Ват Пхо. Где появился тайский массаж

Feb 11, 2021 22:55


Когда салоны тайского массажа есть в каждом спальном районе, и не задумываешься, откуда и как он появился. Вряд ли на пляже давным-давно тайка попросила своего ненаглядного "Зая, ты меня любишь? Тогда помни спинку." И, начав с любовью массировать, тот зая осознал, что из "рельсы-рельсы, шпалы-шпалы" возможно извлечь большую пользу для здоровья.



Доподлинно неизвестно, и скорее всего истоки метода уходят корнями глубоко в историю и связаны как с индийской йогой, так и с китайской акупунктурой; однако, принято считать, что массаж, как часть тайской традиционной медицины, начал распространяться по стране, а затем и по всему миру, из первого тайского университета, уже существовавшего в XVIII веке на месте храма Ват Пхо в Бангкоке. К слову, школа массажа здесь функционирует и по сей день, и туристы записываются в лист ожидания, чтобы получить за сравнительно высокий ценник хотя бы получасовой сеанс самого аутентичного и качественного массажа от признанных мастеров. А если не выпал счастливый билетик, старейший и самый красочный храм столицы поразит посетителя не только множеством ярких, украшенных разноцветной мозаикой чеди, но и гигантской, покрытой чистым золотом, статуей лежащего Будды, самой большой в Таиланде.

2.  

И чтобы сразу закончить тему массажа и перейти непосредственно к храму. Для массажа и на курорте получится без проблем отыскать приличный салон (ох, до сих пор вспоминаю, как нещадно превращала мощными ручищами моё тело в тесто огромная тайка в Краби). Если Вы желаете поучиться аутентичному тайскому массажу по всем правилам, то при Ват Пхо с 1960х годов проводят лицензированное обучение, и сертификат об окончании курса при Ват Пхо ценится по всему Таиланду и за его пределами. Базовый курс длится около 5 дней - всё равно сможете козырять перед товарищами, что не просто взяли пару уроков у дредастой ведической дамы, гонявшей в Тай в поисках смысла жизни, а учились у истоков традиции практически. Полноценное же обучение длится около месяца.

3.  

Первые упоминания о храме относятся к XII-XIII векам, а его новая история началась уже в XVIII столетии. Тогда сначала пал от бирманского нашествия крупнейший на тот момент город земли Аюттайя, столицу Сиама из разрушенного почти до основания города перенесли в Тхонбури. Вскоре у правившего короля поехала кукуха, он объявил себя новым Буддой и крайне жестоко обходился с теми, кто вздумал сомневаться в его божественной сущности. Как водится, с узурпаторами не церемонились - поднялось восстание, короля взяли в плен, посадили в бархатный мешок и забили насмерть палками. Своеобразный метод казни избрали из уважения к традициям - кровь короля не должна падать на землю. На престол взошёл бывший его главнокомандующий, генерал из рода Чакри, основав тем самым новую династию правителей Сиама. Позднее он станет известен как Рама I.

4.  

5.  

Рама I подумал, что в новой главе в истории Сиама столица должна переехать из Тхонбури в Бангкок, и дал распоряжение построить ему королевский дворец на острове недалеко от реки. А когда обосновался на месте и выяснил, что и с севера, и с юга к дворцу почти примыкают два старинных храма, Ват Махатхат и Ват Пхотарам, то поручил их реставрировать в 1788м году. Историю северного храма оставим за кадром, а Ват Пхотарам и есть главный объект этой заметки. Для упрощения название с годами сократилось до Ват Пхо.

6.  

Первый этап реставрации длился 7 лет 5 месяцев и 28 дней и завершился торжественным открытием в 1801м году. Король видел в храме центр тайского искусства и знаний, где бы обучались потомки, поэтому для работ приглашались лучшие мастера страны и сами монахи помогали в создании затейливых орнаментов. Крупнейшая реставрация случилась при правлении Рамы III и длилась она более 16 лет, территорию существенно расширили, в том числе возвели и вихару, где находится статуя лежащего Будды. Косметический ремонт производили затем лишь однажды, в 1982м году, а так весь декор сохранился в весьма хорошем состоянии с начала XIX века.

7.  

Храм запоминается большим количеством украшенных разноцветной мозаикой ступ, или чеди. Самых крупных и высоких - 4, они символизирует первых 4 правителей династии Чакри. Рама I приказал возвести ступу сразу параллельно с реставрацией монастыря в начале своего правления. Рама III построил ступу в честь своего отца, потом возвели ступу уже в честь него. А Рама IV решил увековечить не себя, а королеву. Проблема для посетителя с фотоаппаратом на шее или в руке - композиционно грамотно вписать эти ступы в кадр, не обрезав верхушки. У меня, честно признаюсь, так и не получилось.

8.  

9.  

10.

Небольших чеди, высотой 5 метров, всего насчитывается 71 - в них замурован прах членов королевской семьи. Ещё 20 чеди побольше были сгруппированы по 5 штук ещё при Раме I, в них хранятся буддийские реликвии.

11.

12.

Среди чеди очень легко потеряться. Я, как обычно, отвлёкся что-то сфотографировать, поворачиваюсь - а жены и след простыл. А ведь можно и продолжить круговой путь вокруг главной вихары, можно свернуть в любой из двориков или в смежное строение. Полчаса друг друга искали.

13.

14.

Статус одного из главных королевских монастырей и фишка с массажем, конечно, добавляют Ват Пхо очков привлекательности для рядового туриста, но в основном, храм посещают, чтобы заглянуть в перламутровые глаза громадной статуи лежащего Будды. Ват Пхо так и называют - храм Лежащего Будды, что не на 100 процентов верно. Ведь даже английское слово "reclining" не переводится в лоб, как "лежащий". Полное же официальное название на тайском языке из нескольких длинных слов, что всё равно читатель не запомнит, гласит Храм Будды, ожидающего достижения нирваны. Да, Будда перед смертью прилёг на правый бок и в таком положении готовился к отбытию в состояние Паринирваны.

15.

46 метров в длину и 15 метров в высоту - без ширика даже не помещается в кадр внутри выстроенного специально для статуи павильона. Статую строили около 1832го года при Раме III из кирпича, оштукатурили и после покрыли листами чистого золота.

16.

17.

Есть на территории небольшой садик с холмом, где собраны статуи, демонстрирующие различные лечебные позы по мнению тайских лекарей, что даруют исцеление.

18.

Некоторые выглядят вполне безобидно, другие же оставляют вопросы. В то время мы как раз активно занимались аштанга йогой, так что с удовольствием посылали фотографии столь беспристрастного аджастмента в Питер своим тогдашним соседям по коврикам в йога-студии.

19.

20.

21.

22.

23.

А котику что, он уже в нирване. Не обижают, подкармливают, не тискают лишний раз.

24.

Устал лежать - почему бы на пальмовых белок не поохотиться, чтоб размять затёкшие и размякшие на жаре лапы.

25.

26.

Гуляя по Ват Пхо, любуясь паттернами мозаики, мы обязательно подглядывали за местными. О, куда-то очередь выстроилась! Явно не зря. А, монахи благословение дают в честь наступившего Нового года, наверное. Хотя они празднуют и по восточному календарю, и свой традиционный Сонгкран в апреле.

27.

28.

На фоне всего истинно тайского колорита очень уж выделяются каменные статуи стражников в китайском стиле. Китайцы подобных обычно ставят в качестве хранителей врат перед входом в храмы. И действительно, бородачей завезли из Китая в XIX веке - отношения с соседями тайские правители Чакри предпочитали поддерживать хорошие.

29.

30.

31.

32.

33.

В тайских храмах крайне приятно находиться, нет тяжёлой атмосферы, глаз радуется ярким краскам. С точки зрения блогера, перу негде разгуляться - ведь в силу особенностей южного буддизма, в храмах почти все статуи обычно посвящены Будде Шакьямуни; и если не попадётся на глаза традиционная роспись с историческими событиями, то и описывать кроме собственных ахов и охов от цветастой мозаики с цветочными орнаментами, по сути, почти нечего. Тут мне по духу больше тибетский буддизм с тантрическими божествами, разными буддами и бодхисаттвами, 6 мирами колеса сансары и прочими хитрыми терминами, которыми напичканы все мои рассказы о путешествиях в Непал и Тибет в блоге.

Шри-Ланка, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд - тут про другое, и всё равно столько новых для русского человека традиций, что представляют неподдельный интерес. Собственно, это и есть одна из причин, почему мне нравится путешествовать и почему я в азиатских странах тяготею к посещению храмов. Хм, а прибегут ли в пост, как обычно, православные боты со своими "ииии это Господь-господь..." или уже и они из ЖЖшечки схлынули?

34.

35.

Ват Пхо - услада для глаз! Посмотри, как аккуратно и с какой любовью уложена плиточка и мозаика!

36.

37.

Между чеди очень любят фотографироваться инстаграмеры-инфлюэнсеры. Олдовые текстовые тревел-блогеры же, напротив, ждут, чтоб поменьше людей в кадре было, что в случае Ват Пхо проблематично.

38.

39.

40.

Рядом с Ват Пхо расположились и Королевский дворец, и Храм Изумрудного Будды, а через реку - Ват Арун. Словом, все главные must see Бангкока сосредоточены в одном месте, можно смело приезжать на весь день и неспешно бродить и разглядывать. В следующих заметках продолжим. Keep it locked!

Другие посты о Таиланде:

Ват Сакет. Золотая гора


Стрит-арт Бангкока


В поисках лучшего пляжа Пхукета



Понравился пост? Подписывайтесь на обновления журнала
Если Вам удобнее следить за анонсами постов в социальных сетях, подписывайтесь на мои странички в VK, Facebook и Instagram.

Таиланд, фотге, trips

Previous post Next post
Up