Открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена.
Архитекторы: И. Г. Таранов, Н. А. Быкова
Инженер-конструктор: В. И. Дмитриев
Скульптор: Н. Митковицер
Станция расположена вдоль Русаковской улицы у парка Сокольники.
23 фотографии, общий вес 4,4 мегабайт
1. Строительство станции началось в марте 1934 года, а уже к августу были закончены бетонные работы. Возведение подходных тоннелей началось раньше, летом 1933 года. В самом начале участка, у путепровода Митьковской железнодорожной ветки, трассу линии пересекало русло реки Рыбинки, заключенной в бетонный коллектор диаметром 2 метра, вызвавший при строительстве немало неприятностей. В районе проведения работ в Рыбинку впадало шесть водостоков. Во время дождей все эти водостоки и коллектор Рыбинки переполнялись, грозя затопить котлован.
2. Сооружение станции осуществлялось открытым способом в чрезвычайно сложных плывунных грунтах, начинавшихся на глубине 9-ти метров, при уровне залегания лотка станции - 12,5 метров. Для обеспечения устойчивости окружающих пород вся территория котлована будущей станции была рассечена траншеями, из которых непрерывно откачивалась вода. Такой способ позволял частично осушать плывуны и облегчать выемку грунта. Для закрепления стен котлована в некоторых местах применялся наклонный шпунт из досок. Использовать стальные шпунты, как на других станциях, строившихся открытым способом, не представлялось возможным.
3. Стены станции покрыты белой глазурованной плиткой. Цоколи стен отделаны черным марблитом. Колонны и центральный мостик облицованы серо-голубым мрамором; белый мрамор покрывает стены подходного коридора и турникетного зала. В 1937 году на Международной всемирной выставке в Париже проект станции был удостоен Гран-при.
4. За станцией был предусмотрен четырехпутный оборотный тупик. Однако он не был закончен к пуску линии, поэтому перед станцией был уложен пошерстный съезд, что позволяло оборачивать поезда при начальном, не очень плотном графике движения. Оборотные тупики были достроены к 1936 году.
5. 15 октября 1934 года на станцию прибыл первый пробный состав из двух вагонов. Маршрут был укороченный, всего два перегона - между «Комсомольской» и «Сокольниками». В январе 1935 года начали курсировать (опять же, от «Сокольников» до «Комсомольской») первые рейсы с заданной периодичностью, а 5 февраля впервые был проведен пробный рейс по всей трассе первой очереди. При открытии метро 15 мая первый рейс с пассажирами отправился опять-таки от станции «Сокольники». Первым пассажиром, купившим у кассирши Васильевой билет N 1 серии «А» стал некто П.Н. Латышев, который заявил в газете «Рабочая Москва»: «Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил до метро».
6. За все 70 лет, прошедших с момента открытия, станция практически не подвергалась переделкам и сохранила свой первоначальный архитектурный облик.
Обои:
1024×768 |
1280×800 |
1280×1024 |
1366×768 |
1440×900 |
1600×1200 |
1680×1050 |
1920×1080 |
1920×1200 7. 31 декабря 1965 года было открыто продление линии до станции «Преображенская Площадь», и станция «Сокольники» перестала быть конечной. Так как улица Стромынка образует в этом месте крутой изгиб, и конструкция тупиков не позволяла построить второй главный путь по оси станционного пути, то при следовании от «Сокольников» к «Преображенской Площади» поезда следуют (редкий для Москвы случай) с отклонением по стрелке. Аналогичная ситуация в Москве встречается на станции «Сокол», где продолжением главных путей служит ветка в депо, а также на станции «Партизанская» (бывш. «Измайловский Парк»), где при движении «из центра» составы переходят с оси главного пути на ось среднего.
8. Вентшахта около головного вагона первого пути. Достроена позднее.
9. В торце станции находятся служебные помещения. Выхода в город здесь никогда не планировалось.
10. Стрелочный телефон.
11. Заделанное окно в блок-пост.
12. Конструкция станции - колонная трёхпролетная мелкого заложения. На станции два ряда по 23 колонны. Шаг колонн - 7 метров.
Обои:
1024×768 |
1280×800 |
1280×1024 |
1366×768 |
1440×900 |
1600×1200 |
1680×1050 |
1920×1080 |
1920×1200 13. Вместо «Ленина» было написано «Кагановича».
14. К юбилею метро, в 2005 году, появился этот метро-буфет, стилизованный под вагон типа А.
15. Турникеты находятся уже почти на станции.
16. Вестибюль станции расположен на центральной аллее, ведущей к парку «Сокольники». Выполнен в виде арки с двусторонним выходом.
17. Хитроумная конфигурация лесенок.
18. «Граффити» образца 1952 года.
19. Подходной коридор от станции к вестибюлю.
20. При открытии на станции были установлены люстры-«шары» между колоннами и небольшие светильники в кессонах перекрытия боковых нефов.
21. Сейчас же стандартные люминесцентные светильники без рассеивателей расположены в межколонных промежутках, по шесть в каждом. Недавно люминесцентные лампы были заменены более мощными, станция стала светлее и зрительно просторнее, но, будучи ярко освещенной, стала более «холодной» и утратила часть своего очарования.
Обои:
1024×768 |
1280×800 |
1280×1024 |
1366×768 |
1440×900 |
1600×1200 |
1680×1050 |
1920×1080 |
1920×1200 22. Кассовый зал.
23. Если руководствоваться табличками на стенках, то на станцию никогда не попадешь - проход закрыт.
Большое спасибо пресс-службе Московского метрополитена и службе тоннельных сооружений за организацию съемки.
Станции Сокольнической линии у меня в блоге:
Черкизовская Преображенская площадь Сокольники Красносельская Комсомольская-радиальная Красные ворота Чистые Пруды Лубянка Охотный ряд Библиотека им. Ленина Кропоткинская Парк Культуры-радиальная Воробьевы горы Университет ©
www.metro.ru, Russos, 2010