В комментариях к моей заметке о путанице между осознанностью и диссоциацией мне резонно задали вопрос - а как же деятельность мозга во сне? Это диссоциация? А как же осознанные сны?
Повторю саму заметку, чуть-чуть развернув некоторые детали:
Осознанность часто путают с состоянием диссоциации - механизмом психологической защиты, когда человек перестает чувствовать свое тело, способен только думать, и ему кажется, что он осознаёт себя, а на деле он просто конструирует умственные конструкции, обусловленные его неосознаваемыми психическими процессами, и в них блуждает.
Осознанность подразумевает включенность тела и эмоций, и способность свидетельствовать все организмические процессы.
Базовым принципом осознанности является знание о том, что сознание всегда детерминировано биологическими потребностями и личной историей, и сознание в чистом виде, без психологических защит и детерминант, может существовать, вероятно, только после смерти.
Именно этот базовый принцип даёт возможность быть бдительным - в смысле, в любой момент времени отслеживать, как я накладываю на окружающий мир свою внутреннюю реальность, свои психофизиологические процессы.
Если кто-то вам сказал, что его сознание чисто - он диссоциирован от своей психофизиологии и не замечает, как она обуславливает его мышление.
Зная, что то, как мы видим мир, как мы интерпретируем происходящие события, обусловлено нашими внутренними процессами, помогает понимать, что значения и смыслы, которые мы придаем, не являются объективной реальностью, а являются продукцией психофизиологии.
Например, если вам кажется, что вы знаете, что чувствует другой человек - вам кажется. Вы можете знать только собственные чувства, поскольку рецепторы находятся на вашем теле. У вас нет рецепторов других людей.
Что происходит с другим - это ваша интерпретация его действий, поступков и слов. Если вы упускаете субъективизм собственного восприятия или отрицаете его, и строите собственные действия и поступки с уверенностью, что вы знаете, что происходит в душе и уме другого человека, вы общаетесь тогда не с ним, а с продукцией собственной психики. То есть, со своими проекциями и интерпретациями. И в этом случае не удивительно, что другой вертит пальцем у виска на ваши слова и действия, которые вы адресовали ему, или отправляет вас по далекому маршруту.
Осознанность - это полное признание субъективизма собственного восприятия, то есть, понимание, что все ваши смыслы и значения не отражают объективной реальности, а являются следствием ваших внутренних процессов, а так же чувствование и понимание, какие именно ваши внутренние процессы создают именно такую картину реальности: какие ваши неудовлетворенные потребности, чувства, аффекты и травмы.
До тех пор, пока субъективизм не осознается и человек уверен, что все обстоит именно так, как он себе придумал - он действует, руководимый своими неосознаваемыми внутренними импульсами и постоянно натыкается на сопротивление окружающего мира. Он не в контакте с окружающим миром, поскольку просто не видит его за собственнными интерпретациями. Это выражается во вполне конкретных событиях: с ним не хотят общаться, он терпит неудачи в простых житейских делах.
В худшем случае человек, уверенный в том, что его внутренний кошмар - это и есть внешняя реальность, мечется по окружающему миру в своей внутренней войне, раздавая тумаки налево и направо всем, на кого он повесил свои интерпретации. Об этом я писала в посте
"Внутренняя война". Обычно это происходит вследствие посттравматического стрессового расстройства или в психотическом приступе.
В осознанном сне (в практике пробуждения во сне) человек учится осознавать пространство своего сна как продукцию своей психики. Это даёт возможность научиться сначала во сне осваивать новую свободу восприятия (если это только сон, а не объективная реальность, то я могу действовать без привычных ограничений своего бытового сознания), а затем можно применить этот навык в состоянии бодрствования: рассматривать происходящее вокруг вас и с вами, подвергая сомнению те смыслы и значения, которые вы придаёте, и экспериментируя с ними, рассматривая происходящее через линзы самых разных смыслов.
Например, а что если мне показалось, что этот человек меня ненавидит, потому что он злокачественный антисемит? Может он просто занят своими делами? Или он раздражен какими-то своими событиями? Или ему сейчас неудобно со мной разговаривать? Или ему просто не нравится громкость моего голоса? Или я не замечаю, как уже полчаса отдавливаю ему ногу?
Вариантов интерпретаций может быть великое множество, и само знание об этом помогает увидеть внутренние детерминанты (собственные чувства и потребности), которые диктуют те или иные смыслы происходящего и, осознав их, посмотреть, что происходит с другим или вокруг меня, если я допущу, что мой первоначальный смысл не верен, что это мой персональный сон о происходящем.
Если вы допускаете, что ваши значения могут быть не верными, у вас намного больше шансов встретиться с другими. Такой подход к интерпретации событий (не доверять, а проверять), безусловно, более тревожный, поскольку у вас нет уверенности в том, что все обстоит так, как вы думаете. Поэтому большинство людей предпочитает не сомневаться в собственном восприятии. И чем сильнее внутренняя неустойчивость, тем больше человек хватается за свои смыслы, подбирая для них аргументы, чтобы убедить себя, что все именно так, как ему показалось.
Как же в такой ситуации определить, какое значение является верным?
1. Ясно чувствовать свои собственные чувства и потребности (тело является самым верным подсказчиком), чтобы убедиться, что я не проецирую на другого свои собственные переживания.
2. По обратной связи от окружающих: если два и более человека видят феномены, которые вы отрицаете - похоже, у вас слепое пятно в этом месте.
Приходите тренироваться
http://rubstein.ru АПД. Что касается слова "осознанность", употребляемого в духовных практиках, речь идет о том, что до тех пор, пока человек не осознает и не принимает свою природу, он действует автоматически, как робот, во сне. Собственно, в этом тексте я просто развернула подробно, как это происходит.
Пробужденный - значит "осознающий себя в связи со своей природой и природой в целом".