Чуть более года назад я разместил
репортаж о тренажере Boeing-737NG, который был представлен компанией
TFT в аэропорту Шереметьево. Тогда был показан прототип кабины. Параллельно этому велась разработка полноразмерный кабины 737-го, которая была уже представлена на МАКС-2009. Сейчас этот тренажер установлен на Кутузовской, 12, где любой желающий может попробывать в себя в роли пилота 737-го под руководством инструктора, одним из которых там работает всем хорошо известный
letchikleha действующий КВС 737 в авиакомпании «Атлант-Союз».
Теперь пару слов о технической стороне кокпита, кому интересно и кто в теме. В основе программного обеспечения находится MFS2004 (от него берется графика и погодный модуль) с платником B737NG от PMDG. Для работы множества мониторов и органов управления используется проект Манжента (не помню как она пишется по английски). Кокпит полностью имитирует кабину 737 и органы управления. Я хочу обязательно уточнить, что это НЕ тренажер для подготовки экипажей, так как он не сертифицирован для этих целей. Это просто тренажер для ознакомления всех желающих. Динамика для этого тренажера была написана
Дмитрием Колесниковым, автором динамики для ТУ-154Б-2/М
проекта Туполев, на основе реальных расшифровок параметрических самописцев с 737-го. А взаимодействие реальных приборов с симом, обсчитывание гидравлики и прочих параметров происходит в аппаратных стойках.
Но самое главное - это, конечно, ощущения полета, который передает тренажер и общение с Алексеем Кочемасовым, а он может много чего интересного рассказать и показать тут же на тренажере. Бочка на 737, посадка на полосу с неработающими двигателями, вывод из штопора и многие другие хитрости и премудрости летной работы.
График тренажера заполнен с утра и до позднего вечера. Приходят с маленькими детьми (10-12 лет), приходят девушки и, конечно, симмеры. С ними, говорит Алексей, больше всего головной боли, особенно когда приходят и говорят, что все знают и умеют... Ну знать-то может и знают, но реальная кабина с подвижной платформой очень сильно отличается от сиденья перед монитором. Распределение внимания знаете другое, и приборы раскиданы по кабине, а не расположены в одной точке. В общем, тонкостей много. Нет, есть конечно исключения. Я знаю несколько людей, которые после увлечения симом теперь летают вторыми пилотами и даже КВС на B737/А320 и летают хорошо. Но это скорее исключение из общего правила.
У меня, как у заядлого в прошлом симмера (правда пережившего давно момент «всезнаювсеумею» :) , особых проблем с управлением не было. Естественно Алексей сидел рядом и помогал, но тем не менее я с первого раза совершил довольно внятную коробочку и посадил самолет на полосу. Потом ещё раз тоже самое, но с выключенными двигателями. Тоже сел нормально. Единственное, жалко, что так и не попробовал посадку СМУ (Сложные МетеУсловиях).
В общем, я за себя порадовался. Сим, кстати, я не забросил, хотя интерес к нему сильно остыл. Но тем не менее иногда достаю джойстик и могу слетать короткий маршрутик или просто вспомнить молодость. Вот, например, недавно купил PMDG MD-11, радуюсь в редкое свободное время. Ребята классно его сделали, да и самолет не тривиальный.
На разработку этого тренажера было потрачено полгода, из которых последних три месяца работа велась круглосуточно. На МАКСе-2009 тренажер посетил вице-призидент корпорации Боинг. Как говорят, он был чрезвычайно удивлен, что вот умельцы и фанаты своего дела сделали буквально на коленке вот такой вот девайс.
Предвидя вопросы из серии, а как его можно использовать в реальной авиации, отвечаю - использовать для подготовки экипажей его нельзя, так как он не сертифицирован Боингом для этого. Если его и использовать для подготовки - то только как процедурный FIX тренажер, для знакомства с кабиной, органами управления, принципами работы FMS и других устройств, но ни как пилотажный тренажер. Но и это тоже требует сертификации и совершенно другая история.
Так то приходите на тренажер, летайте, получайте удовольствие и позитив от летного процесса и от общения с инструкторами.
17 фотографий, общий вес 2,6 мегабайт
1. Различные авиационные приборы. Вот это пуль управления АРК. Возможно в дальнейшим в павильоне будет небольшой музей всякого авиационного железа.
2. Радиовысотомер, авиагоризонт и ПНП (Прибор Навигационный плановый). Он показывает курс и на нем же устанавливается посадочный курс, а в центре планки системы ИЛС.
3. Сервоприводы для имитации подвижности.
4. Оверхед 737. Все родное.
5.
letchikleha объясняет азы управления самолетом и назначением кнопок, экранов и всего прочего. Какое же непередаваемое ощущение когда ты рукой находишь нужный тумблер и с характерным щелчком его перещелкиваешь. Стандартный сим нервно курит в стороне.
6. Приборная панель NG. Кстати, первый полет 737 совершил в 1967 году. За более чем 40 лет эксплуатации (а производится он до сих пор) он пережил туеву кучу модификаций. Сейчас - это NG (Next Generation) современный и надежный самолет с первоклассным авиационным оборудованием. А когда была последняя модификация Ту-154?.. Нет, полтинник отличная машина. Для своего времени. А сейчас она морально устарела. А уж про топливную эффективность и говорить нечего.
7. В полете. Неприятный момент - это стыковка экранов между собой. Но, через минуту полета, на это не обращаешь внимания, так как пилотирование идет по приборам и все внимание к директорам.
8.
letchikleha показывает бочку.
9. Если кто вдруг не знает, то Алексей - КВС Б737, сейчас летает в Атлант-Союзе. А вот его знаменитая
визуальная посадка в Толмачева, когда он был КВС на Ту-154М. Говорит, что проверяющие потом пытались докопаться, но к своему безграничному удивлению не нашли никаких противоречий с РЛЭ Ту-154М.
10. Заход и посадка в Шереметьево с двумя отказавшими двигателями: «Лучше сесть в середине полосы и выкатится на скорости 60 км в час, чем сесть в поле или на забор до полосы со скоростью под 300».
11. Кабина 737. Все как в жизни.
12. Галерея фотографий сборки тренажера.
13. Алексей объясняет Пермскую катастрофу.
14. Тот самый тренажер из Шереметьева.
15. Какой-то локатор.
Не трогать Настроено 16. Спасибо Евгению Юшкину (руководитель компании TFT), чья идея о тренажере воплотилась в железо, спасибо Алексею за интереснейший рассказ и позитив.
© Russos, 2010