навигатор guitarra-antiqua >
персоналии Rustik68 ©1998Напоминаем, авторство статей на «Античной гитаре» принадлежит Рустему Ахунову. Изложение ведётся от его лица,
rar-archive будет лишь немного корректировать старые тексты и добавлять медиаприложения.
Федерико Морено Торроба родился в Мадриде в 1891 году в семье музыкантов. Первым учителем мальчика был его отец Хосе Морено Баллестерос - талантливый органист и дирижёр, под управлением которого исполнялся балет Мануэля де Фальи «Любовь-колдунья» (впоследствии этот балет исполнялся уже под управлением Федерико Морено Торробы) Блестяще завершив Мадридскую консерваторию по классу композиции Конрадо дель Карпьо, Торроба создаёт ряд симфонических сочинений, принёсших ему известность, - «Картины» (под впечатлением Веласкеса и
Гойи), симфонические поэмы «La Ajorca de Oro» (1918) и «Soraida» (1919), сочинения для скрипки с оркестром «Capricho Romantico». В Испании популярна его лирическая комедия «Луиза Фернанда».
Огромное влияние на молодого Торробу, как и на многих испанских композиторов, оказала русская музыка. «Мои первые контакты с русской музыкой, - писал Торроба Мирону Вайсборду 1 февраля 1977 года, - были связаны с концертами филармонического оркестра в Мадриде, который исполнял сочинения Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского. Оркестровые идеи этих композиторов имели заметное влияние на мою инструментальную технику. Влияние французского импрессионизма, начиная с Дебюсси и Равеля, продолжалось до того момента, пока я не встретился с вашим Игорем Стравинским, оказавшим на меня большое влияние и сделавшим моё перо более смелым, чем оно было до этого. Основная черта моей музыки - связь с фольклором. Но приёмы Равеля и Стравинского не чужды моим сочинениям».
Именно на концертах Мадридского симфонического оркестра, которые посещал
Андрес Сеговия, и произошла его встреча с Федерико Морено Торробой: в тот вечер впервые исполнялась его симфонические поэма «Картины». «Вскоре, - вспоминает Сеговия, - мы стали друзьями, и он откликнулся на моё предложение написать что-нибудь для гитары. Прошло несколько недель, и Морено Торроба принёс небольшое, но действительно красивое сочинение - Танец в ми мажоре! Несмотря на смутное представление о гитарной технике, он интуитивно нашёл правильный путь. Я с радостью включил эту пьесу в свой репертуар» (Segovia A. An Autobiography, p.194-195.).
Живая сценка народного музицирования Кастилии, Танец Морено Торробы привлекает искренностью и изяществом мелодий. Позднее Морено Торроба написал Фандангильо и Араду, которые вместе с Танцем образовали «Кастильскую сюиту». С фольклором Кастилии связана ещё одна жемчужина репертуара Сеговии - «Бургалеска». В её основе напев, близкий к фольклору старого города Бургоса - родины легендарного народного героя
Сида, с именем которого связано начало освобождения Испании от арабов. В звучании этого благородно-сдержанного напева угадывается одно из поэтических преданий, посвящённых подвигам Сида. Под пальцами Сеговии повествовательный характер напева, его декламационность, приближает к выразительности человеческой речи.
Click to view
Segovia, Andres (Moreno-Torroba - Suite Castellana N°1 Fandanguillo)
Удачной оказалась и судьба написанной Торробой для Сеговии «Сонатины» - светлого жизнерадостного сочинения.
Click to view
Andres Segovia - F.M.Torroba - Sonatine 1st movement
Высоко оценил Сонатину Торробы и Морис Равель после её исполнения Сеговией в Париже: «Чтобы написать это сочинение, нужно быть талантливым и молодым». По требованию публики Сеговии часто приходилось бисировать Сонатину.
Прочное место в концертных программах Сеговии занял и посвящённый ему цикл Торробы «Характерные пьесы», тесно связанный с исполнительскими достижениями гитариста, с бесконечным разнообразием его палитры. Таковы, например, возвышенно сдержанное звучание «Песни» в глубоком бархатном тембре гитары или металлическое звучание «Альбады» (от alba - утренняя звезда). В этой пьесе воссоздаётся звучание гайты - народного инструмента, который оповещает о начале утреннего праздника.
Другие сочинения Федерико Морено Торробы, - такие, как цикл «Замки Испании», Старинная легенда, Хота Сервантина, Ноктюрн, Прелюдия, Серенада-бурлеска, - также заняли значительное место в концертных программах Сеговии.
Много лет спустя - в 1976 году, находясь в Москве в качестве Президента Общества испанских авторов, Торроба рассказывал: «Уже более пятидесяти лет связывает меня личная дружба с Андресом Сеговией. Для Сеговии я написал около пятидесяти сочинений, которые он записал на грампластинки».
Подготовлено по материалам книги Мирона Вайсборда «Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века». (М., Советский композитор 1989). Спасибо за внимание, ваш Rustik68.
Из творческого наследия Ф.Морено Торробы (в жж-версии доступны не все файлы):
Композиция
НОТЫ
ТАБЫ
АУДИО
Примечания
image
Adobe
Acrobat
guitar Pro
midi
mp3,
wav
Кастильская сюита:
1.
Fandangillo
rar264Kb 4Kb 2.
Arada
rar207Kb 4Kb 3.
Danza
rar225Kb 4 Kb Torija (цикл «Замки Испании»)
387Kb игр.А.Сеговия Кроме этого ещё ноты и медиа-файлы произведений Морено Торробы можете посмотреть здесь:
http://www.classicalguitar.nl.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века. М., Советский композитор 1989.