PREV |
NEXT содержание 3.1. Образ
Раздражимость и чувствительность Образная тканьПаттерн гнилостности
Нам известно, что ощущение запаха определяется формой молекул, активизирующих соответствующие рецепторы. Эволюционное значение ощущения запахов нам также предельно ясно. Каким же образом паттерн гнилого, который слишком хорошо знаком каждому из нас, появляется в сознании? В современной психологии не существует отчетливого ответа на этот вопрос. Более того, это обескураживающий вопрос. Но вопрос этот слишком важен для нас, и мы не можем от него отмахнуться. При попытке его осмыслить мы скоро уверяемся в некоторой обреченности
тех, кто пытается на него отвечать. Возможно, мы не можем правильно его задать. Что же мы можем сказать по поводу одного из самых запутанных философских вопросов?
Нам, по всей видимости, не составит особого труда проследить, как аспект гнилого попадает в сферу выражения. Можно сказать, что в какой-то момент существа начинают практиковать высказывания о гнилом. Появляется соответствующий знак. Все это интересно, но ничего не проясняет - само выражение является механистическим актом. Впрочем, мы и не ожидали того, что в какой-то момент механистический акт претерпит волшебное превращение и выйдет за пределы своей механистичности. Ясно, что прояснения следует искать на каком-то другом направлении.
Отметим, однако, следующие моменты. Во-первых, выражение о гнилом не является какой-то обособленной коммуникацией. Это выражение вписано в общий поток практики «я». Если я говорю, что «этот фрукт гнилой» или что «я чувствую гниль благодаря вкусу», то мои слова являются обязательством - основанием для последующих действий или ссылкой на эпизоды моей личной истории. Другими словами, «гнилостность» ассимилирована структурами личной истории.
Второе. Можно ли было бы услышать эту гнилостность вне всяких других ощущений и действий? Можно ли было бы усвоить этот гнилой запах, не перебирая в руках гнилые плоды, не совершая движения принюхивания и шмыганья носом? Бывает так, что мы учуяли некоторый запах, но не можем вспомнить, что это за запах, не можем его узнать. Какое-то время мы можем не замечать запаха, так же, например, как мы иногда не обращаем внимания на мерный стук часов. Что же происходит в тот момент, когда мы узнали или заметили, учуяли запах?
Следует сказать, что момент узнавания связан с целым набором всплывающих в нашем сознании ощущений, воспоминаний и психологических реакций. Если говорить конкретно о гнилостности, то это, допустим, реакция отвращения, отворачивания носа, возможно, всплывание визуального образа гнилого плода (уместно приписать все это уже животным - всем нам знаком целенаправленный и характерный образ действия собаки, учуявшей запах). Следует говорить о комплексе реакций и образов, работающих сообща, в котором паттерн гнилостности играет свою определенную роль. Впрочем, нам также ясно, что гнилостность не выводится из этих других реакций и образов, а входит в комплекс во всех своих неповторимости и своеобразии. К тому же запах является целостным (хотя и говорят, что знатоки могут услышать в запахе отдельные ноты).
Таковы наши предварительные замечания, скромный багаж, с которым мы собираемся отправиться в восхождение. Что же ожидает нас на этом пути?