Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
С дозволения Аллаха в этой статье мы изучим вопрос о том, насколько иудейская община наших дней может претендовать на роль «праведных сынов Ибрахима (Авраама)». Как уже было доказано (см.
Мусульмане, христиане, иудеи… Чьё название от Бога?), ни один из пророков Аллаха не был иудеем и не давал это имя кому-то из людей. Мало того, нынешние иудеи так же далеки от религии их «библейских патриархов», как крестоносцы были далеки от религии Исы (мир ему) и его апостолов. Доказательства первого находим в евангельских словах Иисуса:
«Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить меня, потому что слово моё не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить меня, человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал» (От Иоанна, 8:37-40).
Но главный факт, который иудеи сокрыли от человечества (в том числе и от рядовых евреев), - то, кому из потомков Ибрахима Всевышний Аллах обещал победу на всей земле незадолго до наступления Часа (то бишь до Дня Божьего правосудия). В библейской «Книге Бытия» читаем:
«И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Бытие, 22: 15-18).
Иудейские книжники исказили текст Танаха («Ветхого Завета»), представив дело так, будто бы Аллах повелел Ибрахиму пожертвовать младшим сыном Исхаком (Исааком) и именно на его потомстве сбудется это великое обещание Господа миров. Однако из той же Книги Бытия мы знаем, что первым сыном Ибрахима был Исмаил (на 13 лет старше Исхака), доживший до самой смерти отца, и что они оба никогда не отрекались друг от друга. Отсюда следует, что Исхак для Ибрахима никак не мог быть «единственным сыном».
Более того, ещё до рождения Исхака Аллах обратился к любимому пророку Ибрахиму с очень похожими словами:
«И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама (раба Моего), что хочу делать! От Авраама точно произойдёт народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путём Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом (всё), что сказал о нём» (Бытие, 18:17-19).
А перед тем, как благословить, Он заключил с ним и его сыном завет:
«И пал Аврам на лицо своё. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя (в роды их): да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Бытие, 17:3-11).
Выслушав это, Ибрахим немедленно исполнил Его волю:
«И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рождённых в доме своём и всех купленных за серебро своё, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Бытие, 17:23).
Итак, эту речь Аллах возгласил над Ибрахимом и Исмаилом, мир им обоим, скрепив завет с ними через обряд обрезания. Элементарная логика подталкивает нас к выводу: Всевышний предсказал, что первый станет «отцом множества народов» благодаря Исмаилу (точнее, его потомкам), а не Исхаку, которого тогда ещё и на свете не было.
Однако ниже в Библии говорится:
«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Бытие, 22:1-2).
Отрёкся ли Ибрахим к тому времени от первенца Исмаила, которого он обрезал по приказу их Господа? Если да, то что послужило причиной этого? И почему из дальнейшего текста мы вдруг узнаём, что Исмаил (мир ему) участвовал в похоронах отца:
«Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный (жизнью), и приложился к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре» (Бытие, 25:7-9).
А до этого мы находим, что ангел, посланный Аллахом к Хаджар (Агарь), матери Исмаила, фактически подтвердил Его обещание, данное Ибрахиму, - что тот обретёт через старшего сына великое и необъятное потомство:
«И сказал [ей Ангел Господень]: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идёшь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твоё, так что нельзя будет и счесть его от множества. И ещё сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твоё; он будет между людьми воинственным человеком; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицом всех братьев своих» (Бытие, 16:8-12).
Многие христианские богословы перевели еврейское «пэ́рэ ада́м» (פֶּרֶא אָדָם), которое означает воинственного человека, по-своему: дикий осёл! На деле Аллах предсказал, что Исмаил станет искусным стрелком, о чём говорится в той же Книге Бытия. В Септуагинте (древнейшем греческом переводе Танаха) Исмаил назван сельским человеком.
«И услышал Бог голос отрока (оттуда, где он был); и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ» (Бытие, 21:17-18).
Перед нами стоит выбор одного из двух - либо принять абсурдную версию о том, что Ибрахим по непонятной причине отрёкся от старшего сына, чего не делал никто из пророков (например, Ной не отрекался от родного сына Кан'ана, невзирая на неверие того); при этом Сам Аллах не отрёкся от Исмаила, отвечая на его мольбы. Либо мы выбираем версию о том, что Ибрахим хотел принести в жертву Аллаху Исмаила, а правду об этом от нас сокрыли еврейские книжники, чья подлость обличена и в Евангелии, и в Коране.
«Он (Ибрахим) сказал: "Я ухожу к моему Господу, Который поведёт меня верным путём. Господи, одари меня (потомством) из числа праведников!" Тогда Мы обрадовали его вестью о кротком юноше. Когда он достиг (того возраста), чтобы проявить усердие вместе с ним, он сказал: "Сынок мой! Поистине, я видел во сне, что закалываю тебя. Поразмысли, что ты думаешь (об этом)?" Он сказал: "Батюшка мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты убедишься, что я буду терпелив". Когда они оба покорились (Аллаху), и он уложил его (сына) на бок, Мы воззвали к нему: "О Ибрахим! Ты оправдал сновидение". Воистину, так Мы воздаём творящим добро. Воистину, это и есть явное испытание. Мы выкупили его (сына Ибрахима) великой жертвой» (Коран, 37:99-107).
Наиболее правильное мнение гласит, что в этом отрывке речь идёт об Исмаиле, поскольку о радостной вести рождения у Ибрахима младшего сына Исхака Аллах говорит лишь в 112-м аяте той же суры - безо всякой связи с предыдущим. Об этом свидетельствует и Праздник жертвоприношения в честь данного события, который арабы Хиджаза отмечали с глубокой древности (и который отсутствовал у израильтян).
Становится понятен и смысл библейского стиха: «…и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Бытие, 17:8). Если бы Аллах имел в виду только потомков Исхака, то тогда выходит, что Он почти на 2000 лет нарушил данное им обещание. Однако всё встаёт на свои места, если мы примем в расчёт умму Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который был одним из потомков Исмаила.
Наконец, если все предсказания Аллаха о великом и необъятном народе, в котором благословятся все народы Земли, касались только Израиля, то возникает закономерный вопрос - куда делся этот народ? Неужели это те евреи, которые со времён Иудейской войны скитаются по разным странам и материкам, преследуемые и угнетаемые «гоями» (вплоть до неприкрытого геноцида)?
Нравится это кому-то или нет, но пророчество ангела о благодатном семени Ибрахима сбылось на потомках Исмаила (мир им обоим), чья религия стала мировой, а язык - международным. И нынешние слабость и разобщённость арабо-мусульманского мира - не более чем период испытаний Аллаха, которых в истории было уже немало (см.
Эпоха великих испытаний). Однако Аллах никогда не позволял и не позволит Его врагам «загнать» Ислам и арабский язык назад в Аравию или покуситься на святыни Медины и Мекки.
И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и сподвижников.