Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Всевышний Аллах повелел Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), а с ним и всем мусульманам:
«И придерживайся прямоты, как было приказано тебе» (Коран, 11:112).
Ибн Аббас сказал: "Не ниспосылался Посланнику Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), из всего Корана аят более трудный и тяжёлый для него, чем этот, поэтому он, мир ему и благословение, говорил: «Меня сделали седым сура “Худ” и подобные ей суры»". Также от одного из людей сообщается, что он сказал: 'Я видел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во сне и спросил его: "От тебя было передано, что ты говорил: «Меня сделали седым сура “Худ” и подобные ей суры»?" Он ответил: «Да». Я спросил: «А по причине какого именно аята?» Он ответил: "По причине Его слов: «И придерживайся прямоты, как было приказано тебе»"' (см. «аль-Джами'у ли-ахкями-ль-куръан» аль-Куртуби, 9/94; «Джами'у-ль-'улюми ва-ль-хикям» Ибн Раджаба, 1/509-510 и «Шу'абу-ль-иман» аль-Байхакы,
2/472).
аль-Хасан аль-Басри говорил:
"Когда был ниспослан этот аят Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: «Принимайтесь же (за дела)!», а смеющимся его с тех пор не видели" (Ибн Аби Хатим).
Прямота означает твёрдое и неуклонное движение по пути Истины и соблюдение того, в чём уверен человек. Об этом и молят Аллаха мусульмане в каждом намазе:
«Веди же нас прямым путём, путём тех, которых Ты облагодетельствовал, а не тех, на кого Ты разгневан, и не заблудших!» (Коран, 1:6-7).
Человек, идущий прямым путём, должен отгонять от себя любые сомнения в своей религии, а его язык - говорить только правду (кроме ряда особых случаев):
«Не будет прямой вера раба (Аллаха) до тех пор, пока не станет прямым его сердце, а его сердце не станет прямым до тех пор, пока не станет прямым его язык» (хадис передали Ахмад и ат-Табарани. См. «Маджма'у-з-заваид» аль-Хайсами,
1/57).
От Анаса передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочитал: «Воистину, к тем, которые сказали: "Наш Господь - Аллах", - а потом придерживались прямоты...» (Коран, 41:30) и сказал: «Люди произнесли это, а потом большинство из них впали в неверие; тот же, кто умер на этом (прямом пути) - из числа тех, кто придерживался прямоты».
Абу Бакр ас-Сыддик сказал, толкуя слова Аллаха «а потом придерживались прямоты»: «Они ничего не приобщали к Аллаху». Сообщается также, что он говорил: «Они не обращались к другому богу, помимо Него».
Умар бин аль-Хаттаб однажды прочитал, стоя на минбаре: «Воистину, к тем, которые сказали: "Наш Господь - Аллах", - а потом придерживались прямоты...» и сказал: «Они не хитрили уловками лисы».
Ибн Аббас пояснил слова «а потом придерживались прямоты» так: «Они были стойкими в выполнении шариатских обязанностей» (см. «Джами'у-ль-'улюми ва-ль-хикям», 1/507-508; «Тафсиру-ль-Багави», 7/172 и «Мадариджу-с-саликин» Ибн аль-Кайима, 2/104).
Таким образом, прямой путь подразумевает готовность мусульманина признавать и исправлять свои ошибки, когда они очевидны, и менять свою точку зрения всякий раз, когда она не совпадает с религией Аллаха.
Читайте также:
Откуда к нам приходят мысли? Что будет с теми, кто сомневался? Истина и ложь О фанатиках и фанатизме И да благословит Аллах Мухаммада, его семью и сподвижников.