Сегодня день рожденья Будды, счастливый день, счастливый час...

May 12, 2011 03:05


Ну, положим, не сегодня, а вчера. А писать я об этом буду еще долго, потому что все сразу сюда не поместится. Так что это первая часть трехсерийного отчета о важнейшем событии, накрывающем Корею в мае. Название у праздника, конечно, забавное, но 석가탄신일 (Seokga tansinil) означает именно "день рождения Будды" и никак иначе. По-английски так везде и пишут: Buddha's birthday:



Разве что "Happy Birthday dear Buddha" не поют и торта со свечками нет :) Но зато поют много другого, и вместо свечек фонарики... На самом деле праздник посвящен не только рождению Сиддхартхи Гаутамы, он же Шакьямуни, но и двум другим важнейшим событиям его долгого жизненного пути: просветлению и уходу в Паринирвану, которые, вроде как, тоже приходятся на майское полнолуние.  (И да, я изучила матчасть, сделав попытку разобраться в разных течениях буддизма, которых только в Корее 18 с половиной! Если кому интересно, тут вполне доступная лекция по этому вопросу Торчинова...)

Дата праздника определяется по лунно-солнечному календарю, которым до сих пор (несмотря на официальное введение григорианского календаря в стране еще в конце XIX в.) пользуется старшее поколение, в том числе и для празднования собственных дней рождения. Соответственно, детям трудно сообразить, когда в этом году нужно поздравлять маму или дедушку, поэтому тут часто выпускают календари, на которых на каждый день указана дата и по солнечному, и по традиционному календарю. Сама такой видела недавно на стене в конторе у нотариуса! С Буддой та же история, колебания даты от года к году могут составлять почти месяц. В этом году именины выпали на 10 мая. Сами же празднования занимают целую неделю, а украшения в виде фонариков появляются в храмах и на близлежащих улицах уже за месяц. Они же оккупируют прилавки окружных магазинов:



Бумажные фонарики играют ключевую роль во всех торжествах. Традиционно они использовались для освещения дорожек, ведущих к храму, но сейчас превратились в источник бесконечного креатива - из плотной разноцветной бумаги на металлическом каркасе изготавливаются сложнейшие фигуры, вот как эти, например, у одного из самых известных и популярных  в стране  храмов Чогеса, находящегося в самом центре города:



"Еще страшней, еще чуднее...":



А главные монстры принимают участие в Шествии, о котором речь еще впереди...





Впрочем, просто постоять украшением городского пейзажа они тоже не брезгуют :)





А вот и именинник! С телохранителем... :)))




С подарками у именинника, кстати, все хорошо: и цветы, и фрукты, и всякие другие полезные приношения представлены в изобилии.





Его, между прочим, принято поливать водой из специального ковшика с длинной ручкой, и во дворе храма выстраивается очередь желающих выполнить этот обряд. А колесо Сансары напоминает о том, от чего пришел избавить всех живущих Будда Гаутамо.




Вообще, обилие образов животных, и реальных, и фантастических, заставляет вспомнить о том, что в отличие от других религий буддизм обращен к спасению не только человека, но и всех живых, да и не только живых существ. Четыре символических музыкальных инструмента, предназначенных для этого спасения, представлены в каждом буддистском храме. Это колокол (в который бьют не изнутри, а сбоку специальным билом), барабан, гонг в виде облака и деревянная рыба (по которой водят палкой и издают специфический треск). Рыба "отвечает" за всех водных тварей, гонг-облако за летающих, барабан - за наземных, а колокол заботится о духах мертвых. Вот "колокольня" храма Бонкёнса:



Этот храм с 1200летней историей, в отличие от более известного и обтоптанного туристами Чогеса, расположен среди лесочка на склоне холма, и именно в нем была устроена демонстрация самых удивительных из фонариков, которые замечательно вписались в буколические пейзажи храма, образовывая целые композиции и сюжетные сценки.





Горшки (для приготовления кимчи), кстати, тут же неподалеку имеются и самые что ни на есть настоящие, из храмового хозяйства:



Ну, а среди фонариков нашлось место всем: и бегающим, и прыгающим, и плавающим, и летающим:










Но главное предназначение фонаря светить. И с наступлением сумерек фонари зажигаются...



А потом приходит ночь, и весь этот пестрый народец оживает и обретает свою истинную сущность. Кто-то страшную:



А кто-то волшебную и смешную:




Продолжение следует...                                 
Previous post Next post
Up