Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Для начала разберём один хадис. Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«(Однажды) жил один мужчина, который преступал (законы Аллаха) во вред себе, когда же подошла его смерть, он сказал своим детям: "Когда я умру, то сожгите меня, потом измельчите (то, что останется от) меня, потом развейте это по ветру; клянусь Аллахом, если мой Господь имеет власть надо мной, то Он подвергнет меня такому наказанию, каким не наказывал ещё никого". И когда он умер, с ним сделали всё это. Но Аллах отдал земле приказ: "Собери воедино то, что есть в тебе из его (праха)", - и она совершила это. Когда же он предстал (перед Аллахом живым), Он спросил: "Что побудило тебя поступить так?" Тот сказал: "О мой Господь, страх перед Тобой!", - и Аллах простил его» (аль-Бухари, Муслим, Малик, ан-Насаи).
В иных вариантах хадиса говорится:
«Был среди живших до вас один мужчина, никогда не совершавший ничего благого. Когда же к нему явилась смерть, он собрал своих детей вокруг себя и сказал им: "Каким отцом я был для вас?" Они ответили: "(Ты был) хорошим отцом". Он сказал: "Поистине, я виноват перед моим Господом, и если мой Господь имеет власть надо мной, то Он подвергнет меня такому наказанию, каким не наказывал ещё никого"».
«Сказал мужчина, никогда не совершавший ничего благого, своей семье: "Когда я умру, сожгите это (моё тело), потом развейте половину его на суше, а половину - над морем. И клянусь Аллахом, если Аллах способен на это, то Он подвергнет меня такому наказанию, каким не наказывал ещё никого из (обитателей) миров". И когда умер этот человек, с ним поступили так, как он повелел. Но Аллах отдал суше приказ, и она собрала воедино то, что было в ней (из его праха), и отдал морю приказ, и оно собрало воедино то, что было в нём (из его праха), а потом сказал (воскресшему мужчине): "Почему ты сделал это?" Он ответил: "Из страха перед тобой, о мой Господь, и Ты лучше знаешь (об этом)", - и Аллах Всевышний простил его».
Этот хадис наталкивает на вопрос: как Аллах, свят Он и велик, мог простить того, кто не только не совершил за всю жизнь ничего благого, но и отрицал Его могущество («если мой Господь способен на это..»)?
Учёные в общем отвечают на него так: этот мужчина не отрицал могущество и справедливость Аллаха полностью (как кяфиры; см. также
Дурные мысли об Аллахе), но сомневался в том, что Господь миров сможет воскресить его из праха, развеянного по суше и морю. Эти сомнения не равнозначны полному неверию, о котором сказал Аллах:
«Неужели человек не видит то, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто спорит, приводит Нам какие-то притчи, забыв о его сотворении, и говорит: "Кто же оживит кости, которые истлели?"» (Коран, 36:77-78).
"Сказал аль-Хаттаби: “(Этот хадис) вызывает сомнения, и (некоторые) говорят: как может быть прощён тот, кто отрицал воскресение и способность (Аллаха) оживлять мёртвых? Ответ (следующий): поистине, он не отрицал воскресение, однако пребывал в невежестве, думая, что если с ним поступят так, то он не вернётся к (жизни) и не будет наказан. Его вера проявилась в признании того, что он сделал это из страха перед Аллахом”. Сказал Ибн Кутайба: “(Множество) людей из числа мусульман ошибаются в (понимании некоторых) качеств (Аллаха), но не становятся от этого неверными”. Но Ибн аль-Джаузи возразил ему, сказав: “...возможно, этот мужчина произнёс такое от острых тревоги и страха - подобно тому как ошибся другой, сказав: «Ты - мой раб, а я - Твой господь!» Или же эти его слова لئن قدر علي (необходимо читать) с удвоенной буквой «даль», т.е.: «Если Он предопределил наказать меня, то непременно накажет»”" («Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара,
6/522-523).
А шейх аль-Альбани (да помилует его Аллах), анализируя сей хадис, пришёл к такому выводу:
«В общем, этот мужчина-грабитель был верующим единобожником и повелел своим детям сжечь его труп... Он сделал это либо из-за своего невежества относительно способности Всевышнего Аллаха вернуть его к жизни - мнение, от которого я далёк - либо из-за чрезмерного страха перед карой его Господа. Его понимание (веры) было помрачено этим страхом, о чём говорил Ибн аль-Муляккын... Это мнение и является наиболее предпочтительным для меня, исходя из (анализа) всех версий данного рассказа, а Аллах знает лучше» («Джами'у тураси-ль-Альбани фи-ль-'акыда»,
5/775).
Это, конечно, вовсе не означает, что мусульмане должны сомневаться в их религии, ведь благородный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел:
«Откажись от того, что вызывает у тебя сомнения, в пользу того, что у тебя сомнений не вызывает» (ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ахмад. аль-Хаким и аз-Захаби назвали хадис достоверным. См. «аль-Мустадрак»,
2/262). См. также
Искренность и тяга к знаниям Поэтому борьба против сомнений на основе достоверного знания является обязательным условием веры - равно как и борьба против страстей (см. также
Разрушает ли показуха все праведные дела? Разум, чувства и страсти человека и религия Аллаха). С другой стороны, «спорные мысли» неверных и лицемеров о том, что, возможно, религия Аллаха правильна, не делают их мусульманами (см.
О принципиальности).
И хвала Аллаху, Господу миров.