Миатлинская ГЭС

Feb 27, 2013 11:43


«Впечатление было кошмарное, имея в виду пусковую готовность,
но советский человек тем и отличается, что в нужный момент мог совершить невозможное».
В.Н. Двуреков

В поездке по Дагестану я посмотрел несколько станций: Чирюртский каскад, Чиркейскую и Миатлинскую ГЭС. Если каскад - это первенец Дагестанской энергетики, а Чиркейская поражает своей мощью, то Миатлинская завораживает своей красотой. И находясь там, около плотины, поражаешься тишиной и каким-то умиротворением. Мдя, чего-то на лирику потянуло. :) Пишу эти строки, находясь в поезде, который едет в зоне вечной мерзлоты, возвращаясь с Бованенковского месторождения. И за окном - белое нечто и легкая метель...

Вернемся на юг, к плотине. В подготовке текста я снова использовал книгу Валерия Двурекова «Свет. Записки гидроэнергетика. Том второй», в которой он очень красочно и подробно описывает свои приключения в Дагестане, поэтому технических общедоступных деталей будет поменьше.



1. Миатлинская ГЭС мощностью 220 мегаватт строилась третьей на Сулаке в 15 километрах ниже по течению реки от Чиркейской ГЭС и в 13 километрах выше построенной в конце 50-х годов Чирюртовской ГЭС. Ее основное назначение - выработка электроэнергии и выполнение функций контррегулятора Чиркейской остропиковой станции. Своим небольшим водохранилищем недельно-суточного регулирования Миатлинская ГЭС стала сглаживать большие колебания расходов воды через Чиркейские агрегаты и пропускать в нижний бьеф такие расходы, которые диктуются различными потребностями потребителей ниже по течению.


2. По первоначальному проекту створ плотины предполагался в другом месте, ниже по течению. Но в процессе строительства на правом берегу возник огромный оползень объемом более 17 миллионов кубометров грунта. Подрезанный автодорогами склон на протяжении нескольких сот метров сдвинулся вниз, и его нижняя часть обрушилась в реку. После этого он принял более-менее спокойное состояние и стал ползти со скоростью один-два сантиметра в сутки. Прямо в нижний бьеф. Пришлось менять проект плотины, выводить здание ГЭС из-под оползня, а плотину переносить выше по течению. Вода теперь стала подводиться по двухкилометровым тоннелям, проложенным в скальном массиве противоположного берега.


3. В какой-то момент строительства гидроузла наступила пора перекрывать реку. Это произошло 3 мая 1980 года, в перерыве между майскими праздниками. Видимо, это обстоятельство сыграло свою роль в том, что перекрытие получилось немного странным. Хотя перекрыть реку здесь весьма просто, ведь уже есть две ГЭС: останови на ночь Чиркейскую и засыпай сухое русло реки. Санитарный пропуск ниже по течению обеспечит водохранилище Чирюртовской ГЭС, а между станциями нет потребителей воды. Рыба не в счет - она переночует в ямках реки. Но несмотря на то, что все так и было сделано, в перемычке оказались огромные пустоты, из-за которых долго не могли откачать воду из котлована. В итоге была выполнена поистине золотая инъекционная занавеса перемычки под напором воды 20 метров.


4. В процессе строительства возникло очень много отступлений от проекта по вине строителей. Например, они не выдерживали оси дорог, недобирали грунты при устройстве площадок. Это все приводило либо к большим переделкам проекта, либо к задержкам. А порой и ставило под угрозу безопасность работ, так как взрывом подрезают пласты грунта, вызывая опасность оползня. А на плотине увеличение взрывчатого материала привело к разрушению бортовых примыканий плотины и увеличению ее пролета. Все это потребовало нового проекта по ее устоям и седлу. В итоге сложилась такая ситуация, что строители нарушают проект, проектировщики его корректируют. За это время строители строят без проекта, и новый проект опять требует корректировки.


5. А оползень между тем продолжает двигаться и грозится перекрыть подъезды по правому берегу. Поэтому строится автотранспортный тоннель, по левому берегу из которого открываются дополнительные забои водоподводящего тракта. Справа как раз виден портал нового автодорожного тоннеля.


6. Гидроагрегаты ГЭС оказались неудачными, отмечались повышенные вибрации и трещинообразование. В 2008 году был проведен капитальный ремонт гидроагрегатов с модернизацией лопастей рабочего колеса, что привело к улучшению ситуации.


7. По воспоминаниям Двурекова, на одном из застольев главным экспертом Госстроя СССР по проектам Дагестанских электростанций был сказан тост: «Ребята! За вашими словами - грандиозность Чиркейской ГЭС. Поэтому я вам верю. Но я посмотрел проект Миатлинской. Трудно представить что-либо более сложное по природным условиям. И я знаю заявленную стоимость. Не желая вам лишних проблем, рекомендую дать предложения дополнительных затрат на несколько миллионов рублей. Мы вам их согласуем. Успехов вам, дорогие!»


8. Высота арочной части плотины - 73 метра (полная высота плотины с пробкой в основании - 86,5 метров), длина по гребню - чуть более 150. Она была возведена за один сезон.


9. Низкие темпы подготовительных работ потребовали ускорения бетонных. Была разработана так называемая Миатлинская технология. Ее суть заключалась в поярусном непрерывном бетонировании тела плотины. За один заход бетонируется ярус высотой полтора метра от одного берега до другого.


.::кликабельно::.

10. Причем, разрыв по времени между укладкой ярусов не должен превышать 7 суток. Вторая особенность - это использование многоярусной консольной опалубки. Длина одного щита - три метра, высота - полтора.


11. Но такая скорость бетонирования предъявляла особые требования к охлаждению бетона. В тело плотины при заливке бетона укладывались специальные змеевики, через которые пропускалась речная вода с температурой 16 градусов. А потом - вода из морозильной установки с температурой 3-5 градусов. Охлаждение велось непрерывно от монтажа змеевика до начала цементации межсекционных швов. Для контроля охлаждения в выходном контуре были устроены разрывы, которые позволяли визуально контролировать сток воды.


12. Дима chistoprudov делает вид, что управляет краном.


13. Аварийная ситуация возникла при заполнении водохранилища, которое началось 27 декабря 1985 года в три часа ночи. Дело в том, что после того как был перекрыт строительный тоннель, открыть его снова нельзя - заполнение водохранилища уже не остановить. И вот когда этот тоннель был перекрыт, выяснилось, что не готов один из затворов водоприемника: там возникли проблемы с его приемкой и он еще лежал на земле.


14. Днем будет включена Чиркейская ГЭС и заполнение водохранилища будет происходить ударными темпами, а в водоподводящем открытом тоннеле - сотни людей. По закону подлости, куда-то делся электрик, который обеспечивает электричеством кран - опустить затвор нельзя. Объявили эвакуацию людей, одновременно расчищая ложе оклада затвора. Чтобы опустить его, как только будет ток на кране.


.::кликабельно::.

15. Как назло, Чиркейская ГЭС включилась на полную мощность, так как на двух тепловых станциях вышли из строя энергоблоки. Вода быстро поднялась до нижней отметки портала и… остановилась. Верхняя перемычка, взорванная накануне, самовосстановилась и немного задержала воду, плюс берега интенсивно впитывали воду. Эта задержка позволила дочистить порог водоприемника, правда, уже работая по пояс в воде, так как она снова стала прибывать. Но в итоге нашли электрика, дали ток на кран и опустили злосчастный затвор, полностью перекрыв реку.


16. 29 декабря 1985 года пустили один гидроагрегат на холостой ход. Он немного поработал, и его заклинило. И тут возникает неприятная ситуация. Река перекрыта, до водосливных отверстий наверху плотины еще много метров. Внизу, в Чирюртском водохранилище, уже заканчивается запас воды. Пришлось пускать на полную мощь Чиркейскую станцию, чтобы ускорить заполнение Миатлинского водохранилища. А вот куда девать эту электроэнергию?


.::кликабельно::.

17. За такой пуск гидростроителей сильно взгрели, но это позволило быстро заполнить Миатлинское водохранилище и пустить воду через водосбросные отверстия. Водозаборы остались в воде, и водоснабжение в городах не пострадало.


18. Плотина Миатлинской ГЭС испытала стрессовое давление, когда в одну ночь сотни тысяч тонн воды очень быстро (а по сравнению с обычной скоростью заполнения можно сказать, что внезапно) нагрузили арку. Но она выдержала.


19. Одна из внутриплотинных галерей. Слева видны остатки трубок системы охлаждения.


20. Спасибо персоналу станции за замечательную экскурсию по ней.


21. Автодорожный тоннель в левом берегу.


22. Местами в бетонной обделке, местами только торкет.


23. Миатлинское водохранилище также используется как источник водоснабжения г.Махачкала. Арка из труб справа - это как раз водоводы в Махачкалу.


24. В книге это названо «Четырехкамерным монстром» - уравнительный резервуар, который улучшает условия регулирования мощности гидротурбин и предохраняет деривацию от гидравлического удара, возникающего при внезапном закрытии направляющего аппарата в случае сброса нагрузки или в результате аварии.


25. Диаметр шахты уравнительного резервуара - 27 метров.


26. Откуда кто служил на КПП.


27. Но вернемся к пуску станции. За день гидроагрегат починили и снова пустили на холостой ход. В последние часы последнего дня 1985 года его включили в сеть и… спалили ОРУ. Новогодний подарок стране не удался. В итоге агрегат дал ток только в 20 часов первого января 1986 года. После 72 часов работы он был официально принят в эксплуатацию и остановлен для завершения работ. А их еще много. Обнаружилось много протечек в водоподводящем тракте, которые потребовали ремонта.


28. В первый день съемок мы узнали, что сливные отверстия водосбросов открывают очень редко. За все время эксплуатации это было буквально несколько раз. Мы очень расстроились, что не увидим этой картины. На что сопровождающий нас инженер ответил, что не вопрос, приезжайте завтра утром - они согласуют открытие одного отверстия на несколько минут.


29. Расположившись в разных точках плотины, мы ждем. Слушайте, картина воистину потрясающая, когда этот поток воды начинает падать вниз.


30. А затвор открыт всего лишь чуть-чуть!


31. Ущелье довольно быстро заполняется туманом.


32. Затвор закрыли не сразу, и у нас появилась возможность погулять по мостику под потоком воды.


33. Выглядит еще более феерично!


34. Мы еще поискали точки съемки вокруг.


35. Вот тут и понимаешь, какая мощь заключена в воде.


36. Если не ошибаюсь, слева - портал строительного тоннеля.


37. Оголовки водосливов были выполнены в заводских условиях, что позволило добиться их высочайшей точности по горизонту. Заодно сравните масштаб людей и конструкций плотины.


38. Огромное спасибо Дагестанскому филиалу РусГидро за приглашение и лично Патимат за организацию поездки! Это была одна из лучших поездок в 2011 году.


Дагестан, industrial, trip, ГЭС

Previous post Next post
Up