Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
После исламского завоевания Шама между халифом Умаром бин аль-Хаттабом и местными христианами был заключён следующий договор:
«С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного. Это письмо рабу Аллаха, повелителю правоверных Умару от христиан такого-то города. Когда вы, (мусульмане), пришли к нам, мы попросили у вас безопасности для себя, для своего потомства, нашего имущества и наших единоверцев. Мы в свою очередь обязуемся не строить в городе и вокруг него ни монастыря, ни церкви, ни часовни, ни кельи монахов, не восстанавливать из этого ничего, что уже разрушилось, и не оживлять (заброшенные храмы) на землях мусульман. Мы не станем запрещать никому из мусульман отдыхать в наших храмах и будем открывать двери для путников и странников днём и ночью. Обязуемся принимать в гости и кормить проходящего путника из числа мусульман три дня и не давать приют в наших храмах и домах шпионам. Обязуемся не скрывать обман или предательство от мусульман. Не учить наших детей Корану, не демонстрировать многобожие, не призывать к нему и не препятствовать нашим близким принимать Ислам, если они захотят. Оказывать почёт мусульманам и вставать на наших собраниях, (уступая им место), если они пожелают сесть. Никак не уподобляться им в головном уборе, обуви, причёске, не произносить их речи, ни давать себе их прозвища, не ездить верхом в сёдлах, не привязывать к себе мечи и не носить с собой ничего из оружия. Не ставить свои печати на арабском языке, не продавать вино.
Обязуемся остригать волосы на лбу, носить свою традиционную одежду и стягивать пояса на теле. Не выставлять напоказ наши кресты и наши книги на дорогах мусульман, на их рынках и снаружи церквей. Не бить в колокола в присутствии мусульман и не выходить (на процессии) в день Пасхи, не причитать громко над покойниками и не зажигать огни, (неся покойников) на пути мусульман. Не хоронить наших мёртвых рядом с мертвецами мусульман. Не покупать пленных, захваченных мусульманами. Указывать дорогу мусульманам и не заглядывать в их дома» («ас-Сунану-ль-кубра» аль-Байхакы,
9/202 и «Тариху Димашк» Ибн Асакира,
2/178-179).
В варианте, переданном Ибн Хазмом, говорится:
«...и они (христиане) должны бить в колокола только лёгкими ударами и не повышать голос при чтении (молитв) в церквях в присутствии мусульман» («аль-Мухалля», 5/415).
Возможно, кого-то удивит запрет зиммиям на то, чтобы обучать своих детей Корану, однако он был обусловлен тем, что ни один человек не должен прикасаться к словам Аллаха без ритуального омовения, которого у кяфиров нет в принципе. Что же касается отличия неверных от мусульман в одежде и внешнем виде, то Такыйю-д-Дин ас-Субки объяснил это так:
«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не поступал подобным образом с иудеями Медины и христианами Наджрана - потому что они были малочисленны и известны (т.е. мусульмане знали многих из них в лицо). Когда же их численность в эпоху сахабов возросла, возникли опасность того, что они смешаются с мусульманами, и потребность отличаться от них (внешне) и держать их под контролем в религиозных делах» («Фатава-с-Субки»,
2/402).
Ибн Таймия сказал:
"Кады Абу Я'ля говорил, обсуждая проблему его эпохи: «Зиммиям велено носить иную одежду, (нежели мусульманам); если же они откажутся от этого, то ни один мусульманин не вправе красить свою одежду (в те же цвета), что и они - ибо он не обязан красить её в один и тот же цвет».
Я говорю: в этом (вопросе) есть разногласие - должны ли они сами менять (свой внешний вид) или, если они откажутся, менять его следует нам? Что же до самой необходимости отличаться (от них в исламской стране), то я не знаю никаких расхождений в этом" («Иктидау-с-сыраты-ль-мустакым»,
1/366).
Читайте также:
Права и свободы человека в исламском государстве Неисламские историки о халифе Умаре бин аль-Хаттабе Сжёг ли Умар Александрийскую библиотеку? Об одном сомнительном факте Терпимость к иноверцам История из жизни Умара бин аль-Хаттаба И хвала Аллаху, Господу миров.