Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Шариатский термин «кя́фир» происходит от арабского глагола «кя́фара» - отрицать, быть неблагодарным. В некоторых аятах Корана Аллах употребляет этот глагол и производные от него (в том числе «кяфир») в общеязыковом смысле:
«Он (Фараон) сказал (Моисею): "Разве мы не воспитывали тебя среди нас с младенческого возраста? Разве ты не провёл среди нас многие годы своей жизни? Разве ты не совершил тот поступок, который ты совершил? Воистину, ты являешься одним из неблагодарных [“кяфирин”]"» (Коран, 26:18-19);
«Кто отрицает (или не благодарит) идолов [“йакфур би-т-тагут”] и верует в Аллаха, тот ухватился за надёжную опору, которую не сломают. Аллах - Слышащий, Знающий!» (Коран, 2:256).
Также широко известен хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха), где он сказал: «Мне был показан огонь (Ада), и оказалось, что большинство из его обитателей - женщины, проявлявшие неблагодарность [“йакфурна”]». Его спросили: «Они не веровали в Аллаха [“йакфурна биллях”]?» Он ответил: «Они были неблагодарны своим мужьям и отрицали добро (, сделанное ими)».
Имам аль-Бухари поместил данный хадис в главу под названием «Бабу куфрани-ль-'ашири уа куфрин дуна куфр» («Глава о неблагодарности по отношению к мужу и неблагодарности, которая меньше неверия»). Из всех этих слов Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) мы понимаем, что «быть кяфиром» в общем означает: не благодарить кого-то за что-то, отрицать добро, сделанное им. Недаром же антонимом этого в Коране иногда выступает слово «шукр» (благодарность) и производные от него:
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне [“ля такфуруни”]» (Коран, 2:152);
«Мы повели его (человека) путём либо благодарного, либо неблагодарного [“кяфуран”]» (Коран, 76:3);
«И вот возвестил ваш Господь: "Если вы будете благодарны, то Я непременно умножу вам (Свою милость). А если будете неблагодарны [“кяфартум”], то ведь наказание Моё сурово"» (Коран, 14:7);
«Кто благодарен, тот благодарен на пользу себе. А если кто неблагодарен [“кяфара”], то ведь мой Господь - Богатый, Великодушный» (Коран, 27:40).
Почему же Аллах назвал людей, отрицающих веру в Него и/или в пророческую миссию Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) кяфирами, т.е. неблагодарными Ему? Почему во многих аятах Он противопоставил веру и неблагодарность?
«Скажи (, Пророк): "Истина - от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть отрицает [“фа-ль-йакфур”]". Мы приготовили для беззаконников Огонь, который накроет их, будто шатёр» (Коран, 18:29).
«Знаем, что вы сейчас скажете!» - перебьют меня некоторые читатели. «Жизнь человека - это бесценный дар, а он обязан кланяться за это Всемогущему Творцу и подчиняться Его законам, чтобы выразить свою благодарность. Нет уж, извините! Это смотря какая жизнь! Одна, может, и бесценный дар, а другая больше похожа на проклятие».
Но жизнь любого из нас - бесценный дар вовсе не потому, что она должна быть наполнена одними лишь радостями и удовольствиями. А потому, что достойно прожитая жизнь является путёвкой в Рай - мир, который безмерно прекраснее и приятнее земного (см.
Рай и Ад). И то, что Аллах позволил каждому из нас родиться на свет, означает, что Он даёт нам шанс обрести это счастье - при условии, что мы будем соблюдать Его приказы и запреты (см.
Путь Истины). Тот человек, который понимает всё это, будет благодарен Господу миров за этот шанс и использует все доступные средства, чтобы его земная жизнь стала прелюдией Рая.
И хвала Аллаху, Господу миров.