Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
«Они встретили одного из Наших рабов, которого Мы одарили милостью от Нас и обучили части того знания, что есть у Нас. Муса (Моисей) сказал ему: "Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о верном пути тому, чему ты обучен?" Тот ответил: "У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной. Как ты сможешь быть терпеливым к тому, что ты не объемлешь знанием?" Муса сказал: "Если Аллах пожелает, то ты увидишь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего приказа". Он сказал: "Если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чём, пока я сам не поведаю тебе, напомнив об этом"» (Коран, 18:65-70);
«Когда Талют (Саул) отправился в путь с войском, он сказал: "Поистине, Аллах подвергнет вас испытанию рекой. Кто выпьет из неё, тот не будет со мной. А кто не отведает её, тот будет со мной. Исключение - те, кто зачерпнет пригоршню воды". И напились из неё все, за исключением лишь немногих среди них. Когда же он и те, которые уверовали вместе с ним, преодолели её, эти (напившиеся) сказали: "Сегодня у нас нет сил против Джалюта (Голиафа) и его войска!" Но ответили те, которые были убеждены в том, что встретятся с Аллахом: "Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!" Ведь Аллах - с терпеливыми» (Коран, 2:249).
Эти два отрывка благородного Корана ясно указывают нам на важнейшие виды терпения, которые требует от нас Всевышний Аллах: терпение на пути поиска полезных знаний и терпение в отказе от запретного и греховного. Без знаний человек не сможет правильно поклоняться Господу миров и обучать этому других (см.
Любовь к Аллаху и её условия). Главными же признаками терпеливости в деле их поиска являются молчание и внимательное слушание (или чтение), как сказал об этом Ибн Кутайба в книге «Уюну-ль-ахбар»:
«Первая (ступень приобретения) знаний - молчание, вторая - слушание, третье - запоминание, четвёртая - осмысление, пятое - распространение».
Второй вид терпения - в отказе от грехов - привлекает к человеку милость и благодать Аллаха и, помимо прочего, готовит его к тому, чтобы мужественно терпеть ещё более трудные испытания на Его пути (как, например, битва с врагами). Тот, кто не смог удержать себя от малых грехов, никогда не выстоит перед великими страхами, соблазнами и потрясениями, как не выстояли нечестивые воины Талюта (см. также
Зачем Аллах испытывает Своих рабов?). А ведь наивысшая награда Аллаха ждёт именно тех, кто преодолел наивысшие испытания и был терпелив с самого их начала:
«Поистине, Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Если подвергну Я испытанию раба Моего (, лишив его) двух его любимых, а он проявит терпение, то Я заменю их для него Раем"» (аль-Бухари);
"Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, проходил мимо какой-то женщины, которая плакала возле могилы, и сказал (ей): «Бойся Аллаха и будь терпелива». Она ответила: «Оставь меня, ведь тебя не постигло моё горе!» Потом ей сказали: «Это же был Пророк!», - и тогда она пришла к дверям (дома) Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, однако не обнаружила там привратников (, думая, что он живёт в роскоши). Она сказала ему: «Я не узнала тебя!», - он же ответил ей: «Поистине, терпение (наиболее ценно) при первом шоке»" (аль-Бухари; Муслим).
И само собой, что мусульманин, лишённый этих видов терпения, не сможет терпеливо призывать людей к религии Всевышнего Аллаха и быть примером для них (см.
Основные правила исламского призыва) - у него для этого нет ни знаний, ни праведных дел, подтверждающих искренность его слов.
И хвала Аллаху, Господу миров.