Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Мы уже знаем, какими методами
Аллах подсчитывает деяния Его рабов. Есть ещё одна важная деталь: передаётся от Абу Бурды, что он несколько раз слышал, как Абу Муса аль-Аш'ари говорил:
"Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб (Аллаха) заболеет или будет в пути, то ему запишут (праведные дела), подобные тем, что он совершал, будучи здоровым оседлым жителем»" (аль-Бухари, Абу Дауд, Ахмад).
Речь идёт о благородных писцах-ангелах, повсюду сопровождающих человека. Что касается хадисов:
«Ангелы не входят в дом, где есть собака или изображение» (аль-Бухари, Муслим);
«Три (типа людей), к которым не приближаются ангелы: труп неверного, мужчина, умащённый благовониями (с шафраном), и осквернившийся, пока он не совершит омовение» (Абу Дауд),
то сказанное в них относится только к ангелам милости и благодати (подробнее
здесь).
Хадисов о благих поступках, записываемых тому, кто не содеял их по уважительной причине, множество:
"Привёл ат-Табарани со слов Са'ида бин Аби Бурды, (рассказавшего) от его деда через отца: «Поистине, Аллах запишет больному наилучшее из того, что он делал в состоянии здоровья, пока тот остаётся скованным (болезнью)». И в хадисе Аиши, который есть у ан-Насаи: «Если кого-то из людей, (привыкшему вставать на добровольную) молитву ночью, одолеет вопреки этому сон или боль, то ему непременно запишут награду этой молитвы, а его сон станет для него милостыней». Ибн Батталь сказал: «Всё это (относится лишь) к добровольным молитвам, что же до обязательного намаза, то он не спадает (с мусульманина) во время поездки и болезни, Аллах же знает лучше». Ибн Мунир оспорил это его (мнение) тем, что расширил (смысл хадиса), ибо нет причин не вносить туда обязательные виды поклонения. Ведь тому, кто не смог соблюсти их в полной форме, будет записана награда за те (действия), на которые он не был способен - как, например, намаз больного, (молящегося) сидя, которому запишут награду стоящего" («Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара,
6/137).
Поэтому шейх Такыйю-д-Дин ас-Субки сказал:
«Тот, чьей привычкой было молиться сообща, но он вдруг столкнулся с затруднением и помолился в одиночестве - ему будет записана награда коллективного (намаза). Тот же, для кого это не было привычкой, но он захотел участвовать в коллективном (намазе), однако столкнулся с затруднением и помолился в одиночестве - ему будет записана награда за его устремление, но не за коллективную (молитву)» (там же).
Таким образом, у мусульманина, строго следующего сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), праведные дела не прерываются ни на день - в каких бы условиях он ни находился. А если кто-то возразит хадисом:
«Перо (записи деяний) поднято над (свитками) трёх: спящего, пока он не проснётся, малолетнего, пока он не повзрослеет, и сумасшедшего, пока он не образумится» (ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад; достоверность подтвердили аль-Хаким и аз-Захаби. См. «аль-Мустадрак»,
2/321),
то в нём говорится лишь о записи грехов (есть история о том, что Али поведал сей хадис Умару, когда тот хотел казнить безумную женщину, совершившую прелюбодеяние). Как сказал имам Ибн Хузейма:
«(Пророк, мир ему и благословение Аллаха), имел в виду перо, (записывающее) грехи и проступки совершеннолетнего, если он сотворил это, но не перо, якобы отнятое от записи благих поступков ребёнка, когда он делает их» («Сахих» Ибн Хузеймы, 2/1427).
Доказательство этого - хадис от Ибн Аббаса, что однажды какая-то женщина, взяв на руки своего ребёнка, подняла его к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и спросила: «О Посланник Аллаха, (запишется) ли ему хаджж?» Он ответил: «Да, и тебе будет награда» (Муслим).
Также известно, что Умар бин аль-Хаттаб говорил:
«Малолетнему записываются его добродетели и не записываются его грехи» (см. «Мавахибу-ль-Джалиль» аль-Хаттаба аль-Малики, 1/413 и «аль-Истизкяр» Ибн Абди-ль-Барра, 13/330).
В другом месте Ибн Абди-ль-Барр по поводу этого хадиса сказал следующее:
«Этому нет ни одного возражения, о котором я бы знал, со стороны тех, за чьими словами необходимо следовать» («ат-Тамхид», 1/105).
Исходя из этого же принципа, покойника-безумца, который до потери рассудка был мусульманином или же, страдая этим недостатком с детства, имел родителей-мусульман, хоронят по шариату (см. «Фатава-ль-ляджнати-д-даима», фетва №
17 911). Также упомянутый хадис является сильным доводом в пользу того, что все люди, скончавшиеся в раннем детстве, будут обитателями Рая (см.
Об одном кинофрагменте).
Читайте также:
Зачем Аллаху ангелы-писцы? О ночной молитве Отсутствие зависти и нелюбовь к конфликтам И хвала Аллаху, Господу миров.