Вид на гору Кабир и посёлок Элон Морэ со склона горы Эйваль. Фото
ilanka_n В прошлую пятницу, состоялась
наша экскурсия на гору Эйваль к жертвеннику легендарного Иешуа бин Нуна, в русской традиции известного больше как Иисус Навин. Собственно, это даже была не столько экскурсия, сколько попытка восстановления древней традиции, прервавшейся более трёх тысяч лет назад. Впрочем, с тем же успехом, её можно было бы назвать и "завтраком на бастионе".
В отличие от большинства мест в Самарии, подъём на самую высокую гору района, связан с необходимостью не только получать разрешение от армии, но и непосредственным участием представителей сил безопасности в мероприятии.
Армия на горе Эйваль. Фото
ilanka_n Это связано как с близостью к Шхему, так и с вхождением в закрытую военную зону на вершине горы Эйваль, где расположена важная база разведки.
Раньше договориться с армией было не сложно, но в последние пять лет ситуация с безопасностью вокруг Шхема сильно ухудшилась и получить разрешения стало почти невозможно.
Всё же нам удалось месяц назад получить согласие армии на экскурсию. Тем не менее, за несколько дней до путешествия, армия в лице командира полка (махата) вдруг взяла назад разрешение, под совершенно несостоятельным предлогом, мол именно по пятницам, разрешить путешествовать никак нельзя. Причина - в пятницу солдаты отправляются домой, а значит некому нас сопровождать.
Вероятно, внезапный отказ был просто "проверкой на вшивость" со стороны нового командира полка, решившего показать, "кто в доме хозяин". Отступать нам было некуда, поэтому пришлось пойти на несколько авантюристический ход и пообещать, что если нас не пустят на гору, то мы всей толпой в 100 человек отправимся в сторону разрушенных поселений Хомеш и Са Нур.
Конечно, это было лукавство, поскольку далеко не все участники нашего похода были бы действительно готовы отправиться на восстановление посёлков, но оно сработало. Косвенным подтверждением серьёзности наших намерений стало и то, что
всего месяц назад мы по дороге на соседнюю гору Гризим, случайно почти въехали колонной в 30 машин в Шхем, чем немало изумили солдат на КПП.
Здраво оценив ситуацию, и рассчитав, что лучше соповождать нас на гору Эйваль, чем отлавливать на подступах к Хомешу ( к этому надо ещё добавить давление, которое на армию параллельно оказывали разные общественные деятели от Бени Элона до глав местного совета Шомрона), армия снова дала своё разрешение.
Бронированные автобусы Компании По Развитию Самарии в сопровождении армейских джипов доставили нас на вершину горы. Пуленепробиваемые стёкла автобусов мало способствовали возможности любоваться впечатляющими видами, открывающимися по ходу подъёма, однако, как оказалось впоследствии, были совсем не лишними.
Мы едем. Фото
ilanka_n Виды с горы Эйваль. Фото
ilanka_n В прежние времена, мы проходили эти места пешком, даже сажали там деревья, нынче армия категорически отказалась разрешать там гулять, а мы, добившись от них главного, уже не стали спорить из-за мелочей. Сокращение пешей части маршрута фактически свело всё экскурсию к прогулке по склону одного из отрогов горы.
Мы идём. Фото
ilanka_n Мандрагор цветёт. Фото
ilanka_n По дороге нам встретился цветущий мандрогор, вызвавший нездоровый ажиотаж особенно у фотолюбителей. Впрочем, поскольку, растение цвело, а не плодоносило, обошлось без выяснения отношений на тему кому мандрагоры, а кому ночь с любимым...
А РЕУВЕН ШЕЛ В ДНИ ЖАТВЫ ПШЕНИЦЫ, И НАШЕЛ МАНДРАГОРЫ В ПОЛЕ, И ПРИНЕС ИХ ЛЕЕ, МАТЕРИ СВОЕЙ. И СКАЗАЛА РАХЕЛЬ ЛЕЕ: «
ДАЙ МНЕ МАНДРАГОР СЫНА ТВОЕГО!» НО ТА СКАЗАЛА ЕЙ: «МАЛО ТЕБЕ ЗАБРАТЬ МУЖА МОЕГО, ЕЩЕ ХОЧЕШЬ ЗАБРАТЬ И МАНДРАГОРЫ СЫНА МОЕГО?!» И СКАЗАЛА РАХЕЛЬ: «ЗА ЭТО ПУСТЬ ОН ЛЯЖЕТ У ТЕБЯ В ЭТУ НОЧЬ, ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА ТВОЕГО». И КОГДА ЯАКОВ ВОЗВРАЩАЛСЯ С ПОЛЯ ВЕЧЕРОМ, ВЫШЛА ЛЕА НАВСТРЕЧУ ЕМУ И СКАЗАЛА: «КО МНЕ ВОЙДЕШЬ, ИБО Я НАНЯЛА ТЕБЯ ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА МОЕГО». И ЛЕГ ОН С НЕЙ В ТУ НОЧЬ. И УСЛЫШАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЛЕЮ, И ОНА ЗАЧАЛА И РОДИЛА ЯАКОВУ ПЯТОГО СЫНА. И СКАЗАЛА ЛЕА: «ДАРОВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ МНЕ ЗА ТО, ЧТО ДАЛА Я СВОЮ РАБЫНЮ МОЕМУ МУЖУ», - И НАРЕКЛА ЕМУ ИМЯ
ИССАХАР. (
Берашит, 30 14-18)
Спустившись чуть вниз, мы подошли к огромной куче грубо сложенных камней - жертвеннику Иешуа бин Нуна, который и был целью нашего путешествия.
Необходимое историческое отступление.
Жертвенник. Фото
ilanka_n Тогда устроил Йеошуа жертвенник Господу, Богу Израилеву, на горе Эйваль, как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, согласно написанному в книге Закона Моисеева, - жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нём всесожжение Господу, и совершили жертвы мирные. И написал Йеошуа там на камнях список с закона Моисеева, который написал он пред сынами Израилевыми. А весь Израиль, и старейшины его, и надсмотрщики, и судьи его стали с той и с другой стороны ковчега против священников и левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришелецы, так и коренные жители - одна половина напротив горы Гризим, а другая напротив горы Эйвалъ, - как прежде повелел Моисей, раб Господень,благословлять народ Израилев.И потом прочитав Йеошуа все слова закона, благословение и проклятие, как написанов книге закона; Из всего, что Моисей заповедал Йеошуа, не было ни одного слова, которого Йеошуа не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и жёнами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них.
Книга Йеошуа, 8,30-35.
Есть страны, которые привлекают миллионы туристов фантастической природой, необычными архитектурными сооружениями или удивительной экзотикой. Но и в этом Израиль отличается от других мест. Мы, в основном, "продаём" туристам лишь камни и руины, всё остальное - из области неосязаемых ощущений.
В этом смысле - жертвенник Иешуа бин Нуна - квинтэсенция израильской достопримечательности. Не будучи специалистом, со стороны почти не возможно понять, что перед тобой не просто сваленные в одну кучу на краю крестьянской межи булыжники, а один из наиболее древних, описанных памятников человеческой цивилизации. Лишь толстая чёрная линия вдоль нижней части груды, указывающая где заканчивается раскопанная археологами древняя часть, а где начинается реконструкция, выдаёт памятник.
Даже Стоунхендж выглядит загадочней, а, ведь, на самом деле, жертвенник - археологическая сенсация двадцатого века. По количеству же интриг, развернувшихся вокруг памятника уже после его обнаружения, ему, видимо, просто нет равных.
Как известно из Книги Иеошуа, приемником Моше (Моисея) стал Иешуа сын Нуна. Иешуа был одним из двенадцати лазутчиков, посланных в своё время Моше на разведку Эрец Исраэль. Лишь он на пару со своим другом Калевом, не испугался великанов и предлагал идти в страну. Остальные десять разведчиков струсили, что и привело к сороколетнему странствованию по пустыне.
Став наследником Моше, Иешуа также получил указание немедленно после вхождения в Эрец Исраэль построить жертвенник Богу. И почти сразу же после перехода через Иордан и разгром Иерихона, Иешуа привёл народ в Шхем. Там собственно и состоялась торжественная церемония принятия народом Израиля заветов Бога. Иешуа зачитывал заповеди, а народ вторил ему, причём половина благословляла соблюдающих, а половина проклинала нарушителей.
Книга Иешуа рассказывает, что половина народа стояла против горы Эйваль, половина против горы Гризим. Это описание сбило с толку множество искателей легендарного жертвенника, которые на протяжении веков естественно пытались обнаружить его между горами. Пытались, и не могли...
Однако жертвенник случайно обнаруженный археологом Адамом Зарталем был вовсе не там. Он расположился на отроге горы Эйваль. Таким образом, что стоявшие с одной стороны от него были обращены к горе Гризим, другие же - к горе Эйваль...
Адам Зарталь долго не мог поверить в то, что обнаружил легендарную святыню. Однако скурпулёзные исследования убедили его в том, что это не языческий, но еврейский жертвенник, относящийся к началу эпохи завоевания Эрец Исраэль. Множество разнообразных деталей привели его, наконец, к осознанию значимости находки.
Открылись и любопытные детали древней истории, оставшиеся за пределами канонизированного текста. Зарталь выяснил, что жертвенник использовался евреями несколько столетий, вероятно до строительства святилища в Шило, задолго до создания Иерусалимскго Храма.
Кроме того, под более крупным и более тщательно сложенным жертвенником, который вероятно и использовался в течение долгого времени, обнаружился сложенный из грубых крупных камней жертвенник по-меньше. А между камнями нашлась египетская печать!
Не Иешуа ли сам, сложил этот маленький жертвенник? Ведь, исполняя волю своего наставника Моше, он должен был поставить жертвенник сразу же после прихода в страну.
Разрешив себе немного фантазии, можно представить себе, как бывший разведчик, а теперь глава народа с небольшой группой верных и выносливых соратников, сразу же после перехода Иордана, оставив лагерь, под покровом ночи пробирается в глубину ещё не завоёванной территории, строит на склоне самой высокой горы жертвенник и встречает рассвет, оглядывая страну, которую ему предстоит захватить.
Он ли сам или кто-то из его помощников второпях обронил египетскую безделушку, возможно, память о "доисторической родине"... Этого мы уже не узнаем...
Казалось, памятник такой важности должен был бы стать национальной святыней. Но в современном Израиле дуют куда иные ветры. Жертвенник очень мешал. Во-первых новой исторической школе, утверждающей, что описанная в ТАНАХе еврейская история примерно до 5-го века до н.э. полностью вымышленна. Во-вторых, власть придержащим, не видящим ничего полезного в том, чтобы на территории, которую давно следовало бы передать арабам, находились бы всякие еврейские достопримечательности такого уровня.
В лучших традициях Лысенко, не имея возможности аргументированно возразить на доводы Зарталя, противники обвинили его в ангажированности, в том, что он копал по указке и наводке , страшно сказать - религиозных поселенцев... Для выросшего в почти коммунистическом киббуце Зарталя это обвинение было равносильно страшному оскорблению. Он и сам был уже не рад, что обнаружил жертвенник, но научная совесть не позволяла ему отказаться от очевидного.
Тогда изящным росчерком пера, жертвенник попытались, как бы случайно, передать в надёжные руки Арафата, который уж точно знал как поступить с еврейской святыней.
При передаче Шхема с окрестностями под управление террористам, армейская база на вершине горы Эйваль осталась под контролем Израиля, а отстоящий на 300 метров от забора базы жертвенник оказался снаружи...
Спасли положение христианские сторонники Израиля. О чём (и за сколько) они договорились с Арафатом точно сказать нельзя, но известно, что идея распахать место жертвенника оставила сифилитический мозг, догнивающий под куфиёй председателя автономии. Хамасу же, вероятно, пока не до того.
Наш поход. Фото
ilanka_n Будущее же жертвенника пока не ясно. Понятно одно, вылазки подобные нашей, не столько осуществляют связь еврейского народа с древним памятником, сколько сохраняют его для всей мировой цивилизации. Как бы пафосно не звучало это заявление.
В древности евреи приходили к жертвеннику на горе Эйваль, приносили жертву, а затем устраивали вокруг пиршество с поеданием мяса жертвы, подобно тому, как это до сих пор делают в Пейсах на соседней горе самаритяне.
Мы решили возродить традицию, которую, вероятно, уже со времён переноса Скинии Завета в Шило евреи не практиковали.
Жертвы мы естественно не приносили, но зажарили сосиски (на что-то более серьёзное у нас вряд ли бы хватило времени). При этом, паматуя о плове,
которого однажды не хватило на всех, мы сначала закупили десять килограмм сосисок, а затем ещё шесть (которые после драматической перегрузки из
подло сломавшейся машины всё равно забыли в багажнике). Но в итоге, голодных не осталось.
В роли "первосвященников" - коэнов
героически выступили irka_bagirka и
chainastole, которые пожертвовав возможностью запечатлеть удивительные виды, открывающиеся вокруг или хотя бы послушать Мишу Эзера, расставили мангалы и взялись за приготовление мяса. В роли подручных священников - левитов оказались старшие дети, нанизывающие сосиски на шампуры (младшие же предпочли отползти в сторону и попытаться под шумок попробовать на вкус козьи экскременты).
Большинство же остальных участников путешествия было, видимо, настолько завороженны рассказом нашего экскурсовода, что даже не подумало помочь...
Миша Эзер. Фото
ilanka_n Леонид Осиновский. Фото
ilanka_n yamgoo рекламирует путешествие на гору Эйваль. Фото
ilanka_n Исключение составили лишь
michaelsh , отвечавший за открытие винных бутылок, а также
katu_djan,
yamgoo и
khoalka, обеспечивших сервировку стола и подкорм охранявших нас солдат.
Скатерть-почти-самобранка в прцессе подготовки. Фото
ilanka_n opinion_juris говорит тост. Фото
ilanka_n Солдаты несколько ошалели, когда увидели, что мы собираемся устраивать пикник возле жертвенника. Если бы мы начали там молиться, они вероятно спокойно отнесли бы нас к разряду религиозных фанатиков, рискующих с целью помолиться в особом месте. Пробираются же браславские хасиды, регулярно к сожжённой арабами могиле Иосифа в Шхеме. Но от нормальных казалось бы людей, даже в большинстве светских они такого не ожидали...
Впрочем жаренные сосиски и вино сняли настороженность и с них.
Обратный путь прошёл практически без приключений. Если не считать дружественного приветствия от жителей Шхема. В том месте, где дорога ближе всего подходит к новым районам города нас ожидал приятный сюрприз - небольшой заряд взрывчатки, уютно пристроившийся на обочине. С шумом петарды, он взорвался метрах в двадцати от первого автобуса. При этом сидящие сзади даже не проснулись (и после очень сокрушались о том, что пропустили весь "экшн").
Солдаты, наконец-то, почуствовали себя полезными, бросились вперёд и на пятнадцать минут остановили движение нашего каравана.
Надо сказать, что взрывчатку на дороге в экскурсии я ещё не встречал. Впрочем, раньше не было и бегства из Газы и Ливана и позорного проигрыша в войне...
Заряд, впрочем, был очень небольшой. Надо будет сделать выговор жителям Шхема за плохую подготовку туристических сюрпризов.
Элон Морэ, вид с горы Эйваль . Фото
ilanka_n Крокус. Фото
ilanka_n Ситванит. Фото
ilanka_n ________________________________________
Дайджест отзывов об экскурсии:
(будет пополняться по мере написания, кидайте их комментариями!)
rdavid:
Гора Эйваль poselenets:
Поездка с ЖЖ-стами на гору Эйваль michaelsh:
жертвоприношение сосисок irka_bagirka:
Экскурсия на гору Эйваль, 8 декабря 2006 bigus: гора Эйваль 8/12 lyonka72:
Фотки с הר-עיבל drijka:
Фотографии с пятничной экскурсии. otlichnitza:
Рота ЖЖистов возрождает древние традиции
annadan:
Всем сомневающимся вопреки napobo3:
Опять взрыв рядом с нами ile_eli:
Как французы отменили мне поездку на гору Эйваль