Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Продолжая тему
раскольников в русской христианской среде, замечу, что в наши дни староверов уже не считают ни еретиками, ни вероотступниками. Более того, иерархи Русской Зарубежной церкви в 2000 г. принесли всем старообрядцам
публичные извинения за жертвы царского террора, одобренного Церковью.
Однако вернуть Церковь и её паству в прежние, дониконовские времена уже невозможно. Православную «умму» и раньше потрясали расколы, вызванные глубокими дефектами в догматике восточных христиан. Особенно показательна в этом отношении судьба Византии, где целые народы покинули лоно Константинопольской церкви, став несторианами, монофизитами и др.
Но сегодня мы поговорим о великом антицерковном мыслителе времён Московской Руси - Феодисии Косом (всю статью читайте
тут).
"Неудача восстания в Москве (1547 г.) и в других русских городах привела к развитию иных форм сопротивления усиливающемуся феодальному гнёту; среди них особенно важное место принадлежало реформационному движению, направленному против Церкви как обобщения и санкции всего феодального строя. Наиболее радикальным течением в этом движении было учение Феодосия Косого. Это учение являлось выражением интересов юродской бедноты и низов крестьянства. Уже обличитель «ереси», Зиновий Отенский, именовал его не иначе, как «рабье учение», и считал, что оно было создано Ф. Косым в связи со стремлением «нищете своей изобрести поможение». «Ересь» Феодосия Косого привлекала к себе массы угнетённого люда. «Вси бо раби удобь притичют к сравному и срадуются». «Еретики» прельщали прежде всего «люди простыа нравом». Хотя среди сторонников Ф. Косого источники прямо не называют крестьян, но распространение взглядов этого вольнодумца в русской деревне не исключено. Под термином «рабы», которым Зиновий Отенский именует сторонников «нового учения», скрываются, конечно, не одни холопы, но и другие выходцы из социальных низов.
Анализ основных положений учения Феодосия Косого позволяет понять, почему оно было близко и понятно трудящемуся люду и выражало их надежды и чаяния. Учение Ф. Косого носило ярко выраженный полемический характер, причём его негативная сторона (критика оппонентов - rm) была сформулирована чётко и резко. Феодосий Косой выступал против основных догм Православной церкви. Он прежде всего утверждал: «яко един есть Бог... и един Бог сотвори небо и землю», отрицая тем самым надуманный и непонятный широким массам народа догмат троичности божества («несть писано в законе троицы разве единого бога»). В данном случае, как и в ряде других, Феодосий Косой продолжал критику христианской догматики, ведшуюся ещё новгородскими «еретиками» конца XV в.
Отрицание Феодосией Косым догмата троицы связано с отрицанием так называемого «воплощения» Бога во Христе и с признанием в Христе не бога, а простого человека. «В законе несть писано въплотитися сыну божию», - говорил Феодосий Косой, ссылаясь на Ветхий Завет, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Эти ссылки, как и в других случаях, Ф. Косой дополнял рационалистическими соображениями. Человек, как и все вообще животные, птицы и рыбы, - Божье создание. Если бы Бог захотел человеку помочь, зачем нужно было воплощаться сыну Божью, а почему Бог не послал кого-либо другого в помощь человеку? Ведь царь, например, своё изображение поручает подновить художнику. Бог мог бы и Сам обновить Свой образ без воплощения. Поскольку всё Бог создал «словом», то Он мог и человека обновить словом. Почему же Он захотел появиться во плоти? Разве может Бог родиться от женщины, как обычный человек? И вообще, о каком обновлении человечества можно говорить, рассуждая, что «божественный образ в человечестве истле»? Ведь люди рождаются, живут, умирают так же, как до пришествия Христа, так и после него. По природе здоровые люди такими же бывают до самой смерти, а те, которых гложет какой-либо недуг, так или иначе погибают. Рационалистическая критика церковных догматов, которую мы находим в учении Ф. Косого, имела большое значение в развитии радикальной идеологии XVI в. не только на Руси, но и в других странах, в частности в Польше при сложении плебейского крыла арианства.
<...>
Для Феодосия Косого Христос был простым человеком. Он исповедовал его «во плоти пришедша». При этом Ф. Косой ссылался на свидетельство апостола Петра, говорившего о сотворении Христа, а не о рождении его, и апостола Павла, говорившего о Христе как о человеке. Христос представляется Ф. Косому своеобразным наставником, но не больше. Пророком, а не богом считали Христа и новгородские «еретики» конца XV в.
Отрицая догмат троицы и признавая Христа простым человеком, Феодосий Косой продолжал традицию новгородских «еретиков» конца XV - начала XVI в. Однако он пошёл в своём учении дальше этих вольнодумцев, допускавших возможность появления «сына Божия».
При настоящем состоянии источников трудно решить, имелись ли у Феодосия Косого эти наиболее крайние суждения по догматическим вопросам (отрицание догмата троицы и признание Христа обыкновенным человеком) в бытность его на Руси или появились уже позднее, когда он обосновался в великом княжестве Литовском. Так или иначе, но остаётся фактом, что среди русских последователей Ф. Косого (клирошан) отрицание догмата троицы имело место. Аналогичные взгляды мы встречаем и у новгородских «еретиков» конца XV - начала XVI в. Поэтому выводить их из всевозможных «западных» влияний на много лет нет никаких оснований. Отрицая божественное происхождение Христа, Феодосий Косой говорил, что «не подобоеть много почтити рожшую Христа», т.е. богородицу.
В этих, как и других своих основных воззрениях, Феодосий Косой исходил из текстов священного писания, истолкованных им в рационалистическом духе.
Прежде всего Ф. Косой обращал своё внимание на «столповые книги», которыми он именовал Пятикнижие («Моисеевы книги нарицает Косой - столповыми»). Именно за обращение к этим книгам предшественников Ф. Косого, новгородских «еретиков» конца XV в., прозвали «жидовствующими». Феодосий Косой «последовати учит писанию, столповым книгам», ибо в них содержится истина. Ф. Косой говорил, что в монастырях обычно «не дают их прочятати и таят их от людей». Действительно, во время церковных служб в XVI в. на Руси книгами Ветхого Завета почти не пользовались, возможно, из-за их популярности у «еретиков». Использовал Ф. Косой, в отличие от новгородских «еретиков», также Евангелие и Апостол. Из святоотечественной литературы он признавал лишь Постническую книгу Василия Великого и Маргарит Иоанна Златоуста, а также, возможно, и Григория Богослова. Книги Василия Великого и Иоанна Златоуста, как сообщил нам Ю.К. Бегунов, частично использовались и московскими «еретиками» конца XV - начала XVI в., отвергавшими другие произведения византийской церковной традиции.
<...>
Если книги священного писания подвергались истолкованию Феодосием Косым с позиций его учения, то всю основную массу святоотечественной литературы он просто отвергал как не соответствующую истинному христианству, как человеческое предание. Зиновий с негодованием писал, что Ф. Косой и его соратники «книгы святых отец и правила церковная ложным писанием именують». Одним из аргументов «еретиков» против всяких богословских книг было то, что якобы седьмой собор проклял составление новых книг. Следуя этому своему доводу, Феодосий Косой сам проповедовал своё учение устно и «несть писал ниединоя книги».
Отрицание святоотечественной литературы являлось у Феодосия Косого следствием его борьбы со всеми церковными установлениями и правилами. Он с негодованием говорил, что в церквах попы учат не по Евангелию, а «по книгам и по уставам их человеческая преданна и повелевают себе послушатися». При критике «человеческих преданий», якобы противоречащих истинной вере, основанной на Евангелии, Феодосий Косой ссылался на Василия Великого. Церковные «правила» отсутствуют в Евангелии и в Апостоле, потому они являются человеческими преданиями, написанными епископами.
К числу «человеческих преданий» Феодосий Косой относил, судя по Посланию многословному, церковные обряды, таинства (крещение, причащение), посты, приношения в церковь и монашество. Судя по Истины показанию, «человеческими преданиями» Ф. Косой считал даже самую церковь, все церковные службы, иконы и молитвы.
Против «человеческих преданий» и прежде всего против феодальной Церкви направлено остриё «ереси» Феодосия Косого. Косой учил, что в Евангелии и Апостоле вовсе не было написано про Церковь, ибо Церкви при апостолах не существовало. Позднее же были созданы не церкви как духовные союзы верующих, а «кумирницы... и златокузницы». Ссылался Ф. Косой также на Златоуста, который писал, что «церковь не стены, но верных съборы». Тех, кто поставил храмы с иконами, Ф. Косой считал человекослужителями и идолослужителями. Наряду с Церковью Феодосий Косой отрицал иконопочитание, называя иконы идолами. Идолами называли иконы и новогородские «еретики» конца XV - начала XVI в., отрицавшие также церковь и другие человеческие «предания». «Человеческим преданием» называет обрядность «еретик» Иван Волк Курицын в своей «кормчей». И позднее, в 1540 г., когда в Псков привезли «новые иконы», там произошло «великое смятение»: «простая чадь» (т.е. посадские люди) сочли их за «болванов» («поставила то есть болванное преклонение»). Вероятно, в данном случае речь идёт о недовольстве какими-то конкретными иконами, а не об отрицании иконопечатания вообще. Но самое выступление это весьма знаменательно. Против поклонения всяким иконам решительно выступал Феодосий Косой. Иконам, согласно стр. 144, 221; «Охтаик и мученыя святым, песнопениа и устав глаголют та вся растлитых человек умом списание и человеческая преданна» (там же, стр. 95). <...> Феодосий Косой ссылался при этом на Премудрости Соломона (Премудрость Соломона, глава XIII, 10, 11 -16) и псалмы Давида (Псалмы СХIII, 12-15) об идолах: «иконы бо якоже и идоли, очи им писаны, и уши, и ноздри, и уста, и руки и ноги, и ничтоже ими действуют, ни могут двигнути». Иконы раскрашены и прикреплены к стене. Словом, они во всём соответствуют идолам. К тому же «несть нигдеже заповеди, повелевающей сотворити иконы». В Евангелии о них ничего не написано, поэтому «грех есть почитати иконы». Ссылался Феодосий Косой и на послание пророка Иеремии о серебряных ботах в Вавилоне, а также на заповедь Моисея «не сотворити всякого подобия, елика на небеси, и елика на земли, и елика в водах и под землею». На эту же заповедь ссылались и новгородские «еретики» конца XV в., также выступавшие против почитания икон как «рукотворения». Некоторые из последователей Феодосия Косого указывали и на то, что иконопочитание введено было только на шестом Вселенском соборе.
Протестовал Феодосий Косой и против поклонения кресту, называя это поклонение одним из видов идолопоклонства. И в данном случае он развивал учение новгородских «еретиков». Крест, как и всякое дерево, святости не имеет. Если кто-либо убьёт чьего-нибудь сына палицей, ведь не будет же отец убитого любить эту палицу. Он даже возненавидит того, кто любит и целует эту палицу. Так и Бог ненавидит крест, ибо на нём убит Его сын, и гневается на тех, кто его почитает. Вообще нельзя поклоняться дереву, ибо это противоречит вере в Бога. Когда Христос говорил своим ученикам взять на плечи крест, он имел в виду не тот крест, на котором он был распят. Очевидно, крест в данном случае надо было понимать в переносном смысле как тяжесть всех грехов, совершённых людьми.
Отрицал Феодосий Косой и необходимость молитв и всех таинств и обрядов, в том числе крещения и причастия, считая всё это «человеческим преданием». Отрицание внешней молитвы связано с выступлением против внешнего благочиния с проповедью «духовной молитвы» - положение, взятое и развитое Феодосией Косым из учения нестяжателей. Не следует петь и церковные песнопения по умершим. Как отрицает христианская религия обрезание, так, по мнению Феодосия Косого, следует отказаться от крещения и причащения. Причастие - не тело и кровь Христа, а простой хлеб, который и нужно есть как обычный хлеб. Христос передал людям не тело своё или кровь, а учение.
Феодосий Косой едко высмеивал церковников, которые помещают саркофаги с мертвецами в церкви на всеобщее обозрение, поют им каноны, составляют жития, зажигают перед ними свечи, молятся, прося от мёртвых помощи. Благодаря всему этому они «отводят люди от Бога» и впадают в идолослужение, в обожествление мёртвых. Сторонники Феодосия Косого ссылались на «правила» патриарха Никифора и житие Антония «великого», которые якобы «возбраняют не погребати и почитати, аще и святых усопших телеса будут». Поклонение «мощам» - «человекослужение», запрещённое Писанием. Апостолы помогали людям и творили чудеса, когда были живыми. Умерши, они, как и другие мученики, не могут ничем помогать молящимся, потому что ничем не отличаются от прочих мертвецов. Чудеса от их «мощей» - это только соблазн.
Никаких чудес не бывает и от икон, - учил Косой. <...> Отрицание Феодосией Косым внешней обрядности и выступление против пантеона святых складывались под влиянием критики «внешнего» правоверия нестяжателями. Вместе с тем оно шло несравненно дальше робких высказываний заволжских старцев, приводя к отрицанию всей официальной Церкви. Ещё недавно осифлянские соборы 1547 и 1549 гг. в целях укрепления авторитета Русской церкви провели канонизацию целого ряда русских «святых» и образовали единый пантеон святых Русской Православной церкви. Феодосий Косой наносил сильный удар по всем этим мероприятиям церковников, подрывая веру в чудодейственную силу «святых». Распространяемые в народе легенды о чудесах «святых» были одним из средств идеологического воздействия церковников на народные массы. Укрепление веры в чудеса содействовало упрочению авторитета Русской церкви. <...>
По мнению Ф. Косого, епископы и попы - ложные учителя, идолослужители, которые учат не по священному писанию, а по «человеческому преданию». Попы и епископы обвинялись Феодосией Косым в стяжании богатства и праздной жизни.
Феодосий Косой называл попов фарисеями и лицемерами. С раздражением он говорил о том, что попы «повелевают себе послушати и земских властей боятися и дани даяти им». Феодосий Косой отчётливо понимал тесную связь между церковной иерархией и «земской властью», рассматривая церкви как орудие сильных мира сего. Требование послушания самим иерархам Ф. Косой считал не соответствующим духу истинной веры. Критику нестяжателей церковных иерархов за жестокое преследование «еретиков» Ф. Косой довёл до отрицания необходимости этой иерархии, подчеркивая, что жестокости, творившиеся её представителями, противоречили основам христианского вероучения.
<...>
Феодосий Косой не ограничился простым отрицанием необходимости церковной иерархии; он подверг сокрушительной критике материальные основы господствующей Церкви - церковно-монастырское землевладение. Феодосий Косой отрицал вслед за новгородскими «еретиками» конца XV в. уже самую целесообразность существования монашества. Он указывал на отсутствие упоминания о монашестве в Евангелии и Апостоле и называл обычай «чернечествования» человеческим преданием, намекая при этом, что он введён вероотступниками.
В середине XVI в. вопрос о монастырском землевладении был настолько острым, что Феодосий Косой как передовой мыслитель, откликавшийся на животрепещущие вопросы окружавшей его действительности, не ограничился одной критикой необходимости монашества как института, а подробно разобрал самый строй монашеской жизни.
<...> Активная борьба Ф. Косого против церковников в Витебске подтверждает действенный характер «нового учения». Считая себя и своих последователей «избранными», Феодосий Косой, очевидно, придавал большое воспитательное значение личному примеру. Он смело и решительно снял с себя монашеский сан и нарушил обет безбрачия. Этому примеру последовали и некоторые из его сторонников.
Отсутствие у Феодосия Косого чёткого представления о путях преобразования современного ему общества следует объяснять слабостью плебейской оппозиции в России, где социальные противоречия на посаде и в деревне не достигли ещё той глубины, которая характерна была для передовых европейских стран XVI в".
Разумеется, не во всём Феодосий Косой был прав; также я не могу согласиться и с некоторыми выводами автора исторического очерка, стоящего на безрелигиозных позициях. Однако этот анализ, безусловно, объективнее пристрастной критики учения Ф. Косого в православных кругах.
Читайте также:
Свинина в христианстве: логика фарисеев Отрывок из форума в христианском блоге Примеры содержательных веб-дискуссий на религиозные темы И да благословит Аллах Мухаммада, его семью и сподвижников.