Любовь к праведным предкам

Oct 10, 2013 19:06

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

В круг праведных предков (саляфов) нашей уммы входят все благочестивые мусульмане, которые упомянуты в Коране и достоверных хадисах, например:

«Прекрасным примером для вас являлись Ибрахим (Авраам) и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: "Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха"» (Коран, 60:4);

«Они сказали: "Будьте иудеями или христианами, тогда вы пойдёте верным путём". Скажи: "Нет, (мы будем на) религии Ибрахима - единобожника, который не был одним из язычников"» (Коран, 2:135);

«Аллах привёл в качестве примера о верующих жену Фараона. Вот она сказала: "Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!" А также Марьям (Марию), дочь Имрана, которая сберегла своё лоно целомудренным, и Мы вдохнули в него (душу Иисуса) посредством Нашего Духа (ангела Джибриля). Она уверовала в слова своего Господа и Его писания и была из числа послушных (Ему)» (Коран, 66:11-12);

«О те, которые уверовали! Будьте помощниками (религии) Аллаха, подобно тому (, как это было во времена) Исы (Иисуса), сына Марьям, когда он сказал апостолам: "Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?" Апостолы ответили: "Мы - помощники Аллаха". Часть сынов Израиля уверовала, а другая часть не уверовала. Мы поддержали тех, которые уверовали, в борьбе с их врагами, и они вышли победителями» (Коран, 61:14).

Как говорит шейх Абу Халид аль-Миниси ас-Сульми:

«Некоторые из обладателей знания сказали, что (саляфы) - это все, кто опередил тебя во времени и движении по прямому пути. Это самое общее определение, куда входят и пророки; они тоже были из числа наших праведных предков» (оригинал здесь).

В узком смысле саляфами принято называть Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его праведных сподвижников (саха́бов) - тех, которые видели его, поверили его словам и умерли, будучи мусульманами (см. также Как себя называть мусульманам?):

«В Посланнике Аллаха был прекрасный образец для вас - для тех, кто надеется на Аллаха и (спасение) в грядущий День (Суда) и премного поминает Аллаха» (Коран, 33:21);

«Мухаммад - посланник Аллаха. Те, которые с ним, суровы к неверным и милосердны между собой. Ты видишь их преклоняющимися и падающими ниц (перед их Господом) из стремления к щедрости и довольству Аллаха. На их лицах - следы от челобития» (благородство и смиренность) (Коран, 48:29);

«Что касается тех первых (мусульман) из мухаджиров и ансаров, которые опередили (других в исповедании Ислама), и тех, которые последовали за ними в благодеяниях, то Аллах доволен ими всеми. А сами они будут довольны Аллахом, и Он уготовил им Райские сады, где текут ручьи» (Коран, 9:100).

Муха́джирами, т.е. «мигрантами» Аллах именует тех сахабов, которые переселились в Медину из Мекки или других мест, а анса́рами («помощниками») - коренных мусульман Медины, которые оказывали беженцам тёплый приём, помогая им найти кров и средства к жизни:

«(Добыча принадлежит также) бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и (лишены) их имущества, потому что стремились к щедрости и довольству Аллаха и желали помочь (религии) Аллаха и Его Посланнику. Именно они правдивы (в их вере). А те, которые обосновались в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают в сердцах никакой нужды к тому, что им самим даровано. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами стеснены. А те, кто уберёгся от собственной алчности, являются преуспевшими» (Коран, 59:8-9);

«Те, которые уверовали, переселились (в Медину) и боролись на пути Аллаха, и те, которые дали им приют и оказали помощь, - они и есть подлинно верующие. Им уготовано прощение и щедрый удел (в вечном мире). Те, которые уверовали позже, переселились и боролись вместе с вами (, мусульмане), тоже являются одними из вас. Однако (верующие) родственники ближе друг к другу, согласно Писанию Аллаха» (Коран, 8:74-75).

Таким образом, Аллах почтил мухаджиров и ансаров и возвысил их над теми мусульманами, которые присоединились к общине Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после взятия Мекки его армией:

«Не сравнится ни один из вас с теми, кто расходовал (имущество на праведные цели) и сражался (против врагов Аллаха) до победы над (Меккой). Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 57:10).

Любовь мусульманина к его праведным предкам подразумевает следующее:

1. Веру в правдивость их слов и поступков. Мы не подозреваем никого из саляфов во лжи и двуличии, тем более что наша религия основана на доверии между мусульманами:

«О те, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения греховны. Не подглядывайте и не злословьте (за спиной) друг у друга» (Коран, 49:12).

Что же касается тех лицемеров, которые проникли в исламскую умму ещё при жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то Аллах Всевышний раскрыл ему все их имена, благодаря чему никто из этих притворных мусульман не был похоронен по шариату, на одном кладбище с сахабами:

«И никогда не совершай (погребальной) молитвы ни над одним из них (лицемеров), если он умер, и не стой над его могилой. Ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами!» (Коран, 9:84).

И ни один мусульманский историк никогда не называл этих людей сахабами или саляфами.

2. Любовь к тем, кого они любили. Например, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Не поносите моих сподвижников, ибо если любой из вас потратит (на пути Аллаха) золото (объёмом с гору) Ухуд, это не сравнится ни с горстью (, пожертвованной) любым из них, ни даже с половиной горсти!» (аль-Бухари, Муслим).

Поэтому один из великих имамов нашей уммы - Ахмад Ибн Ханбаль сказал:

«Тот, кто плохо отзывается о сподвижниках Посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, либо хотя бы об одном из них, умаляет их достоинство, поносит их и намекает на их недостатки или недостатки хотя бы одного из них, является приверженцем ереси, порочным и грубым рафидитом. Аллах не примет от него ни дополнительных, ни обязательных видов поклонения» («Табакату-ль-ханабиля» Ибн Аби Я'ля, 1/29 и «Хади-ль-арвах» Ибн аль-Кайима, стр. 291).

Аналогично мы обязаны любить таби'у́нов - мусульман второго поколения, которых сахабы признали достойными продолжателями их дела, и так далее, вплоть до современных исламских учёных.

3. Мольбы о праведных предках, с которыми Всевышний Аллах повелел нам обращаться к Нему:

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Коран, 33:56).

«А те, которые пришли после них (сахабов), говорят: "Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые опередили нас в (исповедании) этой веры! Не вселяй в наши сердца злобу к тем, которые уверовали. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный"» (Коран, 59:10).

Кроме того, при упоминании любого из пророков, бывших до Мухаммада (мир им всем и благословение Аллаха), желательно произносить слова: «Мир ему!»; при упоминании любого из угодников Аллаха, которым был обещан Рай, - «Да будет доволен им/ею Аллах!»

4. Желание походить на них - в их поклонении и нравах, внешности и богобоязненности. Этим, как и мольбами, мы порадуем души наших покойных саляфов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда (верующий) человек умирает, его (праведные) дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни (имущества, которое эксплуатируют люди), знания, которым пользуются (другие люди), или набожного отпрыска, который взывает (к Аллаху) с мольбами за него» (аль-Бухари в «аль-Адабу-ль-муфрад», Муслим);

«Тому, кто указал на благое (, полагается) награда, подобная (награде) содеявшего это» (Муслим).

Поэтому, когда мусульманин совершает благой поступок - ради Аллаха (т.е. из желания снискать Его довольство) и по примеру праведных предков, он тем самым умножает их потенциальную награду в вечном мире, несмотря на то, что эти люди давно мертвы.

В этом и состоит настоящая любовь мусульман к пророкам и угодникам Аллаха (пречист Он и велик), а не в том, чтобы лобызать их могилы и портреты, сооружать в их честь памятники и мавзолеи или праздновать годовщины, связанные с их жизнью (дни рождения, юбилеи свадьбы и пр.).

И да благословит Аллах пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и тех, кто следует их путём.

История, Праведные предки, Грехи и заблуждения мусульман, Красоты Ислама, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up