Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Океан, состоящий из капель, велик.
Из пылинок слагается материк.
Твой приход и уход - не имеют значенья.
Просто муха в окно залетела на миг...
Омар Хайям.
Скольких людей эти безрадостные думы привели к самоубийству или к жизни по понятиям преступной вседозволенности! Осознание того, что в этом огромном мире твоя личность мало кого заботит, твоя смерть в принципе ничего не изменит, да и память о тебе рано или поздно угаснет... Вполне точно эти мысли в душах миллионов выразил Максим Шевченко:
"Зачем я живу? Что останется после меня?
А вдруг я просто пылинка в вечности, которая, в силу какого-то жуткого стечения обстоятельств, обрела способность не только мыслить, но и переживать собственное бытие и его завершение, осознавать собственную конечность?
Мыслить и переживать, понимая, что неизвестно в какой день и час, но поднимется ветер вечности и кану я в бездну времени. Миллионы лет до меня и миллионы после. А зачем тогда я и всё, что связано со мной?
Это что, злобная шутка такая, наделить меня сознанием и способностью смотреть на себя со стороны, дистанцироваться от простого естественного течения жизни (рождение-детство-взросление-зрелость-старость), осознать собственное «я» и потом просто «выключить свет»?"
Его выводы тоже весьма логичны:
"Есть, собственно, два пути преодоления этой несправедливости.
Первый путь - религиозная вера в то, что всё не напрасно, что жизнь не кончается смертью, что есть высший закон или высший разум, источник сущего, справедливый судия, который, на самом деле, любит человека или организует его жизнь, исходя из иных мотивов, но он, конечно же, дарует человеку продолжение бытия в разных мыслимых формах.
<...>
Второй путь - деятельная, активная жизненная позиция, постулирующая принцип «оставь после себя нечто - и ты останешься в памяти людей, в истории».
А оставшись в этой самой памяти и истории, ты вроде бы как и останешься жить (что, конечно же, полная ерунда и самоуспокаивание - ты умрёшь, а потом тебя забудут, даже отрыдав над твоим гробом в полный голос).
Согласно гуманистическому взгляду на реальность, согласно концепции деятельного безбожия (назовём её так), смысл жизни - в максимальной реализации данного тебе творческого потенциала - крестьянина, слуги, торговца, воина, жреца.
<...>
Рассмотрим справедливость в мире, в котором Бога нет.
По сути, в этом случае, все попытки принудить человечество к некоей позитивной социальной этике, апеллирующей к справедливости, есть не что иное, как введение правил тюремного общежития или распорядка жизни в сумасшедшем доме.
По сути, единственным честным и разумным устройством в мире без Бога является тирания - власть сильных и успешных над теми, у кого «не получилось».
Неважно, в силу неудачного рождения или по жизни проиграл - не получилось, сиди внизу!
Ну подумайте трезво, зачем мне следовать вашему гуманизму, вашим правилам социальной кооперации и гражданского общества, вашим призывам любить ближнего и помогать обездоленным, если моя жизнь - это только мгновенье пылающей искры, вылетевшей из костра в ночную тьму и исчезнувшей в ней навсегда?
Что мне до вашего социализма, или коммунизма, или либерализма, если Бога нет?
Ведь, если Его нет, то всё позволено! Не потому, что так Достоевский проговорил устами одного из персонажей «Братьев Карамазовых», а потому, что так и есть на самом деле.
Исключительно террором и насилием сможете вы постулировать во мне, в других эти ваши позитивные и правильные ценности справедливости.
<...>
Да и что это за ценности справедливости?
Богатый должен делиться с бедным. А почему, собственно? Богатый потому и богат, что смел, жесток, силён, коварен. Он - победитель, он выиграл в этой жизни. Почему он должен отдавать свою победу, её часть кому-то другому?
Если бедный сумеет взять у богатого его власть и его богатство, то он и сам станет таким же богатым и влиятельным. Не сумеет - его проблемы. Пусть проигравший плачет. И платит, кстати, тоже.
<...>
Какая историческая целесообразность, какая вера в прогресс и развитие принудят к добровольному отказу от власти и её плодов?
Никакие, по большому счёту. Только террор, только гильотина, только застенки, подвалы и рвы являются единственным и идеальным способом достижения справедливости в мире без Бога" (взято
отсюда).
Я продолжу, развивая его логику, что в рамках религиозного мировоззрения тоже существует выбор: или ты полностью подчиняешься Творцу, Его бытийным и социальным законам, которые тебе известны и понятны, или самоуверенно изобретаешь для себя и других (своего народа, своей партии и т.д.) некую «карманную религию», в которой Бог любит вас за сугубо внешние признаки. Например, за национальность и цвет кожи, за место рождения и проживания, за материальный успех и физическое здоровье, за склонность к той или иной профессии, за то, что вы носите при себе и храните в домах какие-то предметы религиозного культа или даже просто за то, что вы номинально назвались его адептами (см.
Что поможет человеку спастись?). Нет никакой необходимости познавать и исполнять Божьи заповеди и тянуть к этому других, чувствовать стыд и страх за накопленные грехи и исправлять их благими делами...
Люди, осознанно выбравшие второе, по сути дела, есть те же безбожники, которые не отрицают Бога на словах, но тем менее не хотят держать пред Ним ответа за свои поступки. Им не нужен Всемогущий и Всезнающий Господь, Который не зависит от чьих-то страстей и прихотей и судит Его рабов, в первую очередь, по состоянию их сердец и уровню взаимоотношений (как с Аллахом, так и между собой).
Однако вера именно в такого Бога помогает рядовому обывателю избавиться от мыслей о собственном ничтожестве, с разговора о которых я и начал эту статью. В доказательство приведу пару хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«Туба (райское дерево) - тому рабу (Аллаха), который держится за узду своего коня на пути Аллаха, с растрёпанной головой и запылёнными стопами. Если его поставить служить на заставе, он пойдёт служить на заставе, а если поставят в арьергард, он пойдёт в арьергард. Если он попросит разрешения, то не получит его, а если заступится (за кого-то), его заступничество не примут» (аль-Бухари).
Также сообщается, что однажды мимо Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, прошёл один человек, и он спросил того, кто сидел рядом с ним: «Что ты думаешь об этом (человеке)?» Он сказал: «Это - человек из числа благородных людей и, клянусь Аллахом, такой достоин того, чтобы выдать за него замуж (женщину), если он посватается (к ней), и того, чтобы принять его ходатайство, если он станет заступаться (за кого-нибудь)». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умолк, а потом мимо прошёл (другой) человек, и он спросил: «А что ты думаешь об этом (человеке)?» Тот сказал: «Это - человек из числа бедных мусульман, и он заслуживает того, чтобы не выдавать за него замуж (женщину), если он посватается (к ней), и того, чтобы не принимать его ходатайства, если он станет заступаться (за кого-нибудь), и того, чтобы его слова не слушали, если он скажет (что-нибудь)». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Этот (бедняк) лучше всей земли, наполненной такими, (как этот богач)!» (аль-Бухари; Муслим).
Смысл этих хадисов - в том, что Аллах не одобряет стремление к популярности и господству над людьми и не оставит без помощи и награды ни одного набожного мусульманина, даже из числа малозаметных бедняков (см.
Чем Аллах не обделит Своих праведных рабов?). Как пояснил первое предание Ибн Хаджар:
«В нём есть (призыв) оставить любовь к главенству и знаменитости и (указание на) достоинство безвестности и скромности» («Фатху-ль-Бари»,
6/83).
И он же сказал:
"Имущество не является опасным само по себе, однако по своей природе оно мешает (приблизиться к) Аллаху - равно как и наоборот. Но сколько же есть богачей, которых их богатство не отвлекает от (поклонения) Аллаху, и сколько же есть бедняков, которых их бедность отвлекает от Аллаха - вплоть до того, что он (постоянно мечтает), говоря: «Вот если бы я получил побольше...» Однако (в целом) бедняк более далёк от опасности, потому что искушение богатством хуже, чем искушения, (вызванные) бедностью" («Фатху-ль-Бари»,
11/275).
Читайте также:
Хадис о бедняке Религия Аллаха и социальная справедливость Мусульманин и его богатство О материальных стимулах праведных дел Разрушает ли показуха все праведные дела? Ответы на некоторые распространённые вопросы И хвала Аллаху, Господу миров.