Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Человек, который отнёс себя не к своему отцу, зная, (что это не так), впал не иначе, как в неверие! Тот же, кто отнёс себя к тому народу, в котором у него нет корней, пусть он приготовится занять своё место в Огне» (аль-Бухари, Муслим).
«Кто отнёс себя не к своему отцу, и он знает, что это чужой отец, то для такого Рай запрещён» (аль-Бухари, Муслим).
«Кто отнёс себя к чужому отцу или приписал себя к чужим господам, то на нём проклятие Аллаха, ангелов и всех людей; Аллах не примет от него в День воскресения ни обязательного поклонения ["сарф"], ни дополнительного ["адль"]» (Муслим; некоторые улемы понимали термин «сарф» как накопления, а «адль» - как пожертвования).
Под неверием (куфр) здесь подразумевается неблагодарное отношение к людям, как прокомментировал имам ан-Навави:
«Он отрицает милость и добродетели, (оказанные ему), права Всевышнего Аллаха и права своего отца. Здесь не имеется в виду неверие, выводящее его из религии Ислам» («Шарху сахихи Муслим»,
2/50). Читайте об этом:
Смысл термина «кяфир» (неверный) Также он сказал:
«Это очевидный и суровый запрет на (то, чтобы) человек относил себя к чужому отцу или вольноотпущенник относил себя к чужим господам, так как в этом (присутствует) отрицание милосердия, нарушение прав на наследство и опекунство, потеря разума и т.п., наряду с обрывом родственных связей и ослушанием (родителей)» («Шарху сахихи Муслим»,
9/144).
Таким образом, мусульманину строго-настрого запрещено отрекаться от родословной и предков, дарованных ему Аллахом (даже если они и неверующие) - изменяя фамилию, отчество и т.п. Однако в вопросе национальности нет таких жёстких рамок; человек вправе ассоциировать себя с тем народом, который ему ближе (по родному языку, воспитанию и др.).
Передаётся, что Хатыб бин Аби Бальта'а сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, я - мужчина из (племени) Курайш, но я не из их числа» (аль-Бухари).
Как пояснил Ибн Хаджар аль-'Аскаляни:
"В его словах: «Поистине, я - мужчина из (племени) Курайш, но я не из их числа» нет противоречия. Он имел в виду, что он - один из них в том смысле, что являлся их союзником. Как гласит достоверный хадис: «Союзник какого-то народа принадлежит к ним»" («Фатху-ль-Бари»,
13/492).
Кроме того, Анас бин Малик рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воззвал к ансарам и произнёс: «Среди вас есть кто-либо не из вас?» Они ответили: «Нет, кроме сына нашей сестры». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сын сестры народа принадлежит к ним (к этому народу)»" (аль-Бухари, Муслим).
В варианте, переданном ад-Дарими, Ахмадом, ат-Табарани и Ибн Аби Шайбой: «Покровитель народа принадлежит к ним, и союзник народа принадлежит к ним, и сын сестры народа принадлежит к ним» (см. «Маджма'у-з-заваид» аль-Хайсами,
5/194).
Также одна из глав «Сахиха» аль-Бухари названа «Покровитель народа принадлежит к их числу, и сын (их) сестры является одним из них», где он привёл соответствующие хадисы (№ 6380-6381). Ибн Хаджар пояснил:
"Под покровителем [«мавля»] имеется в виду вольноотпущенник... или союзник. Здесь не подразумевается покровитель, который выше (этого народа по положению)" («Фатху-ль-Бари»,
6/553).
Таким же было мнение Зайда бин Сабита и имама аш-Шафи'и. Однако Умар, Али, Ибн Мас'уд, Ибрахим ан-Наха'и и Абу Ханифа полагали иначе - с данным народом может породниться любой, кто принял Ислам из их рук (см. «Миркату-ль-мафатих» Али аль-Кари, 5/2025).
Ибн Хазм говорил по этому поводу:
«То, что сын сестры народа принадлежит к ним - это правда, потому что он происходит от женщины из их числа по праву рождения. Союзник и покровитель тоже принадлежат к ним, потому что они оба входят в их сообщество. Однако в этих его словах, мир ему, нет (указания) на то, что покровитель и союзник обязаны получить тот статус, которым обладает этот народ.
И верно единогласное мнение приверженцев Истины, что прав халифа не был достоин ни покровитель курайшитов, ни их союзник, ни сын сестры народа, даже если он и принадлежит к ним» («аль-Мухалля», 11/324).
Именно поэтому потомки Исмаила, мир ему, жившие среди арабов, со временем приняли арабскую идентичность (равно как и многие народы на завоёванных арабами-мусульманами землях: копты, берберы, ассирийцы и др.). Господин всех пророков, мир ему и благословение Аллаха, тоже всегда считал себя арабом - хотя и помнил о своих благородных предках.
Читайте также:
Для тех, кто гордится своим происхождением Ответ националистам И да благословит Аллах Своего Посланника, его семью и сподвижников.