Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
В
одной из прошлых статей мы с вами обсудили культ природных стихий, к которому приводит отрицание бытия Всевышнего Владыки. Часто этот культ проявляется и с другой стороны - в виде злобы на неживые вещи. От Пророка, мир ему и благословение Аллаха, передаётся:
«Аллах, могуч Он и почтенен, сказал: "Бранит сын Адама время, но время - это Я, ведь в руке Моей и ночь, и день (власть над сменой времён суток)!"» (аль-Бухари, Муслим);
«Аллах, могуч Он и почтенен, сказал: "Обижает Меня сын Адама, говоря: “О, безуспешное время!”" Так пусть же ни один из вас не говорит: “О, безуспешное время!” Потому что, истинно, Я и есть время - Я чередую для него ночь и день. А если Я пожелал бы, забрал бы оба (т.е. лишил его их)"» (Муслим).
В одном из вариантов хадиса он сказал:
«Не поносите время, ведь, поистине, Аллах и есть время».
Как прокомментировал имам ан-Навави:
"Время как пора (эпоха) не (способно) к поступкам, оно является творением из творений Аллаха. Смысл слов «поистине, Аллах и есть время» - в том, что (Он является) Вершителем несчастий и происшествий и Творцом существ" («Шарху сахихи Муслим»,
15/3).
Шейх Ибн аль-Кайим сказал:
"В (поношении времени) есть три вредных поступка:
- первый: некто ругает то, что не заслуживает порицания, ибо время (т.е. события) - это творение из творений Аллаха, подчинённое (Его воле), руководимое Его приказом и покорённое послушанием Ему. Поэтому поносящий его сам достоин упрёков и поношения.
- второй: поношение (времени) содержит в себе многобожие, ведь (человек) ругает его с мыслями, что оно может вредить и приносить пользу...
- третий: поношение (времени, исходящее) от них (людей), падает на Того, Кто совершил эти действия, хотя, если бы Истина в этом вопросе зависела от их страстей, то небеса и земля пришли бы в беспорядок. Когда же их страсти совпадают (с волей Аллаха), они хвалят и восславляют время" («Заду-ль-ма'ад»,
2/323).
Эти хадисы близки по смыслу к запрету Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ругать ветер:
«Не ругайте ветер. Если он вам показался неприятным, то скажите: "О Аллах, истинно, мы просим Тебя о благе этого ветра, благе того, что он несёт с собой, и благе, которое ему велено (творить), и прибегаем к Тебе от зла этого ветра, зла того, что он несёт с собой, и зла, которое ему приказано (творить)"» (ат-Тирмизи, Ахмад. Имам ат-Тирмизи назвал хадис достоверным, и это повторил ан-Навави в «аль-Маджмугь»,
5/92);
«Ветер (в основе происходит) от милости Всевышнего Аллаха. Он приходит как с милостью, так и с наказанием. И если вы увидите его, то не ругайте его, но просите Аллаха о его благе и прибегайте к защите Аллаха от его зла» (Абу Дауд, Ибн Маджа, ат-Табарани и др. аль-Хаким и аз-Захаби назвали хадис достоверным. См. «аль-Мустадрак»,
4/318).
Также от Ибн Аббаса сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) услышал, как какой-то мужчина проклял ветер, и сказал тому:
«Не проклинай ветер, ибо он подвластен (Аллаху). Поистине, если кто-то проклял нечто, не заслуживающее этого, то проклятие вернётся к нему» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ат-Табарани. аль-Мунзири одобрил всех его передатчиков в «Мухтасару сунани Аби Дауд»,
3/341).
Однако если мы говорим о мрачных годах, нелёгкой зиме, разрушительном ветре, лютом морозе и т.д. просто как о реальности, данной нам Аллахом, или надвигающейся угрозе, то в этом нет ничего греховного. Сам Всевышний в Коране изрёк:
«Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того, как сердца некоторых из них чуть было не уклонились в сторону» (Коран, 9:117);
«Тот День будет тяжёлым днём, для неверных совсем нелёгким» (Коран, 74:9-10);
«Адиты же были истреблены ветром морозным (или завывающим), лютым» (Коран, 69:6).
Читайте также:
Дурные мысли об Аллахе Почему мы должны просить Аллаха? Культ идолов. Почему в них верят? И хвала Аллаху, Господу миров.