апологетика осипова, - или -- или ? часть 2/4

Feb 16, 2016 19:48

часть 1 -- http://rus-vopros.livejournal.com/6098092.html
часть 2 -- http://rus-vopros.livejournal.com/6097740.html
часть 3 -- http://rus-vopros.livejournal.com/6097588.html
часть 4 -- http://rus-vopros.livejournal.com/6097373.html

2. Далее: Если мы понесем наказание от кого-то в том, что не делали и не знали даже о сем предмете, праведно ли такое? Даже по законам человеческим, сие - не праведно.
Не выше ли несказанно Божье правосудие человеческого?
Но кто говорит о Боге как о человеке, тот клевещет на Бога.

[Spoiler (click to open)]

Обратимся к устам чистым, святым устам Сирина Исаака ( чистый сердцем Бога узрит), о изобличении братьев своих: ("Подлинность Бесед, входящих во 2-й том сочинений преп. Исаака не вызывает сомнений: их стиль
и язык, грамматика и синтаксис, терминология и тематика неопровержимо свидетельствуют об авторстве Исаака. В некоторых местах автор ссылается на свои сочинения из 1-го тома; кроме того, две Беседы из 2-го тома идентичны двум Беседам из 1-го тома." Иларион (Алфеев).
"... Если решился ты совершенствоваться в добродетели, то лучше сиди в келлии твоей и занимайся спасением жизни твоей, ожидая исхода твоего из мира, как человек, который знает, что он смертен. Следи за помыслами своими и не думай о ком-либо и не смотри ни на кого как на дурного: в другое время по-другому увидишь ты его - того, кто сейчас кажется тебе дурным. Поэтому не следуй помыслам, которые показывают тебе то, что хотят. Если есть любовь, она покроет также ошибки; отсутствие же любви происходит от помрачения души.
Кто ближнего своего не любит, но говорит, что любит Бога, тот, сам того не сознавая, полностью сбился с пути. Ничто так не прогневляет Бога и не противно Ему, как , который, сидя в келлии, думает о своем товарище:
и сделал он келлию свою судилищем, а сам он - судья, и судит он недостатки других. И считает он себя кающимся и говорит в молитве: "Как я простил, так и Ты прости меня".
Если тот, кто судит должников своих, вызывает на себя великое осуждение правосудия Божия, что же случится с нами, когда судим мы дела на расстоянии? Если не можешь ты видеть недостатки и слабости других,
но упорствуешь в таких мыслях, тогда убирайся куда-либо в другое место. Но как возможно нам видеть всех хорошими, если не обладаем мы безмолвием?
Будь мирным и смиренным, дабы для каждого нашлась милость.В соответствии с деятельностью сердца изменяются внешние обстоятельства - на добрые, или на искушения. Не будь обличителем или исправителем кого-либо, не будь ревнивцем или раздраженным в душе твоей. Человек, чей разум ревнив и постоянно возбужден против людей, не может удостоиться того духовного мира, в котором зарождаются прозрения относительно доброты Божией к мирам. Ибо от рассеянности разума появляется в человеке ревность, поскольку оставлен он думать о делах всех,словно корабль, не имеющий кормчего.
Человеку, который думает о злых делах людей и ревностью, невозможно стать мертвым для мира.
По двум причинам бывает человек постоянно облеченным в ревность о поведении других людей: или по гордости, или по глупости. Без этих двух человек не может преисполниться ревности или потому, что его собственные пороки в глазах его менее значительны, чем всех , - а, может быть, он думает, что у него их нет
и что поэтому он способен всех приводить к истине; или он считает, что он - друг Божий, когда ненавидит грешников: это поистине безумный образ мыслей, совершенно чуждый всякому познанию Бога. Не знает он, что святые принимали смерть всех родов ради злодеев и убийц - чтобы любовью вывести их на путь к Богу.
Те, кто познал Промысел Бога и кто полностью удостоился разуметь волю Его, умирают ради грешников,
по подобию Сына Божия.
О Христос! Возвышена сила наслаждения надежды Твоей над человеческой мыслью!
Посей же надежду Твою в помыслах моих, дабы через ощущение Тебя освободился разум мой от взирания на земные. Невозможно, Господи, для него освободиться от блуждания по земным , кроме как через размышление о Тебе; и невозможно видеть кого-либо плохим, если только не полностью чужд познания надежды Твоей,
и зрение его не приковано к земле, как у моли.
Удостой меня, Господи, умереть для всего; и в этой мертвости для всего да удостоюсь я восприятия тайны новой жизни.
Господи! Никогда те, кто живет для мира сего, не удостаивались ощутить то знание, но только те, кто стал мертвым во время своей жизни ради этой истинной надежды, уготованной , и кто на всякое время молитву
со слезами приносит Богу, с сильной любовью молясь о том, чтобы никто из рода человеческого не был оставлен вне того наслаждения. Вот образ мысли святых; и вот причина сокрушения, которое постоянно присутствует в разуме их; и вот молитва их, которую на всякое время приносят они Богу. И с этой волей получают они дар, с которым не может сравниться мир, от той богатой сокровищницы Божией. Блажен человек, который познал то, что рождается от любви к людям, и то, насколько сострадание возвышает душу! ..."
(Воззрение Исаака Сирина на данный вопрос о муках вечных и невечных: "Беседа 40).
+++
Снова о духовном созерцании - Слово, в котором подтверждаются и уточняются вопросы, касающиеся созерцания Божественных тайн, посредством сокровенной и таинственной вдохновляющей его силы во имя Христа, Господа нашего, из Которого изливается источник знания о спасении всех разумных <существ>. Предмет этого слова есть постоянство, неизменность и любовь Божественного Естества в начале и в конце творения.
Что Бог извечно неизменен во всем, чем обладает Он по естеству, и что не изменяется Он по причине того, что происходит в творении - я думаю, что никто из разумных не будет оспаривать это. Каждому, кто обладает разумным мышлением, известно, что даже если в нас происходит изменение, когда взираем мы сознанием на каждое из разумных <существ> и на изменения, происходящие в их поведении, то в сознании Создателя существует единый равный взгляд на все разумные <существа>, и на все творение изливается от Него единая любовь и милость, которые неизменны, вневременны и вечны.
Также не можем мы сказать, что уменьшилась любовь Создателя к тем разумным <существам>, которые стали демонами по причине своего демонизма, и что она меньше, чем полнота любви, <которую Он имеет> по отношению к тем, кто пребывает в ангельском состоянии, или что любовь Его к грешникам меньше, чем к тем, кто справедливо называется праведниками. Это потому, что на то Естество не воздействует ни происходящее, ни противоположное Ему, и внутри Него не возникает какое-либо случайное движение, которое имело бы свою причину в творении, а не находилось в Нем от вечности; и любовь, которой Он обладает, не есть результат действий, <совершенных> во времени.
Напротив, в сознании Его всякий имеет свое единственное место в чине любви, соответственно образу, который Он узрел в них прежде, чем создал их и все остальные тварные <существа>, прежде, чем замыслил <Он> сотворение мира. Он, Чья любовь не имеет начала, изначально обладал начальным побуждением к сотворению мира. У Него единый чин совершенной бесстрастной любви ко всем им, и у Него единый Промысл как о тех, кто пал, так и о тех, кто не пал. "
"... Премудро установлено это средство Спасителем нашим, Который, поскольку Он благ по естеству, всякого человека хочет спасти такими средствами.
По этому замыслу Благодати,большинство людей войдет в Царство Небесное без опыта геенны. Но не те, кто, из-за ожесточения сердца и совершенного уклонения в лукавство и похоти, не страдает и не сокрушается
о своих ошибках и грехах, поскольку эти <люди> не были наказываемы. Ибо святое Естество столь благо и милосердно, что оно постоянно ищет пусть самую малую причину для нашего оправдания и для того, чтобы простить людям грехи их - как в случае с мытарем, который был оправдан благодаря своей сокрушенной молитве, или с <женщиной и ее> двумя лептами, или с <разбойником>, получившим прощение на кресте. Ибо спасения нашего Он ищет, а не причин для того, чтобы мучить нас.
Поскольку же лицо Его на всякий миг обращено к прощению, Он, пользуясь незначительными и малыми, почти ничтожными средствами, снова и снова посредством кажущихся случайностей и <непредвиденных> обстоятельств изливает на нас обильную благодать, которая, подобно океану, не знает меры. И тому, кто показывает хотя бы малое страдание и волю к сокрушению о происшедшем, Он сразу, в тот же час, без промедления, дарует прощение грехов. Кто способен увидеть все эти <благодеяния>, которые совершены Христом, Господом нашим, для мира? Когда вся совокупность творения оставила и забыла Бога, усовершенствовавшись во всяком лукавстве, по Своей собственной воле и без просьбы <со стороны людей> сошел Он до их жилищ и жил среди них в их теле, как один из них, и с любовью, которая превыше знания и слова всех тварей, Он умолял их обратиться к Нему и показывал им то, что относится к преславному сотворению мира грядущего, - Он, Который еще прежде сотворения миров намеревался даровать твари такие блага! Он простил им все грехи, которые они раньше сотворили, и подтвердил истину этого примирения посредством убедительных знаков и чудес и откровений им о Его тайнах; после всего этого Он снисходит до такого снисхождения, что хочет, чтобы Отцом называло Его грешное естество -прах от земли, презренные люди, плоть и кровь. Без великой любви могло ли это произойти?
Кто же, видя и слыша подобные вещи, подвигнется к воспоминанию о собственных грехах, которые ввергнут его в сомнение такого <рода>: "Простит ли мне Бог, если я прошу Его, те грехи, о которых я болезную и от воспоминания о которых мучаюсь, из-за которых, хотя я гнушаюсь ими, я падаю, но после <того, как они> случились, причиняемая ими боль бывает сильнее, чем даже жало скорпиона; и хотя я ненавижу их, я остаюсь посреди них, и хотя каюсь в них со страданием, снова жалостным образом возвращаюсь к ним".
Вот как, наверное, многие богобоязненные <люди> думают - те, которые заботятся о добродетели, но бывают одолеваемы страстями, которые плачут о грехе, и однако по причине собственной неустойчивости постоянно падают: Они все время живут между грехом и покаянием. Не будем сомневаться в надежде на наше спасение,
о люди, ибо Тот, Кто претерпел страдания ради нас, всячески заботится о жизни нашей; милосердие Его превосходит сознание наше, благодать Его больше, чем <то, о чем мы> просим Его. Ибо десница Господа нашего простерта ночью и днем, и Он следит за тем, чтобы поддержать, успокоить и поощрить каждого, особенно если Он обретает тех, кто переносит даже малое страдание и печаль о том, чтобы грехи их были [прощены] и кто опечален малой степенью своей праведности, которая похищается у них время от времени при борьбе со страстями и с грехом. Пользуясь даже такими малыми средствами, как эти, хочет Он сделать их наследниками Царства Небесного и привести их беспрепятственно в радость Его.
Ибо Богу, Спасителю нашему, слава во Христе Иисусе, Уповании нашем, вместе с поклонением и честью в обоих мирах, которые Он сотворил для нашего упражнения и наслаждения,во веки веков. Аминь."

3. Далее о некоторых, приведенных в вышеупомянутом письме, аргументах:
Немного о черепе жреца, найденном Великим Макарием.
Откуда знать нам, за что горит в аду жрец? За сердце немилостивое, за равнодушие, жадность, обман и так далее, а не только, за то, что - жрец, или, вообще, не за это.
"Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись".
Из сего описания, что может значить для нас - кто мало знал, бит будет мало?
Не то совсем, что наказание будет вечным и бессмысленным, а то: Что закон спасительный дан нам Иисусом Христом, и мы знаем, что немилостивое сердце ( рьяно желающие, например, всем упавшим погибели),
не знало - что немилость есть грех и пагуба! Было черство. Не сожалело о содеянной немилости! Но осуждено не за то, что не знало и не было христианином, а за то, что было немилостиво. Но так как у него, у такого сердца, нет Закона, значит и нет этого греха для него, то такой судится меньше за сей Грех, чем тот, который знал о сем из Писания.
Но за грех судится, а не за незнание!
И отсюда вывод:
Спасению не подлежат только знающие - но милостивые.
А те кто знали что немилость грех, но оставались таковыми, подлежат большему за то наказанию, читаем Апостола Павла.
Тем и отличается радость спасения Христианина от нехристианина, что ему открыты Законы, исполняя которые он может легко спастись!
Нехристианин не знает этих Законов, не имеет той возможности отличить и понять , где путь ко спасению, а где погибель. И потому Ему, нехристианину, намного сложнее спастись.
Мы, христиане, тем отличаемся прежде всего, что знаем Закон Любви:
ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО.
Господь сам - Евангелие, Сам есть Дверь, Сам - Спасение, Сам есть Закон ...
И Он говорит нам: Милости хочу , а не жертвы. Все Писание повторяет Христос Слова, наделяя их точными примерами:
МИЛОСТИВЫЕ СПАСУТСЯ!
Он говорит нам, осуждающим на сожжение неверных и недобрых :
"Не знаете, кого вы духа".
А мы знаем, какого мы духа?
Это ли дух любви? : Все погибнут, а мы спасемся?
Не властен ли Господь сокрыть от нас, непонимающих земного, не то что небесного, все, что произойдет с нами по личной нашей смерти? Сокрыть для нашей пользы, дабы не умножился грех наш. Мы должны верить не только в Бога, НО И БОГУ.
"... Или глаз твой завистлив, от того, что Я добр?"
Не зависть ли в том, кто боится спасения ВСЕХ? (отличается ли Спасение от Высшего Блага Господнего - Царствия Небесного? ". Царствие Божие включает в себя спасение души и тела и Жизнь Вечную, как Высшая форма пребывания с Богом в Радости его: " У моего Отца Обителей много ... " )
Вы подумайте, о чем ратуете? Те, кто не как мы- погибнут!
Не наоборот ли говорил сапожник из Александрии, снискавший похвалу Господа и поставленный в пример Антонию Великому: "Все спасутся, а я погибну? "
Какой болезненной гордыней надо обладать, чтобы утверждать: мы спасемся, а все иные погибнут!
Не знаете, какого вы духа... Но это не Дух Святой.

4. Далее: Вспомните разбойника правого. Ведь он не только спасен, но и в рай вошел без промедления!
Что, разве Господь не может без нас и, данных Им же ритуалах, спасать угодивших Ему?
Когда, как и чем очистится человек и соделается, с Божьей помощью, возможным пребывать с Богом, это знает только Бог- Сердцеведец!
Ты, человек, не можешь заглянуть в сердце того, кого осуждаешь на погибель! Опомнись.
Господь в Евангелие говорит неустанно о погибели ТЕХ, кто не следует Заповедям Его;
кто может креститься и не желает сделать это;
в силах следовать Богу, но не следует;
знает, что надо делать для спасения и не делает.
Но как мы можем утверждать, что Бог не в силах и не имеет желания Спасать того, кого Он желает спасать?
А как вам знать, кого желает спасти Христос? Савла? Разбойника? Детей некрещеных? Того, кто милостив от сердца, но не знает имени Его? Он говорит нам о тайне сей устами Давида: " сердце смиренное и сокрушенное Господь не уничижит ..."
Итак, все цитаты, что приводите в пример, трактуются, в зависимости от состояния вашего сердца.



вера, христианство, православие, осипов, апологетика, руский вопрос

Previous post Next post
Up