Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Глобальная рать востоковедов ежедневно трудится в поте лица, выискивая в религии Аллаха ошибки и противоречия. И в какой-то мере помогает духовному оздоровлению нашей уммы: эти люди побуждают нас накапливать исламские знания и анализировать их, дабы ответить на их клевету. Как говорится, на то и волки, чтобы пастух не дремал.
Вот один из вопросов, которым они надеются сбить с толку неграмотных мусульман: почему Всевышний Аллах наказал Иблиса (Дьявола), не пожелавшего пасть ниц перед Адамом? Ведь дальнейшие события (грехопадение Адама и его жены), в сущности, подтвердили правоту Иблиса - о том, что первые люди были недостойны того поклона, которым почтили их другие обитатели Рая. Выходит, Дьявол знал будущее лучше Аллаха? Или Господь миров не так уж и справедлив, как мы о Нём думаем? Любой честный правитель на Его месте оправдал бы Иблиса после того, как Адам и Хавва (Ева) предали доверие их хозяина.
Отвечая на это, напомню, во-первых, то, что наши праотец и прамать раскаялись перед Аллахом за содеянное - именно потому, что не хотели разделить участь проклятого Шайтана, упрямо отрицающего свою вину. Они сказали Аллаху:
«Господи наш! Мы сами себя обидели, и если Ты нас не простишь и не помилуешь, мы непременно окажемся потерпевшими убыток!» (Коран, 7:23),
чем заслужили Его прощение и милость:
«Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение. Потом Господь избрал его (пророком), принял его покаяние и наставил на верный путь» (Коран, 20:121-122). См. также
Вера и одежда людей.
Что же касается тех аятов, где Аллах говорит:
«Он - Тот, Который сотворил вас из единой души и создал из неё пару ей, чтобы он (Адам) обрёл с ней покой. Когда он совокупился с ней, она была обременена лёгкой ношей (плода), вместе с которой ходила; когда же она отяжелела, они оба воззвали к Аллаху, их Господу: "Если Ты даруешь нам праведного (потомка), то мы непременно будем в числе благодарных (Тебе)!" Когда же Он даровал им обоим праведника, они придумали Ему соучастников в том, чем Он одарил их. Но Аллах превыше того, что они к Нему приобщают!» (Коран, 7:189-190),
то слова «придумали Ему соучастников», согласно одному из мнений, относятся не к Адаму и Хавве, а к людям их родов (мужчинам и женщинам), которые они олицетворяли (см. «Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым» Ибн Кясира, 3/526-527). Этот же речевой приём Всевышний использовал в другой суре:
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины, потом поместили его каплей в надёжном месте» (Коран, 23:12-13).
Под словом «его» Аллах имеет в виду не Адама, а его род, который Он воспроизводит из капли мужского семени.
Но главное даже не это, а то, что земной поклон перед Адамом, повеленный ангелам и Иблису, выражал их почтение ко всем праведникам, которые выйдут из его рода. Не зря же Аллах говорит:
«Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам: "Падите ниц перед Адамом!" Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся» (Коран, 7:11).
«И вот твой Господь извлёк из спин сынов Адама их потомство и заставил их быть свидетелями против самих себя, спросив: “Не Я ли ваш Господь?” Они ответили: “О да, конечно”» (Коран, 7:172).
Имам Малик бин Анас передал со слов Зайда бин Аби Унайсы: однажды Умара бин аль-Хаттаба спросили о смысле следующего аята:
«И вот твой Господь извлёк из спин сынов Адама их потомство и заставил их быть свидетелями против самих себя, спросив: “Не Я ли ваш Господь?” Они ответили: “О да, конечно”».
Умар бин аль-Хаттаб ответил:
"Я слышал, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о том же и он сказал: «Поистине, Аллах сотворил Адама, мир ему, потом потёр его спину правой рукой, извлёк оттуда его потомство и сказал: “Я сотворил этих для Рая, куда они попадут, творя дела обитателей Рая”. Потом еще раз потёр его спину, извлёк оттуда других потомков и сказал: “А этих Я сотворил для Огня, куда они попадут, творя дела обитателей Огня”». Один мужчина спросил: «О Посланник Аллаха, для чего же нам нужны поступки?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если Аллах создал раба для Рая, то он использует для достижения этой цели дела обитателей Рая до тех пор, пока не умрёт на одном из этих дел. С помощью этого войдёт в Рай. А если Аллах сотворил раба для Огня, то он использует в приближении к нему дела обитателей Огня до тех пор, пока не умрёт на одном из этих дел, и войдёт по его причине в Огонь»" (этот же хадис передали имамы Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Джарир, Абу Хатим и Ибн Хиббан; аль-Хаким и аз-Захаби назвали его достоверным по условиям Муслима. См. «аль-Мустадраку аля-с-сахихайн»,
3/162). См. также
Отношение Аллаха к неверным.
То есть наш Господь уже давным-давно сотворил души всех людей, свидетелями чего были Иблис и все ангелы. И в каждого новорождённого младенца Он вдувает посредством ангела одну из тех душ, которые ждут где-то своей очереди:
«Поистине, тело каждого из вас образуется в утробе его матери сорок дней в виде капли семени, затем оно столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же - в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух» (аль-Бухари, Муслим).
Обряд челобитья перед Адамом был символом духовного превосходства некоторых его потомков (души которых были уже созданы) над остальными тварями. Эти потомки и особенно Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) никогда сознательно не шли наперекор воле их Господа, и потому Иблис не имел права считать себя лучше их.
От Убайя бин Кя’ба касательно слов Всевышнего: «Вот твой Господь извлёк из спин сынов Адама их потомство», передаётся следующее:
"В тот день Он собрал все существа перед Собой - все, которые будут до Судного Дня, сотворил их тела, придал им форму, потом внушил им дар речи и они начали говорить. И Он заключил с ними договор, заставив быть свидетелями для самих себя: «“Не Я ли Господь ваш?” Они ответили: “Конечно”». Он сказал: «Поистине, Я призываю в свидетели для вас семь небес, семь земель и вашего отца Адама, для того чтобы в Судный День вы не сказали, что не знали об этом. Знайте же, что нет бога, кроме Меня, и нет господа, кроме Меня, и не приравнивайте ко Мне ничего, и, поистине, Я направлю к вам посланников, которые оповестят вас, напомнив о Моём завете, и ниспошлю вам Своё Писание». Они ответили: «Мы свидетельствуем, что Ты - наш Господь и наш Бог. Нет у нас господа, кроме Тебя, и нет бога, кроме Тебя». И в тот день они приняли подчинение Ему. И Он поднял их отца Адама, который поглядел на них и увидел среди них богатых и бедных, красивых обликом и некрасивых. Тогда он сказал: «О мой Господь, уравнял бы Ты Своих рабов!» А Он ответил: «Поистине, Я хотел, чтобы Меня благодарили (за Мои милости)».
И он увидел среди них пророков, свет которых был размером с седло. Для них был предназначен другой договор, связанный с посланием и пророчеством, - то, о чём Всевышний Аллах говорит: «И вот Мы заключили завет со всеми пророками: с тобой (, Мухаммад), с Нухом (Ноем), с Ибрахимом (Авраамом), с Мусой (Моисеем), с Исой (Иисусом), сыном Марьям (Марии), - со всеми Мы заключили суровый завет» (Коран, 33:7). И о чём Он говорит: «Обрати же своё лицо к этой религии, будучи единобожником. Это - естественное состояние, на котором Аллах сотворил всех людей, и нет замены для сотворённого Аллахом» (Коран, 30:30). В связи с этим Он сказал: «Этот увещеватель - такой же, как и первые увещеватели» (Коран, 53:56). И сказал Он: «Большинство из них Мы не застали верными завету, но застали большинство из них нечестивцами» (Коран, 7:102)" (Ахмад, Ибн Джарир, Ибн Аби Хатим, аль-Хаким; имамы аль-Хайсами и аз-Захаби в общем одобрили сей хадис. См. «Маджма'у-з-заваид»,
7/25 и «аль-Мустадрак»,
2/353).
Итак, нежелание Иблиса пасть ниц перед Адамом было обусловлено его завистью ко всему человечеству вообще и к отдельным людям в частности, оттого он и пообещал Аллаху:
«Господь мой! За то, что Ты сбил меня с верного пути, я разукрашу им (людям) все (страсти и пороки), которые есть на земле, и непременно совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов» (Коран, 15:39).
И потому его поступку нет оправдания, как нет оправдания и тем агентам Шайтана, которые упорно пытаются отвратить мусульман от религии Аллаха.
И хвала Аллаху, Господу миров.