Обратимость. Продолжение

Jan 29, 2012 15:27

Тодд Хардгрув

В предыдущей статье я изложил концепцию обратимости и пояснил, почему она является решающей составляющей результативности в спорте. Основная идея заключается в том, что способность плавно менять направление движения в любой момент времени предполагает равновесие и готовность двигаться без промедления. Это дает огромное преимущество игроку на поле или в игре.

Но обратимость нужна не только в спорте. Согласно Моше Фельденкрайзу, обратимость − это качество, которое помогает определить совершенство движений и в повседневной жизни. Или же, как это описывает Эрик Кобб (Прим. - создатель системы тренировок ZHealth), жизнь есть спорт, поэтому все мы спортсмены. Я согласен. Одной из тем моего блога обычно является мысль, что движение, которое работает в спорте, как правило, является здоровым движением, комфортным в повседневной жизни.





Тем не менее в отличие от спорта, обратимость в повседневности не настолько ценна. Жизнь, как правило, не требует от нас невероятно быстрой смены направления движений. Возможно, если вы не сможете сделать это, вы разве что упустите последний пончик во время встречи. Или же сядете на подушку-пердушку. Но это недостаточные стимулы для стремления к обратимости в обычных движениях.

Причина, по которой мы ищем обратимость в повседневной жизни, заключается в том, что она дает нам представление об эффективности, здоровье и комфорте наших движений. При выполнении большей части повседневных дел недостаток обратимости в движениях предполагает, что движение произведено было, вероятнее всего, с ненужной нагрузкой на тело.

Переход в сидячее положение является примером повседневного действия, которое оптимальнее выполнять в обратимом варианте. Большинство людей контролируют приседание лишь до определенного момента, после чего просто шлепаются всем весом на стул. Разумеется, как только человек начинает бросать свое тело на стул, вместо того чтобы плавно опускать его, движение перестает быть обратимым.

И поскольку это не конец света, ведь стул чаще всего мягкий, развивается двигательный паттерн, который подходит только для той реальности, где ваши неконтролируемые движения всегда смягчаются мягкими объектами. Когда же вы попробуете использовать этот же паттерн приседания без наличия мягкой подушки для остановки своей задницы (например, почти всякий раз вы сгибаете колени), тогда ваше тело всем своим весом просто упадет на пятую точку и вам просто придется ловить его куда более внезапно, чем если бы вы контролировали его опускание.

Всегда намного легче принимать вес плавно, чем когда он попросту сваливается на вас. Вашим коленям это также легче. Когда вы приседаете, большая работа по удержанию веса вашего тела затрачивается в конце этого движения и остается меньше времени на приведение суставов в оптимальное состояние для получения контроля над весом. Поэтому, чтобы улучшить процесс приседания, вы можете попросту убедиться, что можете плавно обратить движение в любой его точке. Это даст вам уверенность в том, что вы не просто падаете и затем ловите свое тело со всем его весом в самом низу.

Вы можете вспомнить любое подобное движение. В любой момент перемещения части тела или конечности из одного места в другое вы можете делать это более неконтролируемо или же более обратимо. При более не контролируемом движении вы попросту выталкиваете конечность или роняете ее, чтобы она начала двигаться, а затем даете ей самой по инерции достичь пункта назначения и ловите ее в самом конце. Такое движение будет порывистым и небрежным, как у фронт-мена группы Talking Heads Дэвида Берна в их клипе Once in a Lifetime. Напротив, чтобы двигаться обратимо, вам нужно прилагать силу для завершения движения понемногу, придавая движению плавность, с которой танцор балета или Питер Крауч изображает робота.

Можно увидеть такие же стилистические отличия в походке людей - некоторые люди выбрасывают ноги вперед при ходьбе или же лупят ими об землю. Их походка кажется чередой опрокидывания назад и крена вперед. Другие же, кажется, скользят над землей, как катящийся мяч. Конечно же, иногда вам требуется более скачкообразный или взрывной стиль для скоростного или силового движения, или для исполнения африканских танцев. Но для повседневных дел плавный стиль движений кажется менее напрягающим.

Так как же двигаться с большей обратимостью? Прежде всего нужно понять, что не все движения будут обратимы. Прыжки, бег или подъем штанги являются по определению силовыми действиями. Но большую часть движений и упражнений возможно выполнять в плавной и обратимой манере - отжимания, подтягивания, приседания, качание пресса, гребки и т. д. Движение с постоянной обратимостью может помочь вам обнаружить некоторые моменты «зависания», которые вам захочется преодолеть при помощи силовых толчков. Но если вы продолжите двигаться медленно, вы обезопасите себя и также повысите свою силу и улучшите контроль над слабыми местами в диапазоне своего движения.

Удивительное количество основных переходных движений человека, как, например, перекатывание со спины на бок, вперед, чтобы сесть, встать на колени, ползти, приседать или наклоняться, вставать, - в достаточной степени обратимы. Хорошо организованное тело может переместиться из одного места в другое, постоянно сохраняя тонкое равновесие в любой момент движения, как детские качели, так что для движения в любом направлении ему будет требоваться лишь малейший толчок. Конечно же, все мы прежде всего учимся двигаться таким образом - младенцы не способны только на маленькие толчки для инициации движения, поэтому вы знаете, что они всегда движутся, используя обратимость, а не силу. В методе Фельденкрайза строится множество уроков, основываясь именно на этих младенческих движениях и фундаментальных движениях человека.

-------------------------------------------------------------------------------
http://translated.by/you/reversibility-part-two/into-ru/trans/
Оригинал (английский): Reversibility Part Two (http://www.bettermovement.org/2011/reversibility-part-two/)
Перевод: © ladyolly, Pavel_Fandorin, oZis, ValitantFeline.

обратимость, баланс

Previous post Next post
Up