Настало время поговорить подробней о трассе предполагаемого
скоростного трамвая от Лубянки до МКАД по маршруту: Лубянская площадь - «Кремлевское» кольцо - Ленинский проспект - МКАД - Лесопарковая» (Линия ЛРТ, легкорельсовый транспорт). Должен сразу сказать, что варианты размещения станций и подземных переходов должны будут еще корректироваться на этапе актуализации интенсивности пешеходных потоков и на стадии рабочего проектирования. Много сложностей доставляет отсутствие возможности у физлиц запросить архивные данные по инженерным коммуникациям. Однако, полагаю, что трасса из-за недостаточности исходных данных не претерпит принципиальных изменений.
Стоит отметить, что часто обвинение в отсутствии учета данных геоподосновы служит либо скрытой рекламой проектировщиков, либо конкурентной борьбой, поэтому обращать внимание на это не стоит тем более, что не решаемых задач нет, есть ошибки отдела кадров. Сентенции же относительно позиций спецслужб также часто носят под собой скорее политическую подоплеку, нежели какую-либо еще.
Предлагаемый маршрут пролегает вдоль сложившейся еще с начала 60-х годов ХХ века многоэтажной застройки Б. Якиманки - Ленинского проспекта, которая уже сама по себе предопределяет востребованность Линии ЛРТ.
Источник: Яндекс.Карты
Суточный поток, в основном, складывается из центростремительных маятниковых трудовых миграций «дом - работа/учеба» и составляет около 130 тыс. поездок. Радиально-кольцевые схемы улично-дорожной сети (УДС) и Московского метрополитена только отражают этот факт и все эти особенности заставляют считать маршрут Линии ЛРТ транспортно обоснованным. Расчет пассажиропотока был осуществлен исходя из плотностей населения вдоль трассы Линии ЛРТ.
Существующие линии подземки пролегают в стороне от Ленинского проспекта: Сокольническая линия примерно в 1 км западнее, Калужско-Рижская - в 2км восточнее. Достижение существующих станций подземки на наземном общественном транспорте (НОТ) занимает от 15 до 30 минут в утренний час «пик», что удлиняет среднее время достижения наиболее частых для жителей Ленинского проспекта мест приложения труда: Хамовнический, Тверской, Басманный районы (данные Яндекс). Предполагая скорое введение в строй станции БЦК «Ул. Новаторов», Линия ЛРТ поможет достаточно быстро до нее добраться жителям Ломоносовского, Гагаринского районов и 4-5, 7, 8 микрорайонов Теплого стана. Возможно, жителям на улице генерала Тюленева будет интересно узнать, что «Перекрестка» при этом сносить не потребуется 😉
Существующая маршрутная сеть НОТ на Ленинском проспекте не дает гарантий по времени достижения центра города, поскольку пролегает по крайней правой полосе и пересекается правыми поворотами со средним интервалом 200-400м, особенно на участке от ул. Кравченко до площади Гагарина.
На фото правый поворот с Ленинского проспекта на улицу Дмитрия Ульянова:
Наиболее эффективным с точки зрения гарантирования скоростного режима Линии ЛРТ, а значит и времени достижения центра Москвы, является осевое прохождение - вдоль разделительного газона. Данное размещение позволит избежать проблемы «правого поворота», а при обустройстве перекрестков в разных уровнях, позволит устранить и проблему «левого поворота». При это возможно достичь эксплуатационной скорости скоростного трамвая свыше 30 км/ч, что дает время достижения Лубянки от МКАД около 30 минут.
На маршруте Линии ЛРТ встречаются пересечения в одном уровне с улицами 26 Бакинских комиссаров, Лобачевского, Пилюгина, Кравченко, Строителей, Ломоносовским и Университетским проспектами, улицами Стасовой, Безымянным проездом, проездом Апакова, Житной улицей и поворотами на Крымский вал. Трудностей добавляет точка слияния с Б. Полянкой, Якиманской набережной и сужение проезжей части.
В районе примыкания Воздвиженки к Моховой улице: Воздвиженка, 4 выступает за фасадную линию домов по Моховой, сужая улицу до 4 полос. Здесь и далее проблемные места будут отмечаться красными рамками и стрелками:
Вариант решения проблем опишем позднее, а сейчас перейдем к рассмотрению мест расположения станций. Начнем от центра.
«Кремлевское» кольцо - это зона тяготения 5-ти линий подземки и естественный транзитный хаб в пределах Первого пересадочного контура, что делает расположение станции Линии ЛРТ естественным. Наиболее очевидным представляется сооружение конечной станции на Лубянской площади в виде оборотного круга. Так, по сравнению, с «ласточкиным хвостом» будет меньше ограничений по длине трамвайного поезда. Существующее пространство на самой площади вряд ли имеет перспективы стать мало-мальски привлекательным местом для прогулок ввиду оживленности движения.
Пятиконечная схема улиц, вливающихся на Лубянку, также делает круговое движение естественным, что и способствует размещению станции на площади в виде оборотного кольца с полукруговым павильоном. Сама станция сейчас на стадии разработки, но представить себе это не сложно. Архитектурно-художественное наполнение центра оборотного кольца, полагаю, предмет отдельного конкурса.
Зеленым цветом здесь и далее выделены существующие подземные переходы, а желтым - перспективные подземные галереи и переходы. Относительно пользы подземных пешеходных переходах и возможности их оборудования эскалаторами было сказано
ранее и будет еще сказано в дальнейшем, при более подробном рассмотрении этой темы, поэтому не хотелось бы углубляться в эту тему здесь.
Визуализация станции «Охотный ряд»:
Движение по «Кремлевскому» кольцу предполагает решение нескольких непростых вопросов. Первый из них проистекает из того факта, что центр Москвы в качестве транзитного узла улично-дорожной сети Москвы перестал существовать. В условиях центростремительной ориентации транспортных потоков, основанных на
исторических и социо-культурных предпосылках, сохранение УДС в центре в качестве автомобилеориентированной бессмысленно.
Необходима трансформация пространства УДС центра в пешеходное пространство, ориентированное на НОТ и трамваи, прежде всего, учитывая фактор
транспортной безопасности,
экологии и высокие провозные мощности по сравнению с автобусами/электробусами. Таким образом, ограничение въезда автомобилей в пределы Садового кольца представляет собой объективно назревшее решение целого ряда проблем, которое по стечению обстоятельств позволяет освободить пространство УДС для прохождения Линии ЛРТ.
Второй фактор заключается в том, что радиальные направления магистральной УДС в Москве также утрачивают свою транспортную функцию по мере приближения к центру, что заставляет решать задачу насыщения карты Москвы хордовыми направлениями, позволяющими добираться до мест назначения, минуя центр. Поскольку Третье Транспортное кольцо также перегружено, то вопрос создания корректно-проложенных хорд/рокад приобретает животрепещущий оттенок. Безусловно, в случае трассировки хорд в жилых районах, нужно стараться не приближать тоннели/эстакады к окнам и принимать во внимание тот факт, что по мере расширения «пятна» центра Москвы к периферии города, что обусловлено исторически, так называемая «срединная» часть Москвы в 30-летней перспективе может оказаться в положении территории Камер-Коллежского вала, которая приобрела статус центра на протяжении 80-90-х годов 20 века.
Таким образом, маршрут Линии ЛРТ на оставшейся части «Кремлевского» кольца выглядит следующим образом:
Проходя через Большой и Малый Каменные мосты, Линия ЛРТ на сегменте от Моховой до площади Гагарина проходит ряд «узких» мест, ранее перечисленных: Б. Полянка, в районе Садового кольца и в районе примыкания улицы Стасовой и Безымянного проезда. Поскольку, формат поста не позволяет углубляться в подробности укажем общее решение для этих «bottleneck»: введение конструктивного ограничения на пересечение автомобилей в утренние и вечерние часы «пик»: с 7:00 - 10:00 и с 17:00 до 20:00.
Выбор между боллардами и/или блокираторами должен определяться по месту. Думаю, что в центре болларды уместнее всего:
Источник:
https://caddetailsblog.com/post/improve-plaza-security-with-these-15-bollard-cad-drawings Место расположения на Садовом кольце:
Визуализация станции «Калужская площадь»:
Далее:
Визуализация станции «Первая градская»:
От площади Гагарина и до ул. Кравченко достаточно равномерная картина ввиду одинакового поперечного профиля Ленинского проспекта с широким разделительным газоном и пешеходными аллеями, отделяющими основной ход проспекта от дублеров:
Места расположения станций выглядят следующим образом, площадь Гагарина:
Визуализация:
В районе пересечения с Университетстким проспектом:
Ломоносовский проспект:
На пересечении с Ломоносовским проспектом наиболее целесообразно расположение тоннеля по основному ходу Ленинского проспекта, впрочем, так же, как и в районе Университетского проспекта.
Обустройство станции Линии ЛРТ «Ломоносовский проспект» предполагается в двух вариантах.
Вариант 1:
Вариант 2:
Второй вариант представляется более оптимальным, поскольку позволяет совместить станцию с остановкой существующей линии трамваев вдоль Ломоносовского проспекта.
В районе улицы Гарибальди:
Визуализация станции «улица Гарибальди»:
От ул. Кравченко и до МКАД ситуация также достаточно прямолинейна, хотя и имеет ряд особенностей. Прежде всего требуется «перепрыгнуть» ряд перекрестков по эстакадам. В районе улиц Кравченко и Удальцова тоннелем пройти затруднительно ввиду строительства БЦК мелкого заложения, а в районе Лобачевского можно думать о тоннеле, хотя вариант с эстакадой и экономичнее.
В районе пересечения с ул. Миклухо-Маклая достаточно спорной композиции искусственное сооружение, что может в какой-то степени оправдываться остроугольным примыканием к Ленинскому проспекту проспекта Вернадского. Тем не менее, поворот на улицу Миклухо-Маклая из крайней левой полосы в сторону МКАД представляется неоднозначным:
В рамках строительства Линии ЛРТ предлагается реконструкция данного узла, а пока расположение станций на сегменте маршрута до МКАД выглядит следующим образом, в районе Воронцовского парка:
На пересечении с улицей Лобачевского:
Улица 26 Бакинских комиссаров:
В районе станции метро "Тропарево":
То есть, на данном сегменте практически все станции расположены либо на эстакадах, либо в тоннеле, как в предпоследнем случае с пересечением улицы 26 Бакинских комиссаров.
Поскольку прохождение Линии ЛРТ через район Теплый стан представляется достаточно
затруднительным, предлагается маршрут Линии ЛРТ вести вдоль МКАД.
На участке между Ленинским проспектом и Профсоюзной улицей:
Между Профсоюзной и Битцей:
И наконец, станция "Лесопарковая":
Ряд станции показан на перспективу и в первое время их открытие, возможно, и не потребуется. Например, «пр-д Карамзина». Более точно, можно будет сказать впоследствии, исходя из динамики освоения прилегающей местности.
Что касается поворота в сторону Новой Москвы, то пока перспективы ТиНАО на фоне реновации не определятся с достаточной ясностью, что, полагаю, может произойти не ранее 2030 года. Продление Линии ЛРТ в сторону Коммунарки представляется малообоснованным. Тем более, что там до лета 2019 должна появиться
Красная ветка подземки.