Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Факт того, что Аллах готов
простить единобожникам любые грехи, а кяфирам не прощает ничего, - пожалуй, одна из самых трудных для понимания основ Его религии. Выходит, что если Гитлер, Сталин, Ленин, Наполеон и другие великие тираны прошлых веков покаялись бы перед Аллахом накануне их смерти, то рано или поздно очутились бы в Раю (а может, кто-то и очутится, если он втайне принял Ислам перед смертью; см.
Каяться никогда не поздно!)? А какой-то человек, который, что называется, за всю жизнь не обидел и мухи, но умер кяфиром, будет вечно страдать в Аду?
Однако верующих от кяфиров отличает не отсутствие грехов и страстей (исключая пророков), а то, что первые борются ради Аллаха с мерзостями их душ, а вторые - нет. Аллах же по Его мудрости внушил разным людям разные страсти; одного Он сделал алчным, другого - похотливым, третьего - вспыльчивым и т.д. И если у какого-то кяфира эти греховные позывы слабее, чем у большинства людей, то его заслуги тут нет; Всевышний Аллах Сам проявил милосердие к этому рабу, наделив его от рождения прекрасным нравом.
Передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал Ашаджжу бин Абди-ль-Кайсу: «Поистине, в тебе есть два качества, которые любит Аллах: сдержанность и терпеливость». Ашаджж спросил: «О Посланник Аллаха, я перенял эти качества или Аллах создал меня вместе с ними?» «Аллах создал тебя вместе с ними!» - ответил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и тогда Ашаджж воскликнул: «Хвала Аллаху, создавшему меня обладателем двух качеств, которые любят Он и Его Посланник!» (Абу Дауд, Ахмад, ат-Табарани. аль-Мунзири и аль-Хайсами назвали хадис хорошим. См. «Мухтасару сунани Аби Дауд»,
3/453 и «Маджма'у-з-заваид», 9/388).
Отсюда мы понимаем, что врождённые черты характера могут быть как светлыми, так и тёмными; во втором случае человеку надо трудиться, чтобы преодолеть их (см.
Разум, чувства и страсти человека и религия Аллаха), а в первом - благодарить Создателя. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
"Обычно Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, выстаивал (молитву) по ночам (так долго), что его ступни покрывались трещинами. (Однажды) я спросила его: «Зачем ты делаешь это, о Посланник Аллаха, ведь Аллах уже простил тебе и прошлые, и будущие грехи?» Он сказал: «Разве я не хочу быть благодарным рабом?»" (аль-Бухари, Муслим).
Итак, благонравие неверных - это дар Аллаха, а не плоды их личного усердия. Если бы Творец внушил им буйные страсти, то они вели бы преступный, социально опасный образ жизни, не считая нужным менять что-либо (как они не считают нужным ничего менять сейчас, отворачиваясь от религии Аллаха). А если бы меняли, то не от любви к Аллаху, а в рамках рационального эгоизма (неохота садиться в тюрьму, терять работу, связи с влиятельными людьми и др.; см.
Возможно ли благонравие вне Ислама?). И наконец, выделяясь в обществе своим положительным нравом, они не хотят благодарить за это Того, Кто сотворил их такими.
Мусульмане же благодарны Аллаху уже за сам факт их существования и борются против низменных страстей души, даже если те очень велики (яркий пример - Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, который проделал путь от врага Ислама и мусульман до праведного халифа). Именно за эту благодарность и за эту борьбу Он и вознаградит их в Судный День.
И хвала Аллаху, Господу миров.