Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
У неверующих народов есть широко распространённые понятия «секрет фирмы» и «коммерческая тайна». Это означает, что частная фирма хранит в тайне некоторые важные подробности своего дела, дабы те не пошли на пользу конкурентам. Увы, но мусульмане сегодня переняли от неверных эту практику ведения бизнеса - вплоть до того, что утаивают друг от друга кулинарные рецепты. В погоне за прибылью и прочими мирскими благами они забывают великий хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
"«Есть шесть обязанностей у мусульманина перед (другим) мусульманином». Его спросили: «Каковы же они, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Когда встретишь его, то приветствуй его миром. Если он позвал тебя, то откликнись. Если он попросил у тебя совета, то дай ему искренний совет. Если он чихнул и восхвалил Аллаха, то ободри его (словами “Да помилует тебя Аллах!”). Если он заболел, то навести его. А если он умер, то последуй за ним (за его телом на носилках до кладбища)»" (Муслим).
Как прокомментировал имам ан-Навави:
«Если он попросит у тебя совета, то тебе надлежит дать наставление, не льстя ему, не обманывая и не воздерживаясь от разъяснения совета» («Шарху сахихи Муслим»,
7/295).
Это относится и к тем случаям, когда один мусульманин делится с другим полезным опытом в развитии бизнеса или же советует ему, где и как приобрести более дешёвый (более качественный, более новый и т.д.) товар. Он не скрывает те знания, которые могут пригодиться для других, и не выбрасывает громкие рекламные лозунги типа «У нас всё самое дешёвое!» или «У нас самый богатый ассортимент!» - зная о том, что это не так (см. также
Без обмана!):
"Рекламные объявления о товарах - дело дозволенное и узаконенное в рамках тех норм, о которых я упомяну ниже, ибо эти объявления осведомляют людей о видах товаров, местах их продажи и облегчают им множество дел...
Поистине, ложная реклама товаров, демонстрирующая то, что не соответствует реальности, считается обольщением и обманом. Всё это запрещено в исламском шариате и ведёт к незаконному пожиранию имущества людей. Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Не пожирайте вашего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (Коран, 4:29)" («Фикху-т-таджири-ль-муслим»,
стр. 194. Автор - доктор Хисаму-д-Дин бин Муса Мухаммад бин Афана, профессор Иерусалимского университета, получивший шариатское образование в Медине и Мекке).
Подобные взаимоотношения мусульман, несомненно, повредят их конкурентной борьбе в этом мире, однако станут одной из причин успеха в будущей жизни:
«Если кто-то указал на благой поступок, то ему (уготована) та же награда, что и совершившему это» (Муслим).
Более того, праведные дела мусульманина, который научил людей благому, не прервутся с его смертью (см. также
Любовь к праведным предкам).
С другой стороны, мусульмане обязаны хранить доверенные им тайны, как сказал Аллах:
«О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника, и не нарушайте то, что вверено вам на хранение, в то время как вы знаете, (что это доверенное)» (Коран, 8:27);
«Они - те, которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры» (Коран, 23:8).
Толкование шейха ас-Са'ди:
"Арабское слово «ама́на» («надёжность»; «вещь, отдаваемая на хранение»), относится ко всем обязанностям, которые человек должен выполнять перед Аллахом и перед Божьими рабами. По этому поводу Всевышний сказал: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность» (Коран, 33:72). В этом откровении слово «амана» понимается как «ответственность». Оно подразумевает любые обязательные предписания религии, которые человек должен оберегать, выполняя их надлежащим образом. Безусловно, слово «амана» также относится к вещам, тайнам и многому другому из того, что люди обычно доверяют друг другу. И поэтому правоверный должен внимательно относиться к выполнению своих обязанностей как перед Аллахом, так и перед людьми".
Поэтому Аллах и упрекнул Хафсу за разглашение тайн Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«И вот Пророк втайне рассказал одной из своих жён (Хафсе) историю. А после того, как она передала её (другой его жене - Аише) и Аллах открыл это ему (Пророку), (то) часть (того, что она говорила) он сообщил (ей, т.е. Хафсе), а от (передачи) части уклонился. А когда он поведал ей (Хафсе) про это, она сказала: "Кто сообщил тебе это?" Он сказал: "Сообщил мне Знающий, Ведающий (Аллах)". Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь (это необходимо, ибо) ваши сердца уже уклонились в сторону» (Коран, 66:3-4).
А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Если человек рассказал (тебе) о чём-то, а потом оглянулся, то уже стало доверенной (тебе тайной)» (Абу Дауд, ат-Тирмизи; хадис хороший. См. «Кяшфу-ль-хафа» аль-Аджлюни,
1/86-87).
Как пояснил Шамсу-ль-Хакк аль-Азым Абади:
"Для того, кто рассказал это, (данная вещь) имеет статус доверенной на хранение, и потому (слушателю) необходимо держать её в тайне. Сказал Ибн Раслян: «(Это) потому, что его оглядывание является знаком для того, кому это рассказывают, что (рассказчик) боится, как бы кто не услышал его речь, и что это касается тайны»" («Ауну-ль-ма'буд»,
13/168).
Также есть отосланный к нему хадис (т.е. рассказанный не со слов очевидца Пророка, мир ему и благословение Аллаха), который привёл аль-Байхакы:
«Поистине, то, что обсуждают между собой два сидящих собеседника, является доверенным - не дозволено никому из них разглашать что-либо, (поведанное) от его товарища, если тому это будет неприятно».
И ещё один слабый, но не противоречащий Сунне хадис:
«(Темы) собраний доверяются на хранение (в тайне), кроме трёх (типов) собраний: о пролитии запретной крови, о запретных удовольствиях и о несправедливом отнятии имущества» (Абу Дауд, Ахмад).
Не скрывать те знания, которые пойдут на пользу другим мусульманам, если только кто-то не отдал это тебе на тайное хранение - вот каким должно быть понимание мусульманина в этом вопросе.
Читайте также:
Сплетни о мусульманах Отсутствие зависти и нелюбовь к конфликтам Наибольшее богатство И хвала Аллаху, Господу миров.