Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Идея о том, что все события в этом мире полностью предрешены, не раз осеняла неисламских учёных, в том числе и в кругах физиков (так называемый принцип причинности, или детерминизм). Ещё Пьер Лаплас ввёл в науку образ, ныне именуемый «демоном Лапласа»:
«Мы должны рассматривать существующее состояние Вселенной как следствие предыдущего состояния и как причину последующего. Ум, который в данный момент знал бы все силы, действующие в природе, и относительное положение всех составляющих её сущностей, если бы он был ещё столь обширен, чтобы ввести в расчёт все эти данные, охватил бы одной и той же формулой движения крупнейших тел и легчайших атомов. Ничто не было бы для него недостоверным, и будущее, как и прошлое, стояли бы перед его глазами».
И вот тут-то возникает трудность, непреодолимая для безбожников: в мире, где все явления обусловлены и взаимосвязаны нитями причинности, невозможно спросить с человека за его дела. «К грехам нас толкают сами законы природы!» В атеистической картине мира не остаётся места для морали (в том числе и «общечеловеческой», о которой любят говорить безбожники), ведь считая человека самоходной биомашиной, руководимой инстинктами, мы теряем право на нравственную оценку его дел. Поэтому, например, если один человек убил другого из-за кошелька, то он, по этой логике, ни в чём не виноват - он всего лишь «борется за выживание» и «производит санацию вида Homo sapiens», очищая его от слабых, больных, глупых и трусливых особей. Вот слова «демократа» Н. Шмелёва:
«Мы обязаны внедрить во все сферы общественной жизни понимание того, что всё, что экономически неэффективно, - безнравственно, и наоборот, что эффективно, - то нравственно».
Ислам выходит из этой проблемы следующим образом. Хотя Аллах и сотворил наш мир с его внутренними законами, но Он доволен далеко не всем из того, что тут происходит (о чём и Сам говорит в Коране). И потому мы не можем полностью оправдать грехи друг друга теми инстинктами и рефлексами, которые заложены в нас Творцом, - после того, как нам стали известны рамки Его шариата (см. также
Незнание освобождает от ответственности и
Почему чистое единобожие искупает любые грехи?).
Когда правоверные мусульмане совершают нечто дурное, они говорят Аллаху то же, что сказали их прародители Адам и Хавва (Ева):
«Господи наш! Мы сами себя обидели, и если Ты нас не простишь и не помилуешь, мы непременно окажемся потерпевшими убыток!» (Коран, 7:23),
и помнят Его наставление:
«О рабы Мои, которые вышли за рамки (Ислама) во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью, ведь Он - Прощающий, Милосердный! И обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему, прежде чем вас постигнет наказание. Ведь потом вам уже не помогут» (Коран, 39:53-54).
Когда на их долю выпадает что-то неприятное, они ведут себя так, как предписал им Аллах:
«Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: "Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся"» (Коран, 2:155).
Но они не повторяют слов и поступков проклятого Шайтана, который сказал Ему:
«Господь мой! За то, что Ты сбил меня с верного пути, я разукрашу им (людям) все (страсти и пороки), которые есть на земле, и непременно совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов» (Коран, 15:39).
Когда они преуспевают в чём-то, то хвалят и благодарят за это Творца миров:
«Хвала Аллаху, который привёл нас к этому! Мы сами бы не вышли на верный путь, если бы Аллах не наставил нас» (Коран, 7:43),
и помнят то, о чём предупреждали неверного богача Каруна его соплеменники (верующие сыны Израиля):
«Не ликуй, Аллах не любит ликующих! Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к (успеху) в будущей обители, но и не забывай о своей доле в этом мире» (Коран, 28:76).
Таким образом, настоящий мусульманин никогда не обвиняет в чём-то его Господа, не взваливает на Него собственные грехи и не кичится теми дарами, которые Он ему ниспослал.
И хвала Аллаху, Господу миров.