Геракл борется с Немейским львом. Аттический краснофигурный кратер, ок. 520-510 гг. до н.э. Работа приписывается художнику Никосфену.
Бостон, Музей изящных искусств.
Идея древнегреческого фонтана связана по своей семиотике с Гераклом, но не совсем ясным образом.
Между развитием техники и культуры существует определенный параллелизм. Любая первоначально простая технология проходит через ряд этапов развития, через изменения. Так и явление культуры, имеющее знаковый характер, проходит через этапы изменений связи знак-значение.
Технология ориентирована на некий конечный результат. Его можно улучшать, и в своем развитиии техника использует разные возможности совершенствования. И культурное явление по мере изменений в семиотической триаде знак-предмет-значение раскрывает поле своих возможностей. Особенно интересны случаи, когда сам знак может сильно меняться, а означаемое является не предметом, а понятием, способным к развитию. Такая система способна к очень широким изменениям. В культуре, таким образом, также можно говорить о совершенствовании или, по крайней мере, об усложнении семиотической системы.
Еше в технике бывает так, что технология резко меняется, скажем, в результате какого-то изобрения. Аналогичные явления известны и в культуре: кардинальное измения содержания при внешнем подобии знаков.
Наконец, техника, как сумма технологий, постоянно меняется, потому что меняются ее части, влияя при этом друг на друга. Это называется технический прогресс. Меняется и культура, хотя о ее прогрессе можно говорить далеко не всегда.
Взглянем на эти рассуждения через историю фонтанов, которая рассматривалась мной ранее в 4 очерках.
//
Фонтаны от Древней Греции до Средних веков. Часть первая: Древняя Греция. Фонтаны от Древней Греции до Средних веков. Часть вторая: Древний Рим. Фонтаны от Древней Греции до Средних веков. Часть третья: Византия. Фонтаны от Древней Греции до Средних веков. Часть четвертая: Западная Европа. //
Семиотика древнегреческих и древнеримских фонтанов.
Для начала скажем, что фонтан - и явление техники, как часть водопровода, и знак, за которым стоит довольно сложное содержание.
Начнем с древнегреческих фонтанов. Сразу же обнаружатся два интересных явления: во-первых, у греков водные источники были местом обитания нимф, при них строились храмы-нимфеи. И фонтан был обычной частью нимфея.
Поскольку и город основывался при источнике воды, то нимфы-покровительницы рек или ручьев часто были и покровительницами городов. В таком случае, вероятно, нимфей и его фонтан становился одним из мест, где персонализировался дух города. То есть фонтан был не только источником жизни, но и центром святилища, и дополнительным символом города. Отсюда следует важность его оформления.
Во-вторых, интересна традиция, по которой струя в большинстве случаев лилась из скульптурной головы льва. Якобы, такая традиция идет из Египта, в котором разлив Нила приходился в древности на летнее солнцестояние под знаком Льва. Лев потому считался покровителем вод и его изображениями украшались шлюзы гидрологических сооружений в Древнем Египте.
Фонтан в Аугсбурге с Гераклом, побеждающим Лернейскую гидру (1596-1602), работы Адриана де Врие. Подвиг, казалось бы, куда более логично связанный с фонтанами, чем победа над Нимейским львом.
История красивая, но ставит много вопросов. Как и когда греки переняли у египятян такое украшение, с какой сопутствующей легендой? Как это согласовалось с тем, что у греков лев был тесно связан с первым подвигом Геракла - его победой над Немейским Львом? И созвездие Льва появилось по греческим мифам потому, что Гера, разозленная подвигом Геракла, закинула на небеса льва. Идеи освобождения вод тут нет. Второй подвиг Геракла, кстати, куда более связан с идеей освобожденных вод - это победа над Лернейской Гидрой (кстати, после этого по мифу на небосводе появился помощник Гидры Рак). Но гидра и лев все же напрямую не связаны. Имеют ли эти мифы отношение к Египту?
Чтобы хоть как то разобраться, остается обратиться к аналогам мифа и их деталям.
Геракл, судя по его связи с Фивами (местом рождения) и Микенами (служба царю Эврисфею), персонаж еще микенской эпохи. Гомер в VIII в. до нэ вспоминает его, как уже хорошо известного грекам героя.
Библейский Самсон, семитский аналог Геракла, также побеждавший льва, упоминается в Книге Судей. Описанные в Книге судей подвиги Самсона относятся примерно к XII в. до нэ.
Самсон, убивающий льва. Миниатюра из Библии 16 в.
Есть среди подвигов Самсона и содержащий мотив источника. После известной битвы, когда Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, побил ею тысячу воинов-филистимлян, по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего» (Эйн-Гакорэ), а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи («Нагорье челюсти»).
Сама легенда о Самсоне связана с легендой о Гильгамеше (вероятно, имевшего реальный прототип, царя Урука, жившего около 2600-2700 гг. до нэ), еще одного борца со львом.
К Египту эта история нас тоже не ведет, хотя начинает насыщаться идеями всемирного потопа, вод смерти, цветка вечной молодости, змеи, которая его крадет. В результате образуется несколько более подробное подобие мифа о Лернейской гидре.
Фонтан в Петергофе соединяет два подвига Самсона - победу над львом и появление источника.
После этих предварительных изысканий остается подумать о том, что легенды борьбы Геракла со Львом и Гидрой содержали архаические детали, которые были утрачены, но лев, в шкуру которого облачился Геракл, сам стал символом освобождения вод героем.
Зато утрата деталей вела, вероятно, к оовобождению от первоначальной жесткой связи и фонтан стал украшаться и другими зооморфными фигурами.
Такое же обожествление фонтана было и у древних римлян. Фонтан, как часть храма, как домашнее святилище нимф, и иногда лев, как символ освобожденных вод. Но тут эта связь также ослабла, фантаны приобрели большое внешнее разнообразие.
Львиная голова на фронтоне Храма Юпитера в горной части Ливана, в Баальбеке. Отверстие говорит о том, что львиная голова была частью водостока или даже фонтана.
Развалины нимфея Траяна в Эфесе.
Семиотика византийских фонтанов.
Переход к христианству, реализованный в данной семиотической системе византийскими фонтанами, вел к отказу от прежней языческой символики. Как я уже писал, появилась идея животворного источника, связанного с Богоматерью. Фонтан становится символом христианским.
Богоматерь с младенцем в фонтане - мотив множества православных икон, посвщенных живоносным источникам /на греческом Zoodochos Pege/.
Несмотря, на то, что первоначальная идея была проста, усложнение Церкви вело к изменению и этого образа: в византийском иконописном искусстве возникла идея иерархии фонтанов, включившая в изображение и церковных иерархов, и разных представителей общества.
Начало этой идеи, вероятно, лежит в раннем 6 веке.
Мозаика конхи апсиды (Спас Эммануил) церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547.
«Из-под ног Спасителя вытекают четыре евангельские реки. Ангелы и святые расположены по сторонам Христа симметрично: св. Виталий принимает от Господа дар, св. Экклесий сам преподносит Христу модель храма, но тем не менее святые словно не видят друг друга. Некая незримая пелена обволакивает и разобщает их. Они жили в разное время, никогда не встречались друг с другом, но вместе предстали перед Царем Небесным. Время разделило их, а вечность - объединила».
http://www.smalta.ru/istoriya-smalty/vizantiya/cerkov-san-vitale-ravenna/ Церковь можно понять, как иерархию, продолжение неба на Землю. Таков мотив следующей византийской иконы.
Три яруса фонтана - идея Бога - святая вода - животворная вода для христианского общества.
http://campus.udayton.edu/mary//resources/aoeu.htm Но одно дело фонтан, как идея, другое - реальность. Греческая православная церковь первой освоила Святую Землю и, в том числе Назарет. Тут идея источника Пресвятой Девы нашла свое материальное подтверждение.
Назарет, изображение местного источника 1840.Поскольку вода поступает тут из двух цистерн, наполняющихся весной и осенью, а остальное время стоит очень сухое, то такая система существует с древности и вполне могла помнить Пресвятую Деву.
Назарет, 1925 год, тот же фонтан Девы. Все как при ней.
Nazareth-The Fountain of the Virgin-1925.jpg
Фонтан, построенный во дворе греческой церкви Благовещенья, основанной примерно в 700 г. Первоначальное здание не сохранилось, но нет сомнений, что источник существовал и в предшественнице.
Nazareth-Well in the Courtyard of the Church of the Annunciation - 1925.jpg Византия сильнейшим образом повлияла на Западную Европу, выступив ее учителем. Константин Леонтьев так обозначил ее влияние и его пределы: «Византийская образованность сменила греко-римскую и предшествовала романо-германской. Воцарение Константина можно считать началом полного торжества византизма (IV век по Р. X.). Воцарение Карла Великого (IX век), его венчание императорское, которое было делом папства, можно считать первой попыткой романо-германской Европы выделить резко свою образованность из общевизантийской, которая до тех пор подчиняла себе, хотя бы только духовно, и все западные страны...
Именно вслед за распадением искусственной империи Карла все яснее и яснее обозначаются те признаки, которые составят, в совокупности своей, картину особой, европейской культуры, этой в свое время новой всемирной цивилизации.
Начинают яснее обозначаться будущие пределы позднейших западных государств и частных культур Италии, Франции, Германии, близятся крестовые походы, близится цветущая эпоха рыцарства, феодализма германского, положившего основы чрезмерному самоуважению лица (самоуважению, которое, перейдя путем зависти и подражания сперва в буржуазию, произвело демократическую революцию и породило все эти нынешние фразы о беспредельных правах лица, а потом, дойдя до нижних слоев западного общества, сделало из всякого простого поденщика и сапожника существо, исковерканное нервным чувством собственного достоинства). Вскоре после этого раздаются и первые звуки романтической поэзии. Потом развивается готическое зодчество, создается вскоре католическая поэма Данте и т. д. Папская власть растет с того времени.
Итак, воцарение Карла Великого (IX век) - вот приблизительная черта раздела, после которой на Западе стали более и более выясняться своя цивилизация и своя государственность.
Византийская цивилизация утрачивает с этого века из своего круга все обширные и населенные страны Запада, но зато приобретает своему гению на Северо-Востоке югославян, а потом и Россию»
.
Семиотика фонтанов в Западной Европе.
В западном искусстве идея живоносного источника претерпела дальнейшие любопытные трансформации. Роль фонтана, как христианского символа, была переосмыслена многократно. Фонтан, к примеру, оказался связан с Благовещеньем Пресвятой Богородицы, весенним праздником, в котором символически сильна расцветающая природа и полны водные потоки. Зачатие Христа осознается, как связанное с весной и весенней водой.
Благая весть застает Пресвятую деву у фонтана. Шестигранник фонтана, отметим, как на византийских образцах, но в латинской традиции считается, что такая форма идет от баптистерия папы Сикста III (432-440) .
Фонтан появлялся на картинах, и в связи с новорожденным Иисусом. Это другое возможное понимание фонтана, как символа нарождающейся жизни, как проявляющейся Веры. У ван Эйка Мадонна с младенцем и фонтан, к примеру, сопоставлены, то есть разделены, в чем видно переосознание византийской идеи Христа-источника, в котором образы слиты. Позже такое изменение образа, удаление фонтана от Богоматери, превратилось в картину прогулки Мадонны у фонтана - как у ван Орли, картиной, как мне кажется, уже наполовину светской.
Ван Эйк (1391 -1441). Мадонна с младенцем и фонтан.
Дева Мария с младенецем и ангелами у фонтана, Bernaert Van Orley. (1492-1541)
И наконец, подросший Иисус помогал матери носить воду от фонтана. Тут фонтан почти не имеет прежней символической нагрузки, это не символическое а психологичекое искусство. Но это уже позднее добавление к образу фонтана, когда прежняя его семиотика, а верней, культура, частью которой она была, прошла через кризис.
Христос с матерью несут воду от фонтана.
Художник Джеймс Тиссо уже был знаком с видами Назарета.
James Jacques Joseph Tissot, Christmas, Birth, Childhood of Jesus Иерархия, которая возникает в связи с фонтаном в Византии, разработывалась также и в западной живописи, правда, тут она достигла вершин изощренности:
Центральная картина Гентского алтаря(«Поклонение мистическому агнцу») Закончен в 1432. Подробней о символике фонтана и всей сложной композиции -
тут . «В развернутом виде алтарь являет апокалиптическое видение - «Христос-агнец объединяется с Богом Отцом, Святым Духом, Богоматерью, ангелами, святыми и праведниками после Страшного суда, когда преображенное человечество и преображенная земля пребывают в мире и вечном блаженстве» (Н.Н. Никулин).
.
Алтарное полотно работы последователя Ван-Эйка «Фонтан грации и триумф Экклесии», делаюшее агнца и фонтан центром структуры Церкви и общества.
Обратим внимание на то, что Христос представлен здесь агнцем, ягненком, как у ван Эйка и находится в центре трезхярусного фонтана - Церкви.
Все эти трансформации фонтана, как символа Христа и христианской Веры, интересны, как явления все более сложняющиеся и тонкие, но, скажем, реальные фонтаны Италии, которые начинают активно строиться в те же самые времена, вступают с ними в противоречие: нет возможности наполнить функциональный предмет такой изощренной символикой, да и не его это дело. Фонтан реальный спорит с фонтаном-символом. В фонтанах Ренессанса и барокко много языческой радости и возрожденных античных форм, и это само уже знак перемен и отказа от прежней христианской софистики.
И в сфере идей фонтаны не обязательно связывались с христианской символикой. Есть несколько интересных идей фонтанов, которые породили иную семиотическую ветвь.
Это фонтан (верней, источник) вечной молодости, (он же фонтан живой воды) первое письменное описание которого принадлежало Геродоту, помещавшего чудесный источник в Эфиопию. Фонтан молодости искал в своих походах и Александр Македонский.
Поиски фонтана вечной молодости связаны с освоением Земли, с путешествиями, с новыми перспективами, которые они открыли.
Лукас Кранах Старший (1472-1553), Фонтан вечной юности, 1546. Лукас Кранах рисовал его в 74 года, самое время задуматься о возврате юности.
Неизвестный художник, замок Castello della Manta, Пьемонт, Северная Италия
Фонтан вечной жизни.Вечность тут никак не связана с религией, но с эротикой.
.
Деталь предыдущей картины.
Еще один фонтан юности - и тут эротическое содержание несомненно.
Так идея фонтана юности превращается в идею фонтанов эроса и любви. Она способствовала разрушению религиозной символики фонтанов.
Якоб Йорданс, Нимфы у фонтана любви, ок 1630, Музей Прадо, Мадрид.
Дргая ветка от фонтана вечной молодости - целебные источники. Но их я вынужден оставить в стороне.
Надеюсь, что из приведенной иллюстрации изменения семиотики фонтана становится понятней: триада знак-предмет-значение вбирает в себя разнообразное духовное содержание, возникают этапы развития такого знака, меняется не только сам знак, но и культура в целом.