Начало 4. О народах Дабну
Под этим именем мы разумеем те беловолосые племена, которые населяли север и запад Креана; их родичи-феталы, ушедшие на юг тысячелетиями раньше, не входят в это наименование.
Беловолосые появились на материке Креан за четырнадцать тысяч лет до времени Йомбота. Беглые рабы иной расы, они были перенесены с другого материка сверхъестественной силой своих вождей. Но вожди не последовали за ними на новый континент, ибо им надо было продолжать войну со своими поработителями: так и вышло, что уже через пару поколений беловолосые вернулись в совершенно первобытное состояние.
Через четыре с половиной тысячелетия после своего появления люди впервые приняли участие в войне сил Мэндрина с силами Мурдина; тогда и отделилась часть белоголовых и ушла на юг вместе с Фетайей, Сыном Мэндрина, сделавшим из них феталов - людей с генетическим кодом, направленным на уничтожение Мурдина во вселенной. Впоследствии Мать Десяти Судей сделала часть феталов бессмертными, создав народ фаи.
Оставшиеся на севере белоголовые расселились по огромному мысу Йук (впоследствии - Юкон) и по всему побережью. По укладу жизни, правлению и родству наречий их можно поделить на три основных группы. Чтобы назвать их, нам придётся использовать имена более поздней эпохи.
а. Юконцы
У самой северной оконечности мыса Йук обитают юкау. Их имя, и название мыса, происходит от слова "йук", означающего пятку или щиколотку: причина этого неясна. У моря построили они Место Собрания, именуемое Юкауна: туда собирались вожди племён (суикана) для принятия решений, и нередко приходили они с многими людьми племени. Две арки стояли на большой площади - Кетеуано, или Арка "Быть", и Оэтеуано, или Арка "Не Быть": когда ставился вопрос на голосование, вожди собирались под той аркой, которая выражала их мнение. Но Юкауна не была городом, потому что в обычное время там не жил никто.
Вдоль Великой Реки, у озёр и ручьёв дельты, небольшими селениями живут сткапу. Их имя означает "озёрные", и язык их почти не отличается от языка юкау. Возможно, поэтому их вожди-суикана также приняли правила общего совета и являлись на голосование в Юкауну.
На восточном побережье мыса обосновались различные племена лулао. По языку они отличаются даже друг от друга, а тем более - от юкау и сткапу; и всё же эти языки настолько близки между собой, что знающий язык сткапу может понять все наречия лулао. Предводители лулао (силау или силао) также являлись на совет в Юкауну.
Всеми племенами юкау, сткапу и лулао руководил верховный вождь, суикана ктаттаи, которого называли также суикана каку ййукау-оу - "правитель земли (людей) юкау и их самих". Вождь выбирался вождями племён и правил до смерти или свержения. Ннусуанко была таким верховным вождём; сама она происходила из ммамасткапуни - одного из племён сткапу.
Поздним термином "юконцы" мы обозначаем здесь всех белоголовых, подвластных верховному вождю.
б. Дитабцы
Этим словом мы обозначим дабну, живущих к востоку от реки Кни. Несмотря на малую (по сравнению с Юконом) территорию, здесь также жило множество племён с разной культурой и разными языками.
Исконный язык дабну претерпел здесь интересные изменения: изначальные согласные преобразовались в сложные сочетания согласных. Такие сочетания, как "тк", "мк", "тцл" или "ксх" сделали язык непонятным для других дабну. К примеру, древнейшее Й-ЛАК-ПА, означавшее "огородить родное", стало звучать как цнав и переводиться глаголом "строить" (по-юконски то же слово стало звучать йулау, но приобрело другое значение: мысль, желание).
Среди племён различались по языку северные (не имевшие особого самоназвания) и южные (называющие себя "тцитапу", откуда и произошло тысячелетия спустя слово "Дитаб"). Северный дитабский считался "основным", царским языком.
Если юконцы создали письменность, то дитабцы изобрели градостроительство: лет за двести до времени, о котором мы говорим, на основе малых селений были созданы города Мкиксаи и Ноксхуаркил. Ещё через полтора века была построена новая столица, Тцленкаускил (Святилище Славы). Впрочем, она окажется недолговечной.
К югу от дитабцев, и в тесном общении с ними, проживали племена запна. Их язык сильно отличался от дитабского, и во многом был ближе к языкам юконцев и депу. Их страна, Тцанцан (по-юконски Тсанатсана) вошла в состав Дитаба при Тантуликсане, чья мать происходила из запна. Но и сам Запнатцана, построивший столицу веком раньше, был из этого племени, чей язык легко узнаётся по звуку "з". Впоследствии запна смешались с "черноголовыми" племенами линготема и ввуарпее, и от них произошли дервигалы - Народы Смешанной Крови, обитатели Бруннина и Мальбиргендара.
Дитабцы почитали Шестёрку Богов (ситкснил), поделённую на три пары: Алу, бог меры и времени, и его жена Сепау, богиня земли; Мцана, бог солнца, и его жена Цуцау, богиня луны; и два бесполых, древнейших супруга: Танту, божество неба, и Тликси, божество ветра и тумана. Особым почётом пользовалась первая из пар: юконцы называли дитабцев Сепау-уаи, "люди богини Сепау", а страну их Сепау каку, "земля богини Сепау". Последнее в переводе на южнодитабский - Сепетклан - стало названием огромной империи, которую позже построили дитабцы во всём северном и центральном Креане.
в. Депу
"Великие" - так переводится это самоназвание: произносилось оно в те древние времена скорее как "Тепэу" или "Д'епэу" (по-юконски - Тепеу): в единственном числе - деб (в те времена - "тепэ" или "д'епэ"). Депу происходили от тех белоголовых-дабну, которые ушли с мыса Юк на запад, и зашли слишком далеко.
В те времена на западе, в заливе Кама-Лониллиа, обитал Народ - странные существа, лишённые речи. Их гортань могла произносить только "суа, суа" - вот их и называли сумсума. Они и не нуждались в речи: мощнейшее телепатическое поле объединяло, по сути, весь Народ в единое целое. Мысли и чувства одного из сумсума воспринимались всеми остальными сумсума, как свои. Предки сумсума сбежали на Креан от своих поработителей через океан: их специально вывели телепатами, чтобы они могли общаться под водой, и их психическая сила позволяла им дышать в морских глубинах. Сумсума были лишены волосяного покрова, и кожа их отливала синим; но они были людьми, и могли смешиваться с другими человеческими расами.
Когда белоголовые приблизились к месту обитания сумсума, случилась беда. Психическое поле аборигенов было столь сильным, что вновьприбывших стали мучать кошмары, головные боли и приступы ужаса; многие сходили с ума и умирали. От отчаяния дабну стали убивать беззащитных сумсума. Не привыкшие к насилию, сумсума каждую смерть соплеменника переживали как свою; и тем страшнее была нависшая над западной землёй кошмарная аура; тем неистовей убивали дабну безволосых аборигенов.
Тогда в отчаянии сумсума решились на последний шаг. Последним, направленным усилием они усыпили всех пришельцев на одну ночь. И после этой ночи не было ни одной женщины дабну, которая могла забеременеть - и не несла бы в себе плод одного из сумсума; а сумсума скрылись в потайных местах, и все их женщины были беременны от мужчин дабну. Так и появилась на свет раса депу - люди смешанной крови с мощным психическим полем. Чистокровные же сумсума, хотя их оставалось очень мало, продолжали жить в тайных укрытиях; и немало их ушло назад под воду.
И мужчины, и женщины депу были лысыми и слегка сутулыми; глаза их были намного темней, чем у других дабну. В отличие от сумсума, они пользовались речью: но язык дабну в их устах приобрёл особое звучание, и в нём присутствовало множество звуков, которых не было в других языках Креана.
Управлялись депу в те времена координатором - именно так, а не "король", следует передать слово "миза-сэ", позднейшее "мидзас". Координатор был мощным телепатом, гармонично управляющий своими подданными. Каждый из подданных мог влиять опосредованно на разум и мнение координатора, но решал, в конечном счёте, он один. У координатора было как минимум два министра: министр внешнего мира и министр внутреннего мира.
Первый мидзас, известный по имени - Дасэ I "Небожитель" (в поздней традиции Даз-Зафудеб). Знаменитый мидзас Танвву I "Путевая Нога" (Данву-Трозваммо) побывал в Юконе, и принёс оттуда идею "Места Собрания". По образцу Юкауны была построена Кайна, иначе Мизуа-сэ; через многие века там будет столица страны, Модзвос.
Во времена, о которых пойдёт речь, мидзас Немфа-сэ II "Драгоценная Голова" (Нефас-Мафтаммум) умер, и на его престол сел Киммаруса I "Кусатель" (Гиммаруза-Сивво). Министром внутреннего мира у Гиммарузы был Гилинно, прозванный "Насильник"; министром же внешнего мира был Йомбот из Мэхугама.
Продолжение следует. Буду рад комментариям.