Обряда (Scottish Rite Cathedral). Сооружение не совсем церковное, хотя и выглядит как нео-готическая церковь. Построено довольно поздно с учетом места и стиля: в 1920-е годы.



Именно с такой основательностью в США построены государственные учреждения и суды.



Одна из четырех скульптур, укрощающих главное здание южного судебного округа Индианы. Символизирует литературу. Ещё три олицетворяют промышленность, сельское хозяйство и правосудие.



Только что построенный автобусный терминал Индианаполиса. Даже на спутниковых снимках Гугла на его месте видна лишь обычная парковка. Примерно в таком же стиле сейчас реконструиются / строятся многие автобусные станции в Северной Америке, как правило, призванные дать новый импульс развитию города либо какой-то его части.



Выразительная, хотя и неброская деталь городского антуража - туристическая тропа через город. Так выглядит место, где она пересекает проезжую часть.



С учетом масштабов города, ширина скоростных шоссе поражает воображение. На снимке видна трасса Interstate 70, и в данном месте она насчитывает более 10 полос в каждую сторону (похоже, что 12), разбитых на три отдельных дороги. При этом каждая из них имеет широкие заасфальтированные обочины и справа, и слева. Таких шоссе подведено к Индианаполису целых 8 штук, а через сам город проложена кольцевая трасса. Везде между ними огромные развязки. Вообразимо что-то такое в российских городах? Вряд ли - как с финансовой, так и с географической точки зрения. Но, к сожалению, во многих городах России общественный транспорт в годы стабильности был добит, и, как ни в чем не бывало, все чиновники изображают вид, будто бы и в России можно также всем передвигаться на автомобилях и недоавтобусах (маршрутках). Как будто бы хоть где-то есть что-то подобное по своим размерам.

СЕНТ-ЛУИС



Визитная карточка Сент-Луиса - вот эта арка на берегу Миссисипи, монумент расширению Америки. Это своего рода ворота на запад страны. Считается самым высоким монументом в западном полушарии (192 метра), самой высокой аркой в мире. Но это ещё не всё. Внутри арка полая - по ней можно забраться на самый верх, обозревая окрестности через смотровые окна. Арка спроектирована финским архитектором Эво Саариненом в 1963-1965 годах, который среди прочего является автором знаменитого терминала  TWA в аэропорту Джона Кеннеди. Увы, в момент нашего посещения она была закрыта на реконструкцию.



Прямо напротив арки расположено одно из старейших сооружений города - здание бывшего окружного суда. Купол построен по тому же образцу, что и здание Капитолия в Вашингтоне, который в свою очередь копирует итальянский ренессанс собора Св. Петра.



Одно из самых впечатляющих зданий Сент-Луиса - Railway Exchange Building, построенное в 1914 году в архитектурном стиле чикагской школы. В соответствии с канонами школы, в основе здания стальной каркас, площадь остекления увеличена до максимума, а оставшиеся элементы богато декорированы. Стиль активно использовался для строительства высотных коммерческих сооружений, и даже получил свое второе название «коммерческий». Интересно, что долгое время здание использовалось в качестве универмага и штаб-квартиры May Department Store, купленных Macy’s в 2006 году и закрытых двумя годами позже. Сегодня оно по большей части пустует.







Оливковая улица (Olive Street). По этой фотографии можно составить примерное представление о вертикальных пропорциях Сент-Луиса.



Это сооружение знаковое для всей мировой архитектуры. Wainwright Building - второй проект знаменитого архитектора Луиса Салливана, проложившего путь всему современному высотному строительству благодаря целому ряду новых для того времени технологий. Среди прочего ключевыми стали использование электрических лифтов и возможность подачи воды под давлением на достаточную высоту. Ведь в прошлом именно их отсутствие были ограничителями - здания не могли строить выше, чем на 5-6 этажей. Здание построено в 1890-1891 годах в соответствии с принципами чикагской школы, и его строгие геометрические формы сочетаются с богатой отделкой фриза в стиле Арт-Нуво, характеризующегося доминированием органического декора. Сегодня кажется, что здание не настолько уж и велико, но оно проторило дорожку для сотен других небоскребов, которые начнут строиться в ключевых городах США через короткий промежуток времени.



Между  Chestnut Street и Market Street разбита целая серия небольших парков и скверов протяженностью примерно 2 километра. Она начинается у Арки на востоке и заканчивается у Union Station на Западе. Всё оставляет очень благоприятное впечатление: невероятная чистота, зелень, много интересных решений, призванных создать удобное место для проживания в центре. В принципе, на первый взгляд всё так и выглядит: здесь даже построен комплекс современных кондоминимумов, но всё-таки криминальный статус города даёт о себе знать. На углах то тут, то там попадаются группы довольно характерного вида индивидуумов, а вдоль улиц стоит довольно много полицейских машин. Так или иначе, но приходится быть начеку, особенно в позднее вечернее время.



Образец того, как в современном городе благоустраиваются улицы. Слева направо. Рампа для заезда на площадку со скульптурой в парке для людей с ограниченными физическими возможностями и колясок, дикая растительность вместо газона, идеально отлитый бетонный тротуар, велосипедная дорожка (отделенная разделительной полосой), парковка для автомобилей по центру улицы. Почему нет? В принципе, и в США, и в Канаде бросается в глаза очень большое число людей, передвигающихся на колясках. Неужели здесь больше таких людей?

Вовсе нет, просто в отличие от России, они не прикованы к своим кроватям и не отрезаны от мира порожками подъездов, лестницами и т.п. Напротив, они имеют возможность передвигаться повсюду. Все до единого перекрестки, все государственные учреждения обладают широкими и удобными съездами, автоматическими дверьми, лифтами, специальными туалетными кабинами. Их же можно увидеть и в крупных частных учреждениях, а также во многих более мелких.





Сложно сказать что именно за растения на этом снимке, но сочетания разных видов пахучей дикой растительности в центре города радует.



Парковки повсюду - ведь нужно принять десятки тысяч автомобилей каждый день при относительно менее развитом общественном транспорте. Однако же городской ландшафт такие парковки явно уродуют.



Угол Clark Avenue и Tucker Boulevard (11-я улица)



Такое обилие достаточно старых и мрачных зданий из красного кирпича на пустынной улице завораживает  (Clark Avenue). Речь идёт о вечере субботы.



Пышная архитектура Городского Совета, построенного в стиле Renaissance Revival, оставляет сильное впечатление. Стиль характеризуется достаточно плоским, но богато декорированным фасадом и повторяющимися блоками геометрических форм. Нижняя часть здания объединена сильной горизонтальной доминантой. Строительство сити холла было завершено в 1904 году, а его ближайшим аналогом является Hôtel de Ville (городской совет) Парижа. Оригинал строился по канонам собственно ренессанса в 1533-1628 годах.





Оригинал: Городской совет Парижа



Парковки, парковки, парковки… Интересная попытка создать визуальную иллюзию изломанной перспективы.



Справа видно здание административного суда (Civil Courts Building).



… верхушка здания воспроизводит одно из семи чудес света - Мавзолей Мавсолласа в Галикарнасе, построенном греческими архитекторами для персидских правителей ещё до нашей эры. Безусловно, греческие архитекторы были осведомлены и о египетской архитектуре, которая отражена в крыше.



Chestnut Street - просторно и зелено.



Центральное здание общественной библиотеки Сент-Луиса





Знаменитая Union Station, когда-то обладавшая статусом крупнейшей пассажирской железнодорожной станции мира. Именно сюда сходились десятки линий со всей страны, связывая восток и запад страны, и именно здесь был крупнейший пересадочный узел США. На снимке видна лишь небольшая часть станции, построенной в 1894 году в стиле Romanesque Revival. Несколько цифр для того, чтобы представить масштабы. На своем пике, станция обслуживала 100,000 пассажиров ежедневно (междугородних, в 1940-м году). Под основным ангаром станции находилось 32 нитки железнодорожных путей с пассажирскими поездами, и ещё 111 путей располагалось вне ангара. Железнодорожные составы полностью умещались под крышей протяженностью свыше 200 метров!

С развитием авиационного сообщения и строительством многочисленных шоссе через всю страну пассажирские перевозки на станции быстро пошли на убыль, и к 1971-му году в гигантский ангар прибывало лишь 3 пары поездов в день. Пассажирская компания Amtrak приняла решение прекратить перевозки из Union Station в 1978-м году, переместившись неподалеку на юго-восток в небольшое помещение, а сама станция была продана и переоборудована в гостиницу. Отсюда сегодня отправляется 5 пар поездов в Чикаго, 1 в Сан-Антонио и 2 в Канзас-Сити.





На нескольких запасных путях собрана пара дюжин пассажирских вагонов, отлично сохранившихся практически в своем первозданном рабочем виде. Пройтись между отливающих серебром массивными вагонами любому фанату железных дорог доставит немалое удовольствие. Сохранившиеся пути по-прежнему соединены с основной сетью, и отсюда время от времени отправляются экскурсионные поезда.





Крыша ангара - наверху видны карманы, через которые из под навеса выходил горячий воздух.



Главный ангар. Часть его также переоборудована под гостиницу и бар, а часть представляет собой автостоянку.







А вот это современный легкорельсовый транспорт Сент-Луиса - MetroLink. На удивление, с немалым количеством станций - целых 37, и тремя линиями, уходящими вглубь пригородов. И это при том, что первая очередь ЛРТ была сдана в 1993 году. Интервалы относительно неплохие - 5-10 минут, все пересечения сделаны как эстакады, тоннели (в центре города) либо шлагбаумного типа. Складывается впечатление, что данный вид транспорта в Сент-Луисе вполне востребован.





Как же было не отметиться на Миссисипи. Не сказать, чтобы река в районе Сент-Луиса особенно широка, но по ней вполне проходят вот такие вот огромные баржи. Прямо при нас баржа ударила метровых размеров рыбу, которая вылетела из под неё куда-то в сторону - надеюсь, она осталась жива.





Иллинойс по праву входит в число штатов «кукурузного пояса». Фермерские хозяйства достигли здесь индустриальных масштабов - простираются до самого горизонта, а в центре вот такие вот силосные башни. Всё это выглядит скорее как завод, чем как ферма. На снимке одна из таких ферм вдоль шоссе I-55. В былые времена я бы, наверное, с восторгом описывал такой тип сельского хозяйства, поражаясь его эффективности. Сегодня для меня это, прежде всего, начальный этап матрицы, в которую корпорации встроили людей. Вся эта кукуруза выращивается в основном для скармливания животным, которые содержатся в ужасающих абсолютно неприемлемых для сегодняшнего дня условиях на не менее гигантских фермах.

Верхнее звено матрицы - те самые поля фаст-фудов, к которым все намертво привязаны. Только один вопрос - почему тела очень многих людей в США стали похожи на тела пичкаемых гормонами кур, с огромными гипетрофированно развитыми бедрами? Такая полнота выглядит совершенно неестественной. Говорить об этом мало кто решается, осознавая безграничность финансовых возможностей тех же корпораций. И это лишь один аспект проблемы. То, что леса превращены в поля, является огромной нагрузкой на окружающую среду. А ведь тот же Иллинойс мог бы также прокармливать людей, но при этом оставаться преимещственно лесным штатом, если бы люди питались здоровой пищей. Поезжайте на север в лесные Мичиган, Вермонт, Онтарио - насколько милее глазу и душе здешняя природа! Здесь же, в Иллинойсе, вся земля, куда ни глянь, перелопачена, а ландшафты если не навсегда, то надолго изувечены.

МИЛУОКИ
Как и Индианаполис, Милуоки город с достаточно сильным немецким влиянием в плане архитектуры. Судоходные речки, протекающие через его центральную часть, чуть более узкие и плотно застроенные улицы придают Милуоки немного европейского флера.



Церковь Св. Марии, построенные католическими выходцами из Пруссии в 1847 году. Из Германии 1868 году сюда завезли колокола, отлитые в Мюнхене. Всё должно было быть как дома.



Здание городского совета, построенного в стиле Renaissance Revival немецким архитектором Генри Кохом. Здание во многом воспроизводит Гамбургскую ратушу и дополнялось роскошнейшим образцом неоготической архитектуры - Pabst Building. Вместе они составляли эффектную пару, которая встречала каждого, кто пересекал речку Милуоки с запада. Увы, Pabst Building было разрушено в 1981 году и на его месте построено ничем не примечательный небоскреб в стиле постмодернизма. Тяжеловесные чугунные лестницы сделаны по особому художественному проекту и дополняют элегантный фасад здания. Интересно, что весь этот каменный массив покоится на 2584 сосновых опорах, использованных в качестве фундамента.





Высота башни 108 метров.



Оригинал: Гамбургская Ратуша.



Снесенное в 1981 году Pabst Building.



Сочные и яркие листья капусты и свеклы удачно использованы в оформлении этой клумбы вблизи городского совета. Кто знает, может это небольшой прообраз того, как в будущем будут выглядеть городские пространства?



В архитектуру этого здания на Kilbourn Avenue использованы мотивы стиля Прерий Френка Ллойд Райта, с его сильно выраженными горизонтальными доминантами.



Река Милуоки заполнена катерами и прогулочными яхтами. Их любителям здесь есть где развернутся, т.к. город прорезан тремя протяженными притоками, несущими воды в озеро Мичиган.



Подъемный мост пропускает прогулочный катер



Симпатичная набережная. Здесь есть где прогуляться.



Этот театр также возведен на средства немецкого промышленника Фредерика Пабста. Чуть дальше от центра располагались его пивоварни, большая часть из которых сегодня конвертирована под коммерческие и образовательные нужды. И если в Индианаполисе мы видели пример стиля German Romanesque (немецкий романский), то это German Renaissance (немецкий ренессанс). Похожим образом выглядит часть многострадального замка в Гейдельберге, периодически разрушаемого войнами и пожарами. Именно так выглядит та его часть, строительство которой было завершено в середине 17-го века.



Немецкий ренессанс в первозданном виде: замок в Гейдельберге



Довольно мрачная North Front Street.



Роскошно декорированный фасад Iron Block Building (1861 год) полностью отлит из чугуна, а затем покрашен. Такая технология отделки фасадов была популярна в Северной Америке второй половины 19-го века, благодаря чему её города к моменту появления небоскребов выглядели элегантно и эффектно. К сожалению, лишь немногие из таких зданий уцелели до сегодняшнего дня, но там где они сохранились, они являются яркими пятнами на городской архитектурной карте.



Рельефное здание Mitchell Building построено в стиле Второй Империи, пришедшем из Франции чуть позже середины 19-го века. Этот эклектичный стиль сочетает в себе гипертрофированно усиленные элементы Ренессанса и Барокко.



Крыши North Water Street - красиво.



А это противоположная сторона улицы, равнодушно превращенная в бетонные паркинги и угрюмые коробки.



Самый центр города. Кто-то когда-то и здесь покатался на бульдозерах. Причем на славу.



Этот грифон украшает массивное здание Federal Building, построенное в стиле Richardson Romanesque (как Union Station в Сент-Луисе).



Ещё один пример Richardson Romanesque - Pfister Hotel на Wisconsin Avenue.



Wisconsin Gas Building довольно яркий образец  Арт-Деко. Его выразительные геометрические формы характерного пирамидального вида дополнили архитектурный ландшафт города в 1930-е годы. Каждый из параллелепипедов, образующих пирамиду, по своей верхней кромке украшен геометрическим декором.





Одна из архитектурных жемчужин Милуоки - ажурная конструкция павильона Квадраччи, построенного по проекту знаменитого архитектора Сантьяго Калатравы в 2001 году. Данный павильон стал дополнением к новому комплексу Художественного музея Милуоки. Интересно, что крылья павильона схлопываются вверх в ночное время или в шторм и раскрываются по утрам. Такие смелые и выразительные проекты задают новую футуристичную тенденцию современной городской архитектуры - легкой, чистой, элегантной. Но благодаря своему расположению и пропорциям, они не подавляют, а обогащают имеющие городские ландшафты. Похожее сооружение совсем недавно было возведено Калатравой на месте 911 в Нью-Йорке.





Праздничный фейерверк в честь Дня Независимости (4-го июля). На поймах Парка ветеранов и набережной озера Мичиган собрались тысячи жителей со всех окрестностей. Они практически все заранее принесли стулья, столы, покрывала, чтобы удобно расположиться на время празднества.



КЕНОША





Интересный проект, призванный привлечь туристов в небольшой городок Кеноша к югу от Милуоки, а также придать новый импульс развитию его даунтауна. Старый трамвай Кеноши исчез ещё в 1932 году, а современное 3-х километровое кольцо с небольшим депо и подстанцией было запущено в эксплуатацию в 2000 году. Всего за один доллар можно колесить по кругу целый день на тех самых легендарных PCC, которые стали синонимом Северной Америки в 1930-е - 1940-е годы. Все вагоны были завезены сюда из Торонто, где их эксплуатация была прекращена в конце 1980-х годов. Предварительно вагоны капитально отремонтировали в Тандер Бей, а затем перенумеровали и перекрасили в расцветку наиболее знаковых для Северной Америки трамвайных систем.

На снимке вагон в оригинальной окраске Toronto Transit Commission за инвентарным номером 4610, построенный ещё в 1951 году. Назвать местную трамвайную систему исключительно туристическим аттракционом было бы неверным. Городской совет всерьез рассматривает расширение системы, уже одобрив строительство линии с севера на юг. А сами вагоны, хотя и старомодные, но мягкие и вполне комфортабельные.
Previous post Next post
Up