Бриtанskий аgеnt (1934) Голливуда в революционной Москве!

Nov 07, 2021 09:05




В рамках изучения ленинианы тут наткнулся с чужой помощью на фильм "Британский агент" 1934 года - очередной предшественник трэша про Джеймса Бонда. Я думал, что это стандартная и второсортная мелодрама Великобритании того времени, имеющая отношение к шпионскому жанру только формально. Ну, по типу "Московские ночи", "Катя" или "Рыцарь без доспехов". Однако после просмотра фильма я нехило окосел, когда понял, что это - приключения небезызвестного Сиднея Рейли или Брюса Локкарта в альтернативной реальности революционной России. Еще больше я окосел, когда заглянул в Википедию. Оказалось, что это крупный и дорогой проект - и не британский, а американский - от Warner Brothers, который действительно основан на мемуарах Брюса Локкарта! А ставил это будущий автор "Касабланки" Майкл Кертис, и снимались там звезды своего времени, а бюджет составлял приличные полмиллиона долларов. Так что я просто обязан рассказать, как голливудская машина видела тогдашнюю революцию в России. Поверьте, это будет познавательное и веселое чтиво!



Итак, Россия, 1917 год. На дворе революция, Временное правительство - но народ вечно недоволен и требует мира и хлеба. Вторая революция буквально на подходе!



В Лондоне, конечно, не хотят сепаратного мира России с Германией, поэтому высылают в Петроград молодого, но способного дипломата. Знакомьтесь, это вице-консул по имени Стив Лок. Как я понимаю, он объединяет в себе сразу двух человек - знаменитого агента Сиднея Рейли и реального посла Брюса Локкарта.



Итак, вот и Петроград. Холодно, все ходят в теплом. Ночь. На экране богатый прием, собравший кучу дипломатов из всевозможной аристократии. На нем присутствует и наш Лок, который приехал на извозчике и благодушно подарил голодной женщине-туземке стеклянные бусы копеечку.



На балу создается впечатление, что монархию никто не свергал. Все ходят расфуфыренные, как на столетии Дома Романовых, вокруг военные в дорогих мундирах, моряки, кавалеристы и даже казаки в украшенных черкесках. Не говоря уже о женщинах в нарядах жен миллионеров. Только вместо царской четы тут лично Керенский, который убеждает собравшихся вокруг белых господ, что держит ситуацию под контролем.





В дальнейшем оказывается, что Керенского, как ни странно, на самом деле зовут Kolinoff. Почему реальный Керенский превратился в Колиноффа? Не знаю, возможно, потому что реальный Керенский был еще жив и мог в суд подать. А так - все совпадения с реальными лицами случайны.



Но Колинофф, конечно, свистит. Его часы сочтены! В Смольном дворце Ленин лично объявляет революцию! Кстати, сделано весьма аутентично - буквально один в один хрестоматийные кадры с Щукиным из "Ленин в Октябре" (1937).





Радостный народ высыпал наружу, на ступени Смольного и демонстрацией под распевание "Смело, товарищи, в ногу!" - отправился вершить revolution.



Картины революции тоже совершенно хрестоматийные - броневики, солдаты, матросы, рабочие, красногвардейцы на фонарях, пулеметы - в общем, все по партийному канону. Можно тырить кадры и использовать в документалках совершенно спокойно.



Разгневанные народные массы вламываются в какую-то лавку и начинают ее увлеченно громить ради торжества революции. Тогда правительство напускает на них казаков! Казаки тоже совершенно хрестоматийные - в огромных папахах, штанах с лампасами, шинелях, с карабинами и плетками. Этими плетками они яростно разгоняют митингующих, даже несмотря на наличие у тех оружия.



Буржуи все это время болтают, старательно пытаясь не замечать стрельбы за окном. Наверно, привыкли. Театр абсурда в чистом виде.



Тем не менее, Колиноффа все-таки вызывают двое каких-то офицеров со словами на русском, что ситуация серьезная и нужна ваша помощь, господин... кем бы вы ни были.



Революционные массы тем временем как раз идут по улице, распевая "Смело, товарищи, в ногу" и трясут винтовками. Но неожиданно с фланга их вдруг расстреливают офицеры из пулемета!!!







Вскоре в толпу вооруженных вламываются казаки и начинают всех лупцевать нагайками. Скромная стела на площади, крайне отдаленно похожая на Александровскую колонну, кагбэ намекает нам - так авторы фильма видят себе штурм Зимнего.





При разгоне несанкционированной демонстрации из толпы трудящихся с ружьями, которые почему-то не стреляют, вылетает некая красивая дамочка в кожанке, которая прячется у ворот посольства. Это большевичка с простым русским именем Елена Moura. Она видит, что один самый большой бородатый казак, почти что русский Халк, ни за что ни про что бьет плеткой простую несчастную женщину... И никак, осел, не попадает... В ярости от такого преступления перед пролетариатом Елена поднимает пистолет и стреляет в казака!



Если свести губы вот так, можно замочить kossaka!



Казак падает, но ухитряется выжить - пуля кагбэ пробила руку. Увидев нашу недотеррористку, он перехватывает карабин и мчится за ней. Елена, петляя, как заяц - валит во двор посольства. Там услышавший стрельбу Лок живо заприметил симпатичную тян и мгновенно отмазал ее от казака: "Хей, козак! Вот а ю дуинг хира?" "Женщина стреляла в меня, в руку ранила!" - показывает тот. "Итс бритиш эмбаси. Гет оут хира" "Она прячется у вас здесь в саду!" "Йета английскяя територия. Вон отсюда!" И казаку приходится, недовольно ворча, смазать лыжи. Кстати, это реальный самый настоящий казак Сэм Савицкий, он же Вячеслав Савицкий, который служил аж в конвое царя! В Голливуде тех лет постоянно играл либо казака, либо высокого бородатого мужика.



Естественно, Елена и Стив знакомятся и покидают праздник. И правильно делают! Пули от сражений прошивают наконец стекла и разбивают кучу зеркал и даже люстру. Да, Голливуд уже тогда не экономил на спецэффектах и ЭКШНЕ!!!



Охрана с трудом удерживает двери от революционной толпы. Наконец дипломаты собираются в холле и решают открыть их, а то сломают. В зал заходят мрачные большевики - солдаты, матросы, красногвардейцы. Все вооружены. Впереди вышагивают узнаваемые Троцкий, Сталин и еще какой-то мужик. Троцкий невозмутимо заявляет собравшимся, что он - прэзидент оф совьет гавермент и представляет комитэт от пауэр. А еще им нид Колинофф - абсолютли.





Троцкий - на удивление доверчивый человек. Услышав, что Колинфф покинул здание, он просто верит! И, оставив всех продолжать празднество, спокойно всех уводит. Блистательное поведение. Кстати, Троцкий - наиболее активный из всех представленных здесь исторических лиц. Возникает на экране с полдесятка раз и много говорит. Ленин, для сравнения, будет на экране раза четыре и скажет несколько фраз. Сталин вообще в роли предмета обстановки. Итак, власть перешла правительству Ленина! Всем пить водку!



Сотрудники британского посольства сидят, играют в карты и обсуждают невеселую ситуацию. После этой сцены мы перемещаемся в простой русский KABAK, где цыгане в украинских вышиванках играют на скрипках и балалайках, а певица с полуобнаженными плечами звучно исполняет на русском романс "Молчи, грусть, молчи".





Британцы в восторге аплодируют и угощают даму водкой, которую она глотает стаканом без закуси. Интуристы - в восхищении! "Райт донт кэшэри импасимбл фор гуд герл!" "Вонт ю дринк э лайт оф водка?" Девка смеется: "Ха-ха-ха! Вонт ю дринк э charochka вис май инглиш?" "Ю вилл дринк лот фодка, вай нот?" "Э CHAROCHKA ит ис нот дринк из ит нот со!" - простодушно пожимает девушка обнаженными плечами и угощает водкой всех англичан, а я падаю башкой об пол и начинаю корчиться в приступе смеха.



Угощая водкой, девушка распевает романс "Как цветок душистый" - но внезапно в kabak приходит Елена Моура с хахал... с коллегой по правительству. Теперь она перешла секретарем в сикрет полис CHEKA, так что ходит, как и все чекисты тут, в дорогой красивой шубе. Увидев ее, Лок тут же возбудился и стал охаживать бабу. Заказал водку у официанта и балалайку у оркестра, посадил за столик и стал охмурять. После долгих политических споров она согласилась проехаться с ним на ночи, и пока рядом под балалайку пляшут казаки, наши не-любовники уходят из кабака. Чтобы прокатить даму, Лок без зазрения совести угоняет сани у извозчиков, которые грелись рядом у костра. Вау, штамп об угоне машины, чтобы понравиться бабе, уже тогда был! "Эй, куда вы, стойте, погодите, бог с вами, погодите, пожалуйста, погодите!" - жалобно кричит извозчик, пытаясь их догнать. а я корчусь на полу и пытаюсь справиться с недостатком воздуха в легких от смеха.



Баба привезла Лока к себе, в особняк. Налила ему водки бразильского кофе из карманного кофейного самовара (?) и разговорилась. Разумеется, эти люди, которые друг друга едва знают, тут же понимают, что любят друг друга - и страстно целуются. Но они служат разным странам - а как же Лондон! - а как же революция! - ахахахах, какая драма, какие сопли!



Потом гениальный агент додумался написать секретные документы в соседней комнате о том, как борется против сепаратного мира в России - и баба, конечно, все услышала. Поняв, что он явно на стороне контрреволюции, она тут же вспомнила, что у нее дома утюг не выключен... или типа того - короче, свалила. На следующий день разочарованный агент пошел в прямо в Смольный - причем на диво аутентичный.







Внутри все тоже на диво аутентично: солдаты, рабочие, матросы с надписями "Аврора", большевики во главе с Лениным вокруг стола... Именно перед ними Лок и произносит длинную речь, пытаясь склонить Совнарком отказаться от подписания сепаратного мира. Троцкий выступает в защиту свой позиции, а Ленин тщательно всех слушает и ничего не говорит. В решающий момент оказывается, что Елена сдала Лока с потрахами, подав записку товаристчам, которую прочитал лично Ильич. Локу жестко говорят, что он представляет не Англию, а антиреволюционные круги британского правительства - и большевики - это - знают!





Лок тогда пытается напомнить Троцкому про то, как он посидел в свое время в концлагере при выезде из Америки по таким необоснованным обвинениям... Но поздно трепыхаться. Хитрые большевики раскусили двойную игру нашего агента и выбили из него в итоге обещание добиваться у правительства военной помощи, оружия и амуниции для России. Только при таких условиях можно всерьез говорить о продолжении войны с Германией. И на все про все - три недели.





Дальше ничего особенно интересного. Агент телеграфирует условия в Ландан, печалится, хандрит, а однажды натыкается у себя дома на Елену. Естественно, вздохи, сопли, крики - ты меня предала! - нет, я тебя не предала! Как я тебя предам, дебил, я на другую страну работаю! Я тебя все еще люблю! - и, конечно, в конечном итоге агент типа говорит: "Лэээээдно, прощааааю!" В Лондоне Лока, конечно, вежливо, по-викториански послали с такими хотелками большевиков и решили отмолчаться на время. В конечном итоге большевики ничего не дождались и просто, плюнув, тоже послали посольство, причем агенту выговаривает нотации лично озлобленный Троцкий.



На носу как раз март 1918 года, так что агент вместе с посольством и Совнаркомом переехал в Москву. Вокруг бьют кремлевские колокола, а плакаты, написанные на дореволюционном, но почему-то без твердого знака, говорят, что мир заключен и это khorosho. Плакат подтверждает, что традиция англосаксов упорно путать русские буквы между собой по похожести зародилась уже тогда.





Дальше еще круче. Лок приезжает на работу. Видно плохо, но в целом заметно, что на вывеске посольство написано что-то типа "Великобританское Консулbство". Фантастика, а ведь до этого все было вполне точно!



Далее мы видим знаменитую историю о том, как Рейли пытался завербовать латышских стрелков через Берзина. Разговор проходит в немаленьком арсенале, который в посольстве расположен прямо в гигантском чулане. Бредис по имени не назван и скорее представляет из себя этакий обобщенный портрет белогвардейской контрреволюции. Тоже требует британских войск, оружия, амуниции, вери мэни мани - и прочего добра для свержения большевиков и борьбы с Германией. Лок от всех этих заказов че-то приуныл, но вида старается не подавать. Олрайт, - говорит, - дескать, рискнем.





Тем временем смеркалось. Солнце революции закатывалось. Темные силы погружали советский Мордор во тьму веков.



Нам, отрабатывая бюджет фильма, показывают какие-то взрывы, пожары и допросы неких мутных людей, у которых пытаются выяснить их связь с Локом. Я так понимаю, это очень неумело нам пытались показать Ярославское восстание.





Тогда некий товарищ Сергей Павлов, больше похожий рожей на какого-нибудь Теймураза Давидовича, решает подобраться к Локу через Елену и склоняет ее к операции.



Лок узнает, что восстание провалилось и все плохо - а ведь план так хорошо продуман. Точно также, безо всякой подготовки и вменяемости, нам показывают покушение Фанни Каплан, которое совершенно непохоже на настоящее. Пока Ленин на заседании в какой-то халупе говорит с сильным акцентом: "Тэваристчи трудясчиэся! Помните, что тепьерь ви все управляйете страной!.." - к окну подкрадывается мадам в черном и стреляет в него из браунинга через стекло!!! Эк как басню-то сократили, да?





На завод с огромной вывеской "МИХЕЛЬСОНЪ" и броневиками у входа (!) срочно приезжает санитарный фургон под сиреной (!!!).





Елена в это время охмуряла Лока и таки подслушала его разговор с товарищами, что в связи с ранением Ленина есть шанс захватить власть. Лок после долгих сомнений говорит - олрайт, рискнем, в прошлый раз же так блестяще получилось! Разумеется, она сбежала в Кремль или хрен знает куда, проведать Ильича - и мы видим самые трогательные кадры фильма. Это, конечно, не сопливые переживания полюбовника - а страдание раненого вождя революции и скорбь народную у его изголовья!







Революционная ярость от увиденных подлых укусов революции на теле вождя раскаленным железом закаляет сердце коммунистки Елены! И не только ее! Товарищ Павлов тоже приказывает своим людям (один из которых поразительно похож на Ворошилова) во имя Ленина арестовать все подозрительных, расставить пулеметы повсюду и навести террор! Ведь контрреволюция не дремлет и хочет уничтожить трудовые завоевания народа! Естественно, ему Елена и сдает все пароли и явки. И Павлов приказывает большевистским comissaram с саблями и огромными RED ZVEZDA на английских фуражках поймать Лока и POKARATЬ.



На стенах продолжают вешать написанные на дореформенном плакаты о состоянии Ленина.



Разгневанные империалистическим двуличием британцев комиссары и матросы вламываются в посольство, никого там не находят и начинают в ярости громить все вокруг. Весь мир насилия мы разрушим до основания, а затем - до посинения!







Старенький сотрудник, играющий тут кого-то типа дворецкого Альфреда изумленно восклицает, мол, одумайтесь! - но кровавые большевики тут же убивают его выстрелами в упор! Я так понимаю, это перед нами "немножко" охудожествленная версия убийства при попытке ареста морского атташе Френсиса Кроми, который вздумал палить по чекистам из двух пистолетов. Все остальные британцы, торчавшие в тайном арсенале, совершенно не пострадали и спокойно пережили погром.



Мимоходом нас показывают расстрелы каких-то совершенно левых людей - офицеров и буржуазии. Это, видимо, такая же "плавно" вставленная иллюстрация, теперь уже красного террора.





Британцы по-прежнему сидят у себя в тайнике на чердаке и ждут развития событий - один пошел за подмогой. ВНЕЗАПНО на улице слышны выстрелы! Они бросаются к окну! По улице мчит грузовик с солдатами и матросами, которые тупо стреляют во все стороны по прохожим! От шальной пули гибнет и тот самый британец! Охреневший Лок с напарником Бобом - в шоке! Боб даже в лютой ярости схватил винтовку и его с трудом удалось удержать от получения премии Дарвина.





Тем не менее, он упорствует - надевает шинель, кричит, мол, не могу молчать, я должен поубивать этих поганых красных гуков, которые убили столько наших ребят!.. Под шумок он таки улизнул от нашего дебила Лока, который настолько крутой агент, что не может уследить за соседней комнатой, кретин тупорылый!!!! Конец немного предсказуем. В следующей же сцене балбес-Боб сидит под арестом в CHEKA и его допрашивает Павлов. Вуап-вуап-вуааааап!.. И эти люди хотели свергнуть большевиков? Пусть сначала научатся завязывать шнурки!



Тупой, но стойкий Боб до конца отстаивает демократические идеалы. Тогда большевики пытают его током (!!! я не шучу), включая какую-то хитрую машинку под стулом, от которой он корчится, как таракан на сковороде. При этом никаких проводов на теле не видно в упор. Может, его тупо за яйца там хватают, я не знаю... Тогда по проверенно схеме Боба разговорили, подослав к нему в камеру Елену, и та все пересказала Павлову. Поняв, что последний оставшийся английский негритянок Лок сидит на чердаке посольства, Павлов срочно звонит некому товарищу Tunev и посылает в посольство на каком-то Miroff prospect, хотя посольство в реале было на Дворцовой набережной. Дальнейшее скучно и неинтересно. Конечно, в последний момент баба понимает, что любит тупого шпиона - конечно, успевает к нему первой, обогнав конвой - конечно, они обнимаются и целуются и видят в окно как раз прибывший карательный грузовик. Один в один как в "Метро-2. Смерть вождя".



Уходи, Стив, уходи! - Нет, я не могу без тебя! - Со мной ты точно не сможешь, Стив! - Я буду тебя помнить, Елена! - Я тебя тоже Стив! - Не слишком ли долго мы базарим, Елена? Я люблю тебя! - И я тебя!.. В общем, вы поняли, банальная жвачка. Но у полюбовников есть аж десять минут на лобызания, потому что мегапунктуальные большевики готовятся начать штурм ровно в девять и ни минутой раньше.





Ровно в девять все шмаляют по окнам, Лок с бабой скатываются с дивана, на котором они... обнимались... И баба в чувствах признается, мол, прости, Стив - я тебя предала! Лок охреневает, но тут происходит куда более крутой поворот. На улице вдруг начинают трезвонить все колокола, а к конвою подъезжает автомобиль, и выскочившие оттуда люди радостно кричат, что свершилось чудо! Лэнин элайв, комрадс! Летс стоп зе террор! Москвичи распевают "Смело, товарищи, в ногу" и с улыбками устраивают факельное шествие, отмечая возрождение великого фюрера, а полюбовники счастливо вздыхают - наконец-то им ничего не угрожает.







Полюбовники выходят на улицу с глазами по пять рублей от этого гениального сюжетного поворота, который кроет все боевики студии Марвел. И вскоре они счастливо уезжают за рубеж и заодно показывают крупным планом в камеру улыбки, кагбэ намекая, что они ржут над зрителем. На этом данный высокоисторичный фильм закончился.



Что сказать в заключение? Ну, количество затраченных ресурсов, стрельбы, пальбы, массовки и взрывов, конечно, впечатляет по меркам 1930-х годов - бесспорно. Уровень аутентичности реквизита и локаций - в отличие от исторических событий - тоже. Но главное не это. А то, что я уверен - сценарий писал какой-то прожженный левак, который хитро подложил свинью антисоветским продюсерам. Как иначе объяснить настолько благожелательное отношение к Ленину, к многим большевикам и наконец, то - что все без исключения британцы тут тупорылые дебилы, у которых ничего не получилось. А главный гражданин суперагент Лок - вообще шляпа и растяпа. Ну и конечно, я ждал очередной второсортной мелодрамы. В общем-то, ее и получил. И даже то, что прототипом Елены выступила любовница Локкарта Мария Будберг и Евгения Шелепина, секретарша Троцкого, которая вышла замуж за британского писателя Артура Рэнсома и действительно уехала из страны благодаря помощи того же Локкарта - меня не впечатлило. Но я даже не подумать не мог, что финальный бог из машины со спасением будет сделан НАСТОЛЬКО ХАЛТУРНО!!! Голливуд! Умеет! Могет! Держит марку! С незапамятных времен!

Я лично порадуюсь за тайных леваков в Голливуде, выпью водки, спою "Очи черные" и прогуляюсь на броневичке пострелять буржуев в Cheka. И тебе советую - tovaritch.

б) Песни и пляски, а) Кино, 4) Какая-то другая ягода

Previous post Next post
Up