Дело режиссеров. А был ли мальчик?

Jun 03, 2013 12:25

Ну раз уже ходит по инету...

Уже и на Лурке есть:

"В художественном фильме "Гений" 1991 года есть эпизод , где некий директор «Театра на полатях» был застукан в одном номере с официантом. Этот эпизод тонкий намек на «Театр на досках», возглавляемый в то время лично Кургиняном."

image Click to view



Расскажу предысторию.

Впервые на этот эпизод обратил внимание igor-max63 ещё в феврале прошлого года:
http://ruscesar.livejournal.com/490095.html?thread=7268207#t7268207

Но тогда мы ещё ничего не знали об этой стороне жизни фигуранта. Даже и не думали. Но в марте этого года, после расследования " Дело режиссеров", вспомнился и этот фильм.

Куда вели эксперименты

Кремер: Недавно появилась информация, что движение Кургиняна, его счета находятся на Кипре.
Федоров: Вся российская политическая система является иностранным агентом с 91 года.

1987 год - год начала активной фазы горбачёвских реформ. В общественной жизни - провозглашение гласности, в экономике - появление негосударственных форм хозяйствования (совместные предприятия, кооперативы) и расширение самостоятельности государственных предприятий. В международной политике в этом году также произошёл существенный сдвиг - отношения СССР и США заметно улучшились.

В 1987 году четыре Экспериментальные студии - Розовский, Спесивцев, Кургинян и Щепенко - стали участниками малого эксперимента. Они получили статус "театр-студия на хозподряде".

В этом ряду разные источники называют ещё Беляковича и его закрывавший в 1982 году приказом Министерства культуры СССР "Театр на Юго-Западе", и Киселева, оставшегося в 90-ом году в Канаде. Но чаще всего именно тех четверых выше.
Марка Розовского и его антисоветские взгляды, думаю, вам представлять не надо, про Спесивцева мы уже подробно писали, про православный театр Михаила Щепенко найдете сами. Что за эксперименты проводились над зрителями в этих театрах, умолчим.

Но вы должны понимать, что подобные эксперименты могли проводиться только под "крышей" и попечительством соответствующих органов.

Кургинян: меня закрывали раз 12 по идеологическим мотивам (досмотрите до конца)

image Click to view



Очень интересное кино. Обратите внимание, как они оба засуетились при вопросе, что за скандалы были в ваших театрах? Наперебой стали рассказывать про "маразмирующию цензуру", не дававшую показывать, как коммунисты бабушек топили. Толи дело в 87 году, когда их театры получили особый статус.

Итак, Спесивцева крышевал Бугаев, Кургиняна - Грунин.

По сути дела, вся моя сознательная творческая жизнь связана с Игорем Борисовичем Бугаевым.

Когда-то в далеких 70-х я был избран первым секретарем райкома комсомола Красной Пресни, но тогда я не знал, что самая большая ответственность - это не столько быть первым секретарем, сколько работать под руководством Игоря Борисовича. Что только он не выдумывал! Что только он не требовал! Какие только интересные слова в свой адрес я не слышал! В этом-то и был весь смысл. Скучать не приходилось, а более того, рождались новые мысли для того, чтобы реально стать первым. При Игоре Борисовиче, на мой взгляд, лучше всего жилось на Красной Пресне творческой интеллигенции. То, что он был человек творческий, ни у кого сомнений не вызывало. Потому что корнями он уходил в “Московский комсомолец”, главным редактором которого он был. Ну, конечно, задолго до того, как стал первым секретарем райкома КПСС Красной Пресни.

Прошли годы. Неожиданно я стал главным редактором “Московского комсомольца”. Значит, есть что-то перекрестное в сплетении судеб.

Игорь Борисович долгие годы руководил культурой Москвы, уже в демократические времена, не менее сложные и ответственные, чем прежние. И надо сказать, что каждая встреча с ним сейчас - это воспоминание о фантастически интересном времени, когда мы работали вместе, когда одно только произнесение имени этого человека заставляло мое сердце втайне сжиматься, но в то же время позволяло мне с гордостью говорить: “Я работаю с Игорем Борисовичем Бугаевым”

Павел ГУСЕВ, главный редактор “Московского комсомольца”



Комментарии излишни. Но если надо ещё, пожалуйста:

"ЗАВТРА". - Кто такой Порватов? чем прославился?

В.С. Порватов, Андрей Евгеньевич, был помощником Бугаева. Бугаев Игорь Борисович со времён Горбачёва-Ельцина был руководителем московского Департамента культуры. Он финансировал, это еще 90-е были, эротический театр Демидова, например. Сейчас тоже есть такой. Называется Концептуальный театр Ганина. Но все знают, что это эротический театр. Кстати, успешный по меркам Капкова, дает гастроли по городам России, делает сборы.

"ЗАВТРА". - Это мюзик-холл такой?

В.С. - Какой мюзик-холл! Театр. Эротический, чтобы не сказать порнографический театр. Полуобнаженные и обнаженные артисты-любители показывают брутальный экшн.
http://zavtra.ru/content/view/remont-klasteryi-i-rezidentatura/
http://www.peeep.us/d833311c

Чтобы вы поняли, о чем идет речь: самый невинный отрывок.
Концептуальный театр Кирилла Ганина



О защитнике Кургиняна товарище Грунине, сотруднике райкома партии Краснопресненского района, там же, где по удивительному совпадению приютили "Театр на Пресне" Спесивцева, вы можете прочитать в воспоминаниях о последних годах жизни Молотова. Рекомендую почитать, очень интересно. Отрывки, 1986 год, когда Молотова не печатали распоряжением ЦК:

- Сейчас идут большие изменения. Есть ли уверенность, что мы выстоим? Я имею в виду дело социализма. Сейчас это во многом будет зависеть от отношения к Сталину.

- Мне сказали в ЦК, что в 1920 году на бюро Нижегородского губкома вам было вынесено партийное порицание за интриганство.

- Было, - отвечает Молотов. - Я выступал там против местных работников. Нет, не за интриганство они меня, а они хотели утвердить свою линию обывательского типа, ничего особенно не трогать, никого не задевать… Это 1920 год. А в 1921-м по предложению Ленина я стал Ответственным секретарем ЦК - после этого порицания от Нижегородского губкома.

- Еще говорят: Ленин назвал вас «каменной ж…»

- Знали б они как Ленин других называл! Ленин ввел меня в Политбюро - первым кандидатом!...

- Мне в ЦК сказали: Сталин и Молотов действовали не убеждением, а наганом, троцкистскими методами. Вот Троцкий так же расстрелял Думенко и Миронова…

- Мы к этому не имели отношения.

- Сталин и Молотов поступали также. Погибли Тухачевский, Блюхер… Почти весь XVII съезд уничтожили…

- Ну, ну. Это обывательская душа, мелкобуржуазная, хрущевская - она живет. И не хочется быть обывателем в политике, а тянет.

- Когда я им заметил, что у нас, кроме Ленина, в истории страны не остается ни одного хорошего руководителя, мне сказали «Андрей Андреевич Андреев, Шверник…»

Молотов от души рассмеялся…

Я привел этот отрывок, чтобы вы понимали, какие настроения в ЦК были уже в 1986 году, кто туда пришел. А потом о Грунине очень много, его записке, где он критикует партию и требует убрать её с руководящей роли:

В прошлый раз я принес ему многостраничную записку, написанную работником Краснопресненского райкома партии Е.Ф. Груниным. Молотов с интересом читает ее.
Автор записки пишет о том, что при Ленине Совнарком сосредоточил всю полноту хозяйственной, экономической и административной власти, а партия была помощницей.

- При Ленине - да, - говорит Молотов.

- Ленин в одном из писем Молотову в марте 1922 года писал:
«Наконец, необходимо разграничить гораздо точнее функции партии и ЦК, Советской власти…» А сейчас слишком много отдали партии.

- Попробуйте руководить иначе. Он критикует правильно в большинстве случаев, но выводы сделать не может. Это трудно, - говорит Молотов.

- Он предлагает оставить за партией общее руководство работой государственных органов без мелкого вмешательства.

- Это трудно осуществить в наших условиях, - говорит Молотов, - трудный вопрос.

- Он хочет докопаться, почему люди плохо работают.

- Потому что мы плохие коммунисты, мы еще плохие коммунисты в большинстве. И слава богу, что все-таки находятся какие-то силы, которые при всех недостатках и при слабом понимании всего комплекса вопросов все-таки держались за какое-то ядро партии и удержали… Мы не обращаем внимания на то, что требование для социализма и коммунизма оказалось одинаковым - от каждого по способностям. Это недостаток, и придется в нем каяться. А лучше, чтоб этого не было и чтоб разобраться вовремя, вот я не успел это написать, потому что надо точно сформулировать. Уже немножко тяжело работается…

Да, надо усиливать роль Советов, но сразу у нас это не выйдет. Мы во всем нуждаемся, по крохам собираем, чтобы помогать каким-то отраслям промышленности, бытовым делам, но сделать многое пока не можем. Нам надо усиливать основную линию партии, чтобы обыватели не взяли верх. Отдыхать найдется немало желающих. М-да.

26.01.1986

…В следующую нашу встречу Молотов продолжил разговор о записке Грунина:

- Эту записку я прочитал еще раз. Она кажется не совсем ясной. Он почти считает, что не получилось ничего, никакого социализма нет. Он между крайностями колеблется.

Захотите, дальше сами по ссылке вверху дочитаете. Крайне интересно.

Фото товарища Грунина нам найти не удалось. Почему-то его фото отсутствуют. Проверьте сами:
http://www.gitis-club.ru/alumni/1252.html выпускник ГИТИСа
http://www.e-learning.by/Event-Participants/ElBySummer2011/ELearning.html

Но зато мы узнали, что он худрук ЭЦ Арт-Кредо. Театр-лаборатория «Живая вода» (вторая ссылка). Ещё один Экспериментальный, как оказалось, театр.

Вот его рекламируют в Венгрии какие-то педофилы:
http://grantboons.ru/review/vengerskijj-kulturnyjj-centr-feat-unik.htm

Вообще, заметил интересную особенность: все вышеперечисленные театральные режиссеры до сих пор работают в театрах и у всех театров есть свой сайт. Кроме кургиняновского. У него он в рамках корпорации:
http://www.kurginyan.ru/theatre.shtml

Про его знаменитый экспериментальный театр информации практически нет. Что крайне странно. Театр есть, а истории театра нет. И режиссера Кургиняна нет. Если не считать весьма куцей информации:

В 1967 г. после окончания школы с золотой медалью С.Е.Кургинян поступил в Московский геологоразведочный институт им. С.Орджоникидзе на геофизический факультет.
В 1968 г. организовал любительский театр "На досках".
В 1972 г. окончил институт с отличием по специальности "Инженер-геофизик". Дипломную работу защищал по проблемам распознавания образов в особых метрических пространствах и решению некорректно поставленных обратных задач.

В 1973 г. поступил в аспирантуру Геологического института АН СССР, в 1974 г. переведен в аспирантуру Института океанологии АН СССР.

В 1976 г. закончил аспирантуру и в 1978 г. защитил диссертацию. Присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук. Кандидатская диссертация была посвящена пионерным разработкам в области теории решения обратных задач при анализе информационных полей, описываемых линейными и нелинейными операторами. Желающим почитать найти её так и не удалось. Ну да бог с ней.

С 1974 по 1984 г. - будучи научным сотрудником в Институте океанологии АН СССР, С.Е.Кургинян работал над докторской диссертацией, посвященной проблемам решения обратных задач при анализе информационных полей, описываемых существенно нелинейными операторами, а также проблемам устойчивости сверхсложных динамических систем.

В 1984 - 1986 гг. - работал научным сотрудником в Московском геологоразведочном институте.
Научные интересы: теория катастроф, математическая экономика, математическая политология, стратегическая теория игр, теория устойчивости сверхсложных систем.

К этому времени Кургинян уже являлся создателем и руководителем театра "На досках", одного из самых известных авангардистских, нонконформистских театров в Москве. С этим связано его поступление в 1979 г. на заочное режиссерское отделение Театрального училища им. Щукина, которое Кургинян закончил с отличием в 1983 г. по специальности "режиссер". За годы существования театра официальное "культурное руководство" 14 раз пыталось закрыть неугодный театр. Его постановки, во многом спорные, экспериментальные, включали в себя элементы исследовательской работы как в области театральной техники и актерского мастерства, так и в области психологии, социологии, лингвистики, философии и методологии. Тематика спектаклей отличалась высокой степенью актуальности и нестандартными подходами к решаемым проблемам. В качестве примеров можно упомянуть такие работы, как "Компенсация" - спектакль, посвященный судьбам ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, и "Стенограмма" - поставленный по документальным материалам XIV конференции ВКП(б) спектакль о "судьбе коммунизма" в истории нашей страны. Получивший большую известность и международное признание, поставленный в 1986 г. спектакль по "комедии" А.С.Пушкина "Борис Годунов" в европейской прессе был назван "пьесой о крахе первой русской перестройки". Естественно, что подобный театр, не вписывающийся в общепринятые каноны (даже "перестроечные"), был объектом пристального внимания руководящих культурой официальных структур, и только усилиями и поддержкой ведущих деятелей тогдашней советской культуры и лучших представителей советской интеллигенции удалось его сохранить от разгрома.

Опять. 14 раз закрывали. А уж защита представителей культуры и интеллигенции, сохранивших его от разгрома - что же это за антисоветскую и диссидентскую деятельность развел Кургинян? Да он был опаснейшим антисоветчиком походу, костерившим "маразмирующий сталинизм" (С легендой, что Кургинян все эти годы был последовательным коммунистом, покончено).



А сегодня он такой антикапиталист, что его крутят на всех каналах, а президент на чаёк забегает. Всё это напоминает рассказы Спесивцева про "тупых" коммуняк. И, наверное, за эту его антисоветскую деятельность горбачевцы отблагодарили:

1 января 1987 г. - приказом Главного управления культуры Мосгорисполкома С.Е.Кургинян был назначен художественным руководителем-директором Московского театра-студии "На досках", обретшего с этого момента статус государственного. Ему предоставили комплекс помещений во Вспольном пер. г. Москвы, открыв финансирование на их реконструкцию.

Сами назначили во время начала активной фазы перестройки. Наделив статусом государственного.

Отзывов о театре нам найти не удалось, кроме отобранных самим Кургиняном на его сайте. Но даже здесь, мы можем прочитать весьма симптоматичный:

Статья из студенческого журнала Campus (#7, 2008)
Надежда Абрамова
МОДНЫЙ ТЕАТР. ИСКУССТВО С ДВОЙНЫМ ДНОМ

...Вечер, я и мой друг идём по Вспольному переулку, мы ищём дом 21. Ура! Мы у входа, на двери одно единственное слово "ИЗНЬ". Двери открываются, и мы заходим внутрь, перед нами металлоискатель и два здоровых охранника. Мне становится немного не по себе. Всё так загадочно... в голове проносится сумасшедшая мысль: А вдруг это какая-то секта!!!? Сейчас зайдём в эти двери и больше никогда отсюда не выйдем.
http://www.kurginyan.ru/theatre.shtml?cat=18
http://www.peeep.us/1cae29ba

Вру, нашли один на независимом ресурсе:



Правда внизу чуть ниже мы узнаем, чем занимается Бочаров Денис:



Театр Кургиняна - всего лишь ширма, за которой скрывается другая деятельность. Раз в месяц (бывает и реже) они дают спектакль, чтобы оправдать финансирование из московского бюджета.

Когда же театр стал ширмой?

А был ли мальчик?

Так ли уж важен этот вопрос после всех уже открывшихся фактов деятельности Кургиняна?

Ну, один "милый мальчик" в жизни Кургиняна точно был. Вот как он вспоминает, как повлиял этот мальчик на судьбу театра:

...однажды у меня произошел такой, в общем, смешной момент. Ну, это же все студенческие дела, богема. Мы собрались на Новый год, и нужно было открыть бутылку вина. И один из моих актеров, очень милый мальчик, не найдя ничего другого, подушки и штопора, обо что выбить пробку, увидел только что переплетенный с большим трудом новый сценарий. Он положил его вот так к стенке и начал об него бутылку открывать. А я сидел и смотрел. Через два дня я разогнал этот театр, человек 25, и собрал 7 человек у себя на кухне.

http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=add&cat=2&id=25
http://www.peeep.us/cffd4613

Новый год отмечают люди. Студенты и Кургинян, которому в 80-ых шел четвертый десяток.
Нет ни штопора, ни вилки, ни ложки, ни ножа, ни спинок у стульев, стульев тоже нет. Нет ничего, чтобы бутылку открыть. Есть только милый мальчик, бутылка вина и сценарий Кургиняна. И Кургинян, наблюдающий эту картину. Впечатляющая картина Богемы.

А через 2 дня после празднования Нового года от театра осталось 7 человек и те - на кухне.

И всё из-за милого мальчика.

Вот, собственно, и всё, что я пока могу сказать. Выводы делайте сами.

А лучше не берите в голову, в биографии Кургиняна есть много других интересных вещей. Наиболее полная его биография собрана здесь. Пошли подвижки и здесь - биография Сергея Ервандовича стала переосмысливаться.

P.S.

Спесивцев: Я - друг Кургиняна.

image Click to view



Только задайте себе вопрос: а что, разве Кургинян не знает о Спесивцеве? Не может не знать. Тогда...

Кургинян, фильм

Previous post Next post
Up