Скрипач на крыше (1971) / Мастеровой (1968): Еврейские страсти в царской России

Sep 15, 2021 09:20

Эпический трехчасовой фильм, сделанный на основе знаменитого бродвейского мюзикла, расскажет вам, товаристч, прогрессивную историю за авторством классика социально-критической еврейской литературы Шолом-Алейхема о тяжелой жизни угнетененных еврейских слоев при самодержавии, проникновении модернизационных веяний в консервативную среду еврейских общин и о классовой борьбе пробуждающегося еврейского пролетариата.



Действие происходит в еврейской деревне на Украине под названием Анатевка. В начале фильма проводится небольшая этнографическая экскурсия от лица главного героя - молочника Тевье в исполнении израильского артиста Хаима Тополя, который до этого блистал в клюквофильме "Перед наступлением зимы".



Еврейский быт показан довольно адекватно, так что по этой части авторы молодцы.





Правда, я так и не понял, что это за странный терем-теремок там на заднем плане.



Параллельно рядом жили русские и украинцы.



А вот этот человек в солдатской форме без погон - местный uriadnik, который едет к себе в участок, который называется по-русски "ГРОМАДА СТАРОСТЫ".



Население читает доску объявлений, на которой среди прочих документов - манифест Николая II от 17 октября.



Русские, явно не догадываясь о происходящей где-то революции, тихо-мирно играют, как и обычно, в shuhmatы.



Чему же посвящен сюжет? Сюжет посвящен молочнику Тевье, который любит сыпать перевранными цитатами из Торы, и у которого пять дочерей. Всех их надо отдать замуж - но кому? - даже местная сваха не справляется с таким планом.



Вдобавок по округе разносятся слухи о выселении евреев по приказам властей. Об этом сообщает местный грамотей, который выписывает газету "Новое время" аж из Петербурга.



Оказавшийся в селе революционный студент из Киева по имени Перчик решительно выступает в защиту интересов народа против своеволия властей. Однако замкнутые и консервативные слои еврейского общества не приемлют радикализм его идей и надеются на силу традиций и конформизма.



Несмотря на это, Тевье согласился по доброте душевной приютить его у себя, чтобы Перчик, как ученый человек, учил его дочерей грамоте. Семья празднует традиционную субботу, пока за спиной Тевье творится санта-барбата - его дочь Цейтл любит портного Мотла, но тот не решается сказать Тевье это в лицо.



Зато Цейтл хочет взять в жены богатый мясник Лейзер, который настолько богат, что у него не только шикарная мебель как в городе, но и целая коллекция самоваров!



Недолго порассуждав, Тевье с радостью соглашается на предложение мясника. Радостные евреи идут отмечать хорошую сделку с отличным гешефтом в трактир. Там к поздравлению дорогих евреев совершенно неожиданно присоединяются местные русские, которые играют на балалайке, с оперным пением поют на американском языке: "ZAAAAAAA VAAAAAAAAAAAASHE ZDOROOOOOOOVIEEEEE!!!", а потом пускаются в plyas.



Эх, казачок, балалайка, свадьба - кхарошо, правоверные!



Поздравим горячо любимого молочника Тевье со свадьбой и спляшем вприсядку! Хей-хей-хей-хей!



После колебаний Тевье присоединяется к пляскам, и евреи с русскими вместе танцуют, символизируя дружбу народов Украины начала ХХ века, так знаменитую во всем мире.



Однако праздник обламывает тот же урядник. Сочувствуя Тевье, потому что тот, хоть и еврей, но хороший человек, он по секрету раскрывает ему, что ожидаются небольшие спровоцированные беспорядки, ограниченные во времени и пространстве - или, по-русски, pogromы.



Зловещим предвестником этого являются попытки харрасмента местных русских парней к симпатичным еврейкам. И только гордый юноша Федька, который неровно дышит к дочери Тевье Хаве, решительно пресекает домогательства этих варваров в кирзачах и шароварах до еврейских девушек!



Но таких людей мало. Погромы требуют организовать с самого верха представители лично царя!





Какая-то знакомая рожа... Хей, секундочку - это же доктор Лазоверт, который пытался отравить Распутина в "Николай и Александра" (1971). Так вот значит, чем он занимался до этого, верно пахал на самодержавие, ренегат этакий!



Вернувшись домой, ошарашенный Тевье получает еще один удар - портной все-таки признается ему в любви к Цейтл и обещает, что скоро купит швейную машинку и таки заживет! Так как Тевье любит дочь, то он, пересилив себя, соглашается. Вскоре происходит свадьба с песнями, плясками, революционер Перчик даже убедил евреев вопреки традициям, плясать вместе с женщинами - так что все, казалось бы, кхарошё... Но вдруг!!!



Пришедшие русские все-таки устраивают погром и разносят половину деревни. Перчик понимает - надо бороться с язвами самодержавия! Он открывает Тевье правду, что любит его дочь Годл. Получив благословенье, он отправляется в рабочую командировку в город, где участвует в митингах рабочих и произносит горячие речи в защиту свободы и достоинства народа. Но преступное самодержавие разгоняет митинги кавалерией в смеси шинелей и черкесок, чтобы задавить пробуждающееся народное самосознание.









Перчика ссылают в Siberia, а вместе с ним, к боли отца, уезжает и Годл. Он вынужден проводить ее на поезд, где все едут под конвоем солдат. То ли ин тсар Раша это обычное дело в пассажирских поездах, то ли ссылаемые в Сибирь сами садятся на станциях в поезд согласно купленным билетам. А из ссылки, надо так полагать, они убегают обратно на попутках.



Еще один удар по несчастному молочнику - последняя взрослая дочь Хава сбегает из дома и венчается с Федькой в церкви. Как священник мог венчать девушку другой веры - фильм не объясняет.



Пораженный отец отрекается от дочери, но уже не может ничего изменить. И вот последний удар судьбы теперь настигает уже всю деревню - прибывший урядник сообщает, что по приказу царя вся их деревня подлежит депортации в трехдневный срок. И как бы он не хотел обратного, он будет просто выполнять приказ.



Пораженный молочник понимает, что Перчик был прав, и свободы заслуживает только тот народ, который имеет в себе силы отстаивать ее. Однако он уже не может ничего изменить. Все евреи собирают свое имущество и под печальную музыку расходятся по белому свету, а сам Тевье прощает свою дочь Хаву, благословляет ее и отправляется в Америку. Конец.



Вот таков самый краткий и сжатый пересказ этого трехчасового эпического фильма, полного песен, танцев, музыкальных номеров, экспрессивной актерской игры - и который сделан практически без клюквы. Хватит и того, что авторы фильма справились почти на 100% с антуражем - за исключением лишь мелких деталей. Все надписи на русском правильные, быт местечковых евреев воссоздан отлично, словом - красота. Одних только самоваров для фильма нашли где-то под десяток. Видимо, все потому что фильм снимался в союзе с Югославией в хорватском Загребе.

Единственное, на что стоит указать - явный провал логики в обличении антисемитской политики самодержавия. Все-таки в реальности погромы не организовывались самим правительством, а просто проходили при их попустительстве, причем преимущественно в период революции 1905-1907 г., когда поднялось черносотенное, охранительское движение. Ну и евреев тогда специально не высылали - они были вынуждены уезжать или бороться в составе революционных партий с оружием в руках самостоятельно. Но откуда знать такие тонкости американцам? В итоге этот стереотип о специально спровоцированных погромах проник в Америку надолго, отразившись, в частности, в другом мюзикле о тяжкой еврейской доле, мультике "Американский хвост" (1986), где погромы совершают уже даже не крестьяне, а инфернальные kazaki.





Другой мультик с этим примером, уже для взрослых - "Поп Америка" от известного анимационного режиссера Ральфа Банши. В самом-самом прологе нам показывают ужасы казачьих погромов, от которых еврейское население убегает в США и начинает там изобретать поп-музыку.







У меня было сильное подозрение, что "Американский хвост" вдохновлялся именно мультиком Банши. Вряд ли, но зато выяснилось, что для кадров с пролетом казаков он использовал чужой фильм с еврейским погромом - Fixer / Мастеровой / Посредник (1968). Опять-таки, в самом начале по традиции показан еврейский погром, в который случайно попадает главный герой, и там отчетливо видно, что кадры с казаками использованы Банши. Ну, это неудивительно, он так делал постоянно - для мультфильма "Волшебники", например, он использовал силуэты солдат, срисованные с кадров "Александра Невского".









Сам фильм тоже оказался весьма интересным. Это был крупный проект MGM о еврее, который был обвинен в убийстве в Российской Империи, причем сценарий был основан на знаменитом деле Бейлиса. Сюжет вкратце таков - простой еврей Яков Бок, который не хочет гнить в черте оседлости, убегает от общины и пробирается в Петербург, где случайно заводит знакомство с семьей крупного чиновника. Тот антисемит, но не узнает еврея в Боке (что довольно странно), потому что тот выдает себя за русского Якова Боковского, и чиновник берет его к себе мастеровым, сделать ремонт (ну, как сейчас с таджиками). Бок заводит знакомство с его дочерью Надей и они даже чуть не перепихнулись, но - боясь выдать свою тайну, Яков в последний момент идет на попятную. А вскоре его арестовывают за убийство в какой-то отдаленной деревне, где он никогда не был.



Как ни странно, фильм выглядит на удивление аутентично, не хуже "Скрипача на крыше". Одежда, строения, реквизит - все вполне правильно и исторично. Даже удивительно, как это точно передали для 60-х. Но с формой военных, как всегда, порядком напутали. Заценили жандармов в военной форме, с берданками и при белых перчатках? Это еще не самое крутое. Как вам их начальник?



Попав в тюрьму, Яков испытывает все ужасы царского режима. В тюрьме его откровенно домогается какой-то хмырь явно извращенных наклонностей, который потом его избивает. Потом он попадает в руки тюремщиков - очень странного вида, в гимнастерках с погонами каких-то гвардейцев, но зато со звездами гражданских ведомств. У одного из них, злобного бородача, рука-протез и он активно ей пользуется, избивая нашего герой в хлам.







По каким-то там причинам дело Якова курирует лично граф Одоевский, который похож на Кориолана Сноу из "Голодных игр" - ходит во всем белом, включая белоснежную сорочку-kosovorotka, красится тоже белым, манерничает, напускает неуместного ужаса и неуловимо напоминает извращенца, причем не белого, а другого цвета...





О, у него еще и симпатичный негр есть. Меня терзают смутные сомнения...



По ходу действия сходя с ума в тюремной одиночке Яков постепенно возвращается к еврейской вере и даже троллит упорно пытавшегося его перевербовать православного священника, который выглядит точь-в-точь как католик. Яков отрастил пейсы, надел полотенце и взял в руки книжку, став похож таким образом на рэбе. Русский священник впал от этого в откровенную истерику и сфалломорфировал.



Мне понравилась форма русских тюремщиков - гимнастерки времен Первой мировой, но с бляхами и кокардами "К.Т.". Были похожие, хотя и не такие, и мундиры другие, в духе 19 века - но все же хоть как-то похоже на настоящее. Интересно, где они в 1968 г. нашли информацию по униформе царских тюремщиков?





Реальные нижние тюремные чины, фото 1903 г.



Мучимый Яков сходит с ума и в одном из глюков к нему лично приходит сам Царь Николай II.





Показательный пример точности фильма - почти идеальный русский, написанный явно носителем языка. Правда, с дореволюционной орфографией немного напутали.



В конце, осознав, что воли ему не видать, Яков в бешенстве рвет на себе одежды, голым орет на однорукого и бьет его полотенцем. Тот, стоически выдержав это, взглядом ставит еврея на место и молча достает свой типичный русский пистолет...



Его товаристч пыдается преградить дорогу смертоубийство словами типа - закон есть закон! Но бородач только цедит сквозь зубы - гет аут фром май вэй!!! А потом, когда противник попытался отнять пистолет - он его спокойно застрелил. Лишь прибежавший казак, полоснувший бородача по руке, предотвратил самосуд!



В общем, все вроде бы аутентично - но в конце все-таки клюква расцвела! Якова привозят на каком-то бронефургоне в Киевский суд и там его встречают солдаты русской армии в форме ряженых попугаев, вооруженные карабинами маузера и манлихера!







Я даже не знаю, что круче - казак с гербом на папахе или контр-адмирал в коричневом мундире?





Концовка эпична - собравшиеся толпы народа, среди которых евреи и, кажется, не только, пытаются прорвать оцепление и приветствуют своего героя. А тот, получив разрешение, мерно идет к открытому финалу без конвоя, в одиночку на суд - который располагается в Будапештском Музее изобразительного искусства, на котором повесили вывеску: "КИЕВСКIЙ ГОРОДСКОЙ СYДБ". Финита!



Да, аутентичность объясняется просто - далеко не самый дешевый фильм MGM для своего времени снимали в Венгрии при поддержке венгерских кинематографистов. Да и авторы кино тему знали не по наслышке - режиссером был талантливый и известный кинодеятель Джон Франкенхаймер, сын немецкого еврея, а сценарий был написан на основе книги Бернарда Маламуда, сына еврейских эмигрантов из Украины. Его книга "Мастеровой" считается одним из лучших произведений еврейской и американской литературы. Результат был достойный - это действительно глубоко талантливый, серьезный, мрачный и драматичный фильм с отличными актерскими работами, весьма приличным реквизитом для тех лет и мрачной параноидальностью во второй половине. Достойное историческое и экзистенциальное кино своего времени. Увы, у нас до сих пор не переведено - но вариант на английском можно найти на ютубе.

Так что поблагодарим американских прогрессивных кинематографистов за отличную работу, выпьем водки в честь евреев-эмигрантов и станцуем казачок за дружбу народов. Nazdorovie, хей-хей-хей-хей!

б) Песни и пляски, а) Кино, 5) Клюквоведение, 4) Какая-то другая ягода

Previous post Next post
Up