О безопасности Ту-154.

Nov 09, 2015 07:15

Оригинал взят у igor_piterskiy в О безопасности Ту-154.
В последнее время мне не раз попадались в ЖЖ ностальгические посты про Ту-154. С моей-то точки зрения, как много полетавшего на нем авиапассажира, самолет был довольно дерьмовый в смысле удобства, однако похоже, что нет такого дерьма, на которое не найдутся любители понастальгировать. Но, может быть, самолет отличался выдающейся надежностью и соответствовал расхожим представлениям о настоящем русском продукте - неладно скроен, да крепко сшит? Особенно в свете последних событий, обостривших внимание к авиационной безопасности, представляется интересным вопрос: что же мы потеряли, пересев с наших замечательных 154-х на ихние нехорошие Боинги и Эйрбасы?

Чтоб все было строго научно, возьмем для сравнения самолет того же класса и того же поколения - Boeing 727. Собственно, он и служил ориентиром при проектировании Ту-154. Последний, правда, начал эксплуатироваться на 8 лет позже, но когда считались? Советский самолет получился потяжелее и менее экономичным (правда, летал немного быстрее), однако сейчас нас интересует не экономика, а безопасность.

Данные о авиационных происшествиях собраны в [1]. На первый взгляд, с 727-м происшествий побольше. Однако информативным является не абсолютное число происшествий, а его отношение к числу полетов. Ясно ведь, что если самолет стоит на земле, с ним вряд ли что случится. Я предлагаю ориентироватся на стандартный показатель, наиболее интересный для авиапассажира - число фатальных (с человеческими жертвами) инцидентов на миллион полетов.

Для иностранных самолетов такую статистику легко найти в [2] и [3]. Я возьму второй документ, там цифры похуже. А вот для самого массового советско-российского авиалайнера Ту-154 этот показатель хрен найдешь, пришлось самому заняться расчетом. В [4] есть данные по суммарному количеству полетов - 9711000. А из [1] берем количество фатальных инцидентов - 39. Итого - 4.02 фатальных инцидента на миллион полетов. А у 727-го - 0.71. Почувствуйте разницу, она почти 6-кратная!
Кстати, встречал недавно утверждение, что в СССР катастроф с 154-ми было много меньше, а потом, дескать, началось. Хочу разочаровать совкодрочеров: в советском "Аэрофлоте" было 13 фатальных инцидентов, а во всех российских авиакомпаниях в постсоветское время - 9.

Бросается в глаза огромная разница в общем числе полетов 727-го и 154-го - она примерно 8-кратная при том, что количество выпущенных самолетов отличается менее, чем вдвое. А все очень просто: ресурс 154-го много ниже. Для 154М он составляет 15 тыс. циклов (взлет-посадка) с возможностью продления до 22 тыс. (154Б - 16 тыс. и 20 тыс.). Для 727-го я не нашел данных по изначальному проектному ресурсу, но в 2010-м году FAA постановил выводить из эксплуатации самолеты, прошедшие 45 тыс. циклов. Ну, и интенсивность эксплуатации самолетов в зарубежных компаниях много выше. Если посмотреть статистику в [4], то типичный режим использования 154-го - всего десяток рейсов в неделю. Так что в среднем они налетали около 10 тыс. циклов.
Примечание: в данном случае термины "полет" и "цикл" не отличаются - один взлет, одна посадка.

Тут мне могут сказать: что это я все про 727-й, его давно уже нет (хотя несколько десятков еще летают в недоразвитых странах), надо сравнивать с нонешними самолетами. Так тут, ребята, и сравнивать нечего - показатели безопасности выпущенных в последние лет 30 западных самолетов выше, чем у 154-го, в десятки раз! Для самых массовых сейчас А320 и 737 New Generation разница составляет 30-40 раз.

Для любителей потыкать "безаварийными" Ил-96 и прочими более новыми советско-российскими самолетами скажу: об их безопасности судить трудно. Их и выпущено мало, и налетали они немного. В документе [3], к примеру, нет показателей для самолетов, сделавших меньше миллиона полетов - Боинг считает, что недостаточно статистики. А из тех самолетов вряд ли какой превысил этот порог. И этот подход справедлив. Вот возмем 777-й Боинг. Он ведь отлетал 15 лет и порядка 7 миллионов полетов без фатальных инцидентов. И вдруг - один за другим. Причем инциденты вряд ли связаны с безопасностью самого самолета (донбасский случай уж точно), но все равно пошли ему в отрицательную статистику.

Список источников.
1.Aviation Safety Network
2.Fatal plane crash rates by model
3.Statistical Summary
of Commercial Jet Airplane Accidents

4.Ту-154

Ту-154

Previous post Next post
Up