Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Общее положение, я надеюсь, помнят все: за мусульманином, впавшим в неверие, мы сохраняем его самоназвание, но как к единоверцу не относимся. Однако на сей счёт в богословских кругах есть и другое мнение, которого я ещё не касался:
"Для полноты картины следует добавить, что от некоторых имамов недждийского призыва из числа учеников, потомков и последователей шейха Мухаммада бин Абди-ль-Ваххаба передаётся мнение, что мусульманину, совершившему большой ширк, такфир не делается без доведения довода, но и мусульманином его не называют (и передаётся от некоторых из них, что такого разрешается называть мушриком, указывая на то, что он является совершающим ширк). Его положение они сравнивают с положением «ахлю-ль-фатра» (людей, до которых не дошло знание об Исламе) до тех пор, пока не будет доведён ему довод, и он или покается, или проявит упрямство. И если покается, то его снова называют мусульманином, а если проявит упрямство, тогда ему выносится такфир.
Такая позиция в такфире называется «тава́ккуф» - т.е. воздержание от конкретного постановления о человеке до тех пор, пока его положение не прояснится.
Из современных учёных такое же мнение высказывал шейх Ибн Баз, и также известно его второе мнение - что в большом ширке не учитывается оправдание по незнанию. Так же таваккуф - это одно из двух мнений, высказанных шейхом Салихом аль-Фаузаном. Второе из его мнений заключается в том, что такого человека положено называть мусульманином и нельзя называть мушриком до доведения довода" (взято
отсюда).
А вот та самая фетва Ибн База, где он ответил на вопрос о том, как обращаться к могилопоклоннику:
"Вопрос:
Если я увидел, как кто-то взывает с мольбами к обитателю могилы и просит его о спасении, то он впал в многобожие. Обращаться мне к нему как к мусульманину или как к многобожнику, если я хочу призвать его к Аллаху и разъяснить ему это?
Ответ:
Обращайся к нему иначе - не так и не эдак (т.е. не мусульманин и не многобожник), а говори ему: «О такой-то, о раб Аллаха, тот поступок, который ты совершил, является многобожием, а не традицией! Это поступок невежественных язычников, поступок курайшитов и им подобных» - потому как для обвинения его в неверии существует препятствие и такое (отношение) оттолкнёт его. ...его поступок является многобожием, но совершивший его - не многобожник, ибо тому, чтобы обвинить его в неверии, препятствует его невежество или отсутствие у него ясного понимания (Корана и Сунны) в рамках слов учёных" («аль-Фаваиду-ль-'ильмийя мина-д-дуруси-ль-базийя», 2/273).
Аналогичную позицию некоторые имамы занимали и в вопросе о том, действительна ли молитва за мусульманином, исповедующим ширк или куфр по незнанию (если нет возможности предоставить ему довод):
"Те, кто говорил, что он становится неверным, повелевали повторить (намаз) ввиду того, что это была молитва позади неверного. Однако эта проблема связана с тем, (надо ли) считать неверными приверженцев страстей (среди мусульман); люди колебались (в ответе) на сей вопрос. От Малика сообщаются два ответа, и у аш-Шафи'и было два мнения; от Ахмада тоже известны два ответа...
Правда же состоит в том, что слова, (произнесённые мусульманином), могут являться неверием, и тогда в отношении их автора используют риторику такфира, говоря: «Кто сказал такое, тот стал неверным». Однако о конкретной личности, которая произнесла это, не выносят такое решение, связанное с её куфром, до тех пор, пока ей не предоставят довод - такой, что отвергший это станет неверным" («Маджму'у-ль-фатава» Ибн Таймии, 23/345).
Читайте также:
Являются ли хариджиты и мурджииты мусульманами? Об открытом нечестии Какой ярлык для мусульманина самый оскорбительный? Порицание грехов мусульман О лжеисламских сектах и общинах Незнание освобождает от ответственности И хвала Аллаху, Господу миров.