Сборник «Культура Бразилии» - раздел 1

Jan 11, 2017 05:12


навигатор guitarra-antiqua > библиография Rustik68 ©1998





В 1981 году издательством «Наука» был выпущен сборник научных статей Культура Бразилии. Он прошёл мимо внимания широкой и просвещённой аудитории, являясь весьма специфическим изданием. В тот год у нас в Казани ещё не было специализированного магазина «Академкнига», нет его и сейчас, ибо имевшая место быть в советское время развитая сеть этих магазинов, канула в небытие. Ныне на их площадях разместились безликие маркеты торгующие низкопробным «американским» товаром азиатского происхождения.

Осмелюсь сообщить, что в те легендарные годы мне пришлось приложить немало усилий в поисках того сборника, т.к. среди опубликованных в нём статей, была одна весьма примечательная. Её автором был Пичугин П.А., а называлась она "Эйтор Вилла Лобос и бразильская национальная музыкальная культура".
Так вот, сканер мною уже приобретён - теперь держитесь - вот мой первый блин:

П.А.Пичугин
Эйтор Вилла-Лобос
и бразильская национальная музыкальная культура

Первые сочинения Вилла-Лобоса - песни и танцевальные пьески двенадцатилетнего музыканта-самоучки - помечены 1899 г. В последующие 60 лет творческой деятельности (Вилла-Лобос скончался 17 ноября 1959 г. на 73-м году жизни) композитор создал свыше тысячи (некоторые исследователи насчитывают до 1500! ¹) произведений в самых разнообразных жанрах. Его перу принадлежат 9 опер, 15 балетов, 12 симфоний, 10 инструментальных концертов, более 60 камерных сочинений крупной формы (сонаты, трио, квартеты); песни, романсы, хоры, пьесы для отдельных инструментов в наследии Вилла-Лобоса исчисляются сотнями, как и народные мелодии, собранные и обработанные композитором; его музыка для детей, написанная с учебными целями для музыкальных и общеобразовательных школ, для самодеятельных хоров, включает более 500 названий. (При этом нужно иметь в виду, что определенная часть наследия Вилла-Лобоса остается не опубликованной и не зафиксированной в каталогах².) Вилла-Лобос сочетал в одном лице композитора, дирижера, педагога, собирателя и исследователя фольклора, музыкального критика и писателя, администратора, на протяжении многих лет возглавлявшего ведущие музыкальные учреждения страны (среди которых немало созданных по его инициативе и при его личном участии), члена правительства по вопросам народного образования, делегата Бразильского национального комитета ЮНЕСКО, активного деятеля Международного музыкального совета. Действительный член Академий изящных искусств Парижа и Нью-Йорка, почетный член римской Академии «Санта Чечилия», член-корреспондент Национальной академии изящных искусств Буэнос-Айреса, член Международного музыкального фестиваля в Зальцбурге, Командор ордена Почетного легиона Франции, доктор honoris causa многих зарубежных учреждений - знаки международного признания выдающихся заслуг бразильского композитора. На три, на четыре полноценные, достойные уважения человеческие жизни с избытком хватило бы сделанного Вилла-Лобосом за одну - удивительную, исполненную сверхъестественной энергии, целеустремленную, подвижническую - жизнь артиста, ставшего, по словам Пабло Казальса, «величайшей гордостью страны, которая его породила».

Жизнь

Писать музыку для меня
необходимость... Я пишу потому,
что не могу не писать.
Э. Вилла-Лобос

Эйтор Вилла-Лобос родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887 г. Первыми музыкальными впечатлениями будущий композитор был обязан живописным улицам н набережным родного города, где звучали серенады бродячих музыкантов и тамборы негритянских танцоров, а первыми сведениями о музыке - своему отцу, Раулу Вилла-Лобосу, человеку высокообразованному, служившему в Национальной библиотеке, автору нескольких книг по истории и космографии и большому любителю музыки (он основал один из первых в Рио-де-Жанейро музыкальных клубов - Концертное симфоническое общество). Отец познакомил мальчика с нотной грамотой и обучил игре на виолончели и кларнете. Впоследствии Вилла-Лобос профессионально овладел виолончелью, навсегда оставшейся его любимым инструментом, и гитарой, а также неплохо играл на фортепиано.

Вилла-Лобосу едва минуло 12 лет, когда умер его отец, и подростку пришлось самому заботиться о себе. Через некоторое время, чувствуя, что тяга к музыке в нем сильнее желания пойти навстречу матери, мечтавшей о карьере врача для сына, юноша покинул домашний очаг и присоединился к группе шоранов - городских музыкантов, игравших на улицах, в богатых кварталах, музицировавших на свадьбах, крестинах, днях рождения. Бродячая жизнь не помешала, однако, Вилла-Лобосу закончить гуманитарную школу при монастыре Сан Бенту. Одно время он брал уроки музыки у профессионального маэстро Аньелу Франсы, которому за неимением денег платил уроками французского языка. Позже Вилла-Лобос записался в класс гармонии Фридерику Насименту в Национальном музыкальном институте, но, привыкший к полной свободе, не выдержал строгой учебной дисциплины и снова вернулся к уличным оркестрам, зарабатывая на жизнь игрой в кинотеатрах, ресторанах, сочиняя и импровизируя машиши, польки, вальсы н марши. Отголоски той эпохи можно ощутить в четырехголосной фуге из первой «Бразильской бахианы», озаглавленной «Беседа» (Conversa): в ней композитор изобразил «музыкальную беседу» четырех шоранов, чьи инструменты, вступая попеременно, оспаривают друг у друга тематическое первенство и внимание публики ³.



Эйтор Вилла-Лобос

Не имея систематического образования, Вилла-Лобос занимался самостоятельно. Он много читал, но безграничная любознательность юноши не удовлетворялась одним чтением. Знаниям, почерпнутым из книг, он предпочитал личный опыт. Продав часть оставшейся от отца библиотеки, Вилла-Лобос в 1905 г. совершил свое первое путешествие по стране. Он направился на Северо-Восток, объездил штаты Эспириту-Санту, Баия, Пернамбуку, Риу-Гранди-ду-Норти, Сеара, Мараньян. Виденное и слышанное - народные песни и танцы, состязания деревенских музыкантов, их импровизации, местные музыкальные инструменты - поразило воображение молодого музыканта, на всю жизнь сохранившего любовь и живейший интерес к фольклору, к истории Бразилии, пробудило в нем глубокое национальное сознание. Через год он снова отправляется в путешествие, на этот раз в южные штаты (чтобы совершить его, Вилла-Лобос, не имевший средств, должен был выступать в роли представителя спичечной фабрики). В этих поездках Вилла-Лобос не только наблюдал, но и собирал материал. В частности, его популярная «Песня погонщика» (Canção do carriero), позже. вошедшая в вокальный цикл «Серенады» (Serestas), сочинена на тему народной бойяды - протяжной песни погонщиков быков, записанной им на Северо-Востоке. Еще через четыре года Вилла-Лобос предпринял поездку в Амазонию, в Белен и Манаус, для чего ему пришлось присоединиться к кочующей португальской труппе оперетты в качестве виолончелиста, а затем, на сей раз уже в составе научной фольклорной экспедиции, в течений трех лет объездил обширные территории центральной и западной Бразилии, побывал в Мату-Гросу, Рондонии, Акри - самых девственных, глухих районах страны, где преобладает индейское население. Всего с 1905 по 1912 г. Вилла-Лобос совершил пять продолжительных путешествий по стране, записав в общей сложности более тысячи народных мелодий и текстов. Позже он мог с полным основанием говорить, что его учебником гармонии была географическая карта Бразилии.

Последующее десятилетие (1913-1922 гг.) явилось важным периодом в формировании художественных взглядов Вилла-Лобоса II его становлении как композитора. Он усваивает опыт своих старших современников Алберту Непомусену (1864-1920), «отца бразильской национальной музыки», и особенно им ценимого Эрнесту Назаре (1863-1934) - прославленного мастера популярных жанров в народном стиле; совершенствует свою технику, занимаясь у опытных музыкантов Франсиску Браги (1808-1945), ученика Жюля Массне, н Энрики Освалда (1852- 1931), получившего музыкальное образование в Италии. 13 ноября 1915 г. состоялся официальный дебют Вилла-Лобоса: в зале газеты «Жорнал ду комерсиу» в Рио-де-Жанейро он дал свой первый публичный авторский концерт. Хотя в то время Вилла-Лобос еще не был знаком с новшествами Шёнберга и Стравинского, его музыкальный язык уже тогда отличался необычной смелостью и новизной. Реакция публики, воспитанной на итальянских операх, и критики, свято чтившей «правила», была единодушной: первая освистала композитора, вторая квалифицировала его музыку как написанную эпилептиком и предназначенную для параноиков. Вилла-Лобос не колеблясь поднял брошенную ему перчатку, ступив на путь многолетней, без преувеличения героической борьбы с консерватизмом, провинциализмом, косностью и предрассудками, царившими в художественной жизни Бразилии тех лет и сковывавшими творческую мысль, за утверждение новых эстетических ценностей. Одним из кульминационных моментов этой борьбы стала памятная Неделя современного искусства, организованная в феврале 1922 г. в Сан-Паулу группой передовых деятелей бразильской культуры - писателем Грасой Араньей, поэтом Роналдом ди Карвальо, литератором, фольклористом и музыковедом Мариу ди Андради, художницей Анитой Малфатти, скульптором Виктором Брешеретом. Вилла-Лобос с горячим энтузиазмом принял участие в мероприятиях Недели, ставшей манифестацией движения художников-новаторов и проходившей под лозунгами права на эстетический поиск, осовременивания искусства и формирования национального художественного сознания. Атмосферу тех бурных дней хорошо передает Мариу ди Андради: «...мы были чисты, свободны и бескорыстны; нас объединяли самые возвышенные чувства. Нас бойкотировали, высмеивали, оплевывали, предавали анафеме - все это лишь преисполняло нас наивного, быть может, но искреннего сознания собственного величия и непоколебимой убежденности в своей правоте»&sup4;. Вилла-Лобос подготовил для Недели современного искусства несколько концертных программ. Подавляющее большинство публики и академическая критика по-прежнему были непримиримой враждебны, но теперь у него имелась и своя, пусть немногочисленная, заинтересованная аудитория; были и преданные друзья в профессиональных музыкальных кругах, верившие в его талант и поддерживавшие его.

Знакомство в те же годы н последующая дружба с Дариусом Мийо, секретарем французского посольства в Бразилии, и Артуром Рубинштейном, гастролировавшим в Рио-де-Жанейро, расширили музыкальный кругозор Вилла-Лобоса. Возможно, не без их влияния он стал писать с большим мастерством, но остался самим собой. Созданная им в то время первая серия пьес из фортепианной сюиты «Мир ребенка» (Prole do bebê, 1918) является не только великолепным образцом виртуозной фортепианной «техники, но и одним из наиболее оригинальных н одновременно глубоко бразильских по своему мелосу и общему колориту сочинений композитора.

В 1922 г. друзья Вилла-Лобоса добились для него правительственной субсидии, дававшей возможность отправиться в Европу, и в следующем году композитор отплыл во Францию, чтобы надолго обосноваться в Париже. Он ехал в столицу мира «не подающим надежды музыкантом, а оправдавшим надежды артистом», как аттестовал его в официальном документе Франсиску Брага&sup5;, ехал не учиться, а добиться признания. Показательный факт - маститый Венсан д'Энди, чей «Курс музыкальной композиции» Вилла-Лобос тщательно изучал еще в Рио-де-Жанейро и к кому по приезде в Париж он обратился за консультацией, сказал бразильскому музыканту, внимательно просмотрев его сочинения: «Вы уже знаете и умеете все, чему могли бы научиться у меня»&sup6;.

В столице Франции Вилла-Лобос общался с крупнейшими музыкантами современности - Морисом Равелем, Полем Дюка, Артюром Онеггером, Жоржем Ориком, Жаком Тибо, Игорем Стравинским, Сергеем Прокофьевым (любопытен как всегда лаконичный отзыв Прокофьева о Вилла-Лобосе: «Нас в Париже двое варваров - я и Вилла-Лобос»&sup7;), Мануэлем де Фалья, Пабло Казальсом, Леопольдом Стоковским, Джордже Энеску. Исполнение в концертах произведений Вилла-Лобоса привлекло к нему внимание парижского музыкального мира. «L’Intransigeant» посвятили ему ряд статей. Макс Эшиг издал многие его сочинения. Сергей Дягилев готовил постановку балета на музыку Вилла-Лобоса (смерть знаменитого русского антрепренера помешала осуществить этот замысел). Париж признал бразильского композитора, что в то время было равносильно мировому признанию.

Вилла-Лобос провел в Париже восемь лет, работая с присущей ему энергией и неутомимостью и оставаясь по-прежнему истинно бразильским художником как по тематике, так и по духу своих произведений. «Длительное пребывание в Париже не сбило Вилла-Лобоса с его пути, - писал композитор и дирижер Арналду Эстрела. - Упрямый, несгибаемый, колючий, дикий в защите своей артистической индивидуальности, он вернулся в Бразилию более бразильцем, если только это возможно, чем был, когда ее покидал»&sup8;. Именно в Париже Вилла-Лобос написал третью серию сюиты «Мир ребенка», фортепианный цикл «Сиранды» (Cirandas, 1926), «Три индейские поэмы» (1926), «Приветствие бразильским лесам» (Saudads das selvas brasileiras, 1927), фантазию для фортепиано с оркестром на популярные карнавальные темы «Momoprrecoce» (1929) и завершил грандиозный цикл «Шорос» (Chôroc N 1-14, 1920-1929) - пожалуй, самое «бразильское» сочинение композитора. Известность его росла. Его музыка с успехом исполнялась в Лондоне, Брюсселе, Амстердаме, Вене, Берлине, Мадриде, Лиссабоне. Он был назначен профессором композиции Парижской консерватории и членом ее Ученого совета. Ежегодно выезжая на родину, он дирижировал концертами из своих произведений и произведений европейских композиторов, не известных тогда в Бразилии.

В 1930 г. бразильское правительство поручило Вилла-Лобосу организовать единую систему музыкального образования в стране. Вилла-Лобос на несколько лет прервал своё творчество и целиком посвятил себя разработке новых методов преподавания музыки в школах. В основе его системы лежало хоровое пение как фундамент последующего профессионального образования. Вилла-Лобос выступил с докладами в 66 городах, основал десятки музыкальных школ, создал хоровые коллективы в главных центрах страны, организовал школу учителей-хормейстеров, которой лично руководил, сформировал специальный оркестр, преследовавший главным образом культурно-образовательные цели (в частности, с этим оркестром Вилла-Лобос впервые в Бразилии исполнил Мессу си минор Баха и Missa solemnus Бетховена). По его инициативе была открыта Национальная академия хорового пения (1942), президентом которой он оставался до конца жизни.

В те же годы композитор приступил к созданию «Практического руководства» (Guia prático) - антологии для детских музыкальных школ, состоящей из коротких хоровых пьесок а capella и в сопровождении фортепиано. Видя в фольклоре наиболее здоровый материал для развития художественного вкуса детей, Вилла-Лобос включил в первый из шести томов «Практического руководства» 137 пьес, основанных на подлинных фольклорных темах. В этих пьесах присутствуют самые разнообразные национальные корни: креольские, индейские, афро-бразильские, португальские, испанские, французские, итальянские - все, какие можно в той или иной форме обнаружить в Бразилии, представляющей смешение различных рас н национальных культур. Таким образом, труд Вилла-Лобоса, по существу, является не только учебным пособием, но подлинной энциклопедией музыкально-поэтического фольклора Бразилии. Продолжением «Практического руководства» явились две тетради «Сольфеджио» (Solfejos, 1939-1945) и двухтомное «Хоровое пение» (Canto orfeônico, 1940-1950), куда вошли как оригинальные пьесы композитора, так и сделанные им обработки и переложения народных мелодий и фрагментов из произведений бразильских и европейский авторов. (Вилла-Лобос чрезвычайно высоко ценил русскую музыкальную школу; составленная им консерваторская программа предусматривала изучение русских классиков от Глинки до Скрябина, а рубрика «Современные композиторы» открывалась именами Стравинского, Прокофьева и Шостаковича).

Свои взгляды на задачи музыкальной педагогики Вилла-Лобос изложил в глубоко продуманной и прекрасно написанной работе «Музыкальное образование» &sup9-10;, которую можно с полным основанием назвать гимном музыке, искусству, просвещению. Вилла-Лобос исходил из убеждения, что «музыка есть органическая часть человеческой жизнедеятельности... Поэтому все области человеческого опыта должны найти соответствующее отражение в музыкальном воспитании детей и юношества». Музыка являлась для него прежде всего «социально-коллективной силой», отсюда то огромное значение, которое он придавал хоровому пению. «Хоровое пение,- писал композитор,- есть одно из высших проявлений музыки, ее истинное предназначение. Обладая огромной объединяющей силой, оно помогает индивидууму ощутить себя частицей коллектива, почувствовать свою принадлежность обществу, родине»¹¹. «Музыка человеческого голоса, хорового пения,- говорил Вилла-Лобос,- объединяет души, очищает чувства, облагораживает характер, увлекает дух к самым прекрасным идеалам»¹². Стремясь привлечь к хоровому пению самые широкие массы, на практике выявить «социально-коллективную силу музыки», Вилла-Лобос в дни национальных и народных праздников собирал на стадионе «Васку да Гама» в Рио-де-Жанейро до 40 000 школьников и до 1000 оркестрантов для исполнения патриотических и народных песен. На этих грандиозных «орфеонах» присутствовали десятки тысяч слушателей. Так композитор осуществлял свою заветную мечту - «научить всю Бразилию петь».

В последующие годы Вилла-Лобос неизменно сочетал напряженное творчество с не менее напряженной административной и концертной деятельностью. Помимо регулярных выступлений на родине, Вилла-Лобос почти каждый год выезжал в Европу и Соединенные Штаты, где давал концерты из собственных сочинений и произведений своих соотечественников, пропагандируя бразильскую музыку и стимулируя тем самым творчество национальных композиторов. Он стоял за пультами более чем тридцати лучших оркестров США, Франции, Италии, ФРГ, Англии, Голландии, Бельгии, Испании, Швейцарии, Португалии¹³. За одно только десятилетие 1948-1957 гг. Вилла-Лобос дирижировал концертами из своих новых произведений в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Хьюстоне, Риме, Лиссабоне, Париже, Брюсселе, Берлине, Лондоне, а в промежутках между европейскими гастролями совершал концертные турне по странам Латинской Америки.

В июне 1959 г., вернувшись незадолго перед тем из очередных зарубежных гастролей, Вилла-Лобос намечает следующую серию выступлений в Париже, Лондоне, Риме, Мадриде и Барселоне... Этим концертам уже не суждено было состояться.

При всем том Вилла-Лобос ни на минуту не оставлял творчества. В последние десять лет жизни композитор создал пять симфоний (№ 8-12), три фортепианных концерта (№ 3-5), концерты для гитары, арфы, Второй виолончельный концерт, шесть струнных квартетов (№ 12-17; сохранились эскизы Восемнадцатого), пять симфонических поэм, оперу и два балета, не считая мелких сочинений. Энергия его казалась неиссякаемой. «Вилла-Лобос, несмотря на свои семьдесят лет, остается самым активным нашим композитором,- писал в 1957 г. музыкальный критик Карльтон Смит.- Музыка его по-прежнему свежа и непосредственна, и родник ее не подает признаков оскудения»¹4;. Эти слова были написаны за два с половиной года до кончины композитора.

Черты стиля

Вилла-Лобос и фольклор

* * *
¹ Fontova J.M. La América Sonora de Villa-Lobos. - Música, La Habana, 1976, №61, p.28.
² Наиболее полные каталоги сочинений Вилла-Лобоса см.: Compositores de América. Washington, 1960, v.3, p. 14-59; Muricy A. Villa-Lobos, uma interprotação. Rio de Janeiro, 1961, p.105-162; Villa-Lobos, sua obra. Rio de Janeiro, 1967, p.21-135.
³ Villa-Lobos, sua obra, p.143.
&sup4; Andrade M. de. O movimento modernista. Rio de Janeiro, 1942, p.30-31.
&sup5; Мариз В. Эйтор Вилла-Лобосю М., 1977, с.46.
&sup6; Acquarone F. Historia da música brasileria. Rio de Janeiro - São Paulo - BeloHorizonte, 1948, p.25.
&sup7; Muricy A. Villa-Lobos, uma interprotação, p. 870.
&sup8; Estrela A. Musica de câmara no Brasil. - Boletin latinoamericano de musica, Rio de Janeiro, 1946, t. VI, p. 263.
&sup9-10; Villa-Lobos H. Educação musical. - Boletin latinoaraericano de musica, t. VI, p. 495-588.
¹¹ Ibid, p. 501.
¹² Lange F. C. Villa-Lobos, un pedagogo creador. - Boletin latinoamericano de música, Montevideo, 1935, t. I, p. 193.
¹³ Magalhães de Giacomo A. VillaLobos, alma sonora do Brasil. São Paulo, 1959, p. 142-143.
¹4; Smith C. S. Heitor Villa-Lobos. - In: Compositores de America, v. 3, p. 1.
¹5; Ibid., p. 6.
¹6; Fernândez O. L. A contribuicao harmonica de Villa-Lobos para a musica brasileira.- Boletin latinoamericano de música, t. VI, p. 285.
¹7; Estrela A. Musica de cainara no Brasil, p. 263.
¹8; Vega A. de la. La musica artistica latinoamericana.- Boletin interamericano de musica, Washington, 1972, N 82, p. 17.
¹9; Эстрела А. Бразильская музыка.- В кн.: Бразилия: Экономика, политика, культура. М., 1963, с. 354.
²&sup0; Мариэ В. Эйтор Вилла-Лобос, с. 31.
²¹ Две серии сюиты «Мир ребенка» выпущены у нас издательством «Музыка» (Вилла-Лобос 9. Пьесы для фортепиано. М., 1972, вып. 1). Третья серия до сих пор не опубликована (рукопись ее утеряна).
²² Lima J. S; Impressões sobre a música pianistica de Villa-Lobos. - Boletin latinoamericano de música, t. VI, p. 154.
²³ Nobrega A. As «Bachianas brasileiras» de Villa-Lobos. Rio de Janeiro, 1971, p. 11-12.
²4; Блок А. О романтизме.- Собр. соч.: В 8-ми т. М.; Л., 1962, т. 6, с. 363.
²5; Карпентьер А. Роман не умер.- Иностр. лит., 1972, № 1.
²6; Muricy A. Villa-Lobos, uma inlcrpretação, p. 23.
²7; Эстрела А. Бразильская музыка, с. 356.
²8; Там же, с. 353.
²9; Villa-Lobos H. Sobreviverá a musica? - In: Presençe de Villa-Lobos. Rio de Janeiro, 1966, p. 101-102.
³&sup0; Nogueira França. E. Música do Brasil. Rio de Janeiro, 1968, p. 90.
³¹ Ibidem.
³² Vega C. Origenes del tango argentine. - Revista musical chilena. Año XXI, julio - septiembre 1967, N 101, p. 62.
³³ Villa-Lobos H. Sobrevivera a musica?, p. 102.
³4; Muricy A. Villa-Lobos, uma interpretação, p. 19.
³5; Balseiro J. A. Expresión de Hispanoamérica. Madrid, 1970, p. 205.
³6; Smith C. S. Heitor Villa-Lobos, p. 5.
³7; Romero M. Heitor Villa-Lobos. - In: Compositores de America, v. 3, p. 10.
³8; Garcia Caturla A. The development of cuban music.- In: Américan composers on american music: A simposium. New York, 1962, p. 173.
³9; Ortiz F. La africanfa de la música folklórica de Cuba. La Habana, 1965, p. 127.

Текст свёрстан по образу оригинала. К сожалению, не смог найти коды верхнего индекса для всех чисел, поэтому пока в тесте встречаются отсылки к источнику вида &sup№;. Однако ж «не ошибается тот, кто ничего не делает», так что со временем всё исправлю.

Вернуться к статье о Вилла-Лобосе





литература, калча, персоналии

Previous post Next post
Up