Домашнее обучение - (часть IV) изнутри

Aug 31, 2017 14:02

Ну и последняя часть моего рассказа - что, собственно, мы делаем дома. Извините, если несколько сумбурно, но уж такая у нас жизнь, учеба у нас встраивается между всеми остальными делами, нет у нас четко выделенного на нее времени. Поэтому вразнобой.



Из чего состоит обучение?

Формально из следующего:
- заполнить все рабочие тетради;
- сделать все тестовые работы;
- нарисовать все рисунки;
- сделать все работы по технологии;
- прочитать все учебники;
- прочитать всю литературу по чтению.

И, собственно, если вы все это сделаете - это уже немало. Со всем этим можно спокойно идти сдаваться к какому-нибудь (я в это верю) Битнеру (здесь и далее название отсылает не к конкретной уважаемой школе, а просто служит нарицательным для всех обучающих порталов, дающих потом документы).

Все это и есть костяк того, что мы делаем. Делаем мы это без выделения отдельного времени, просто фоном весь учебный год за исключением каникул. Что значит фоном? Это значит, что учебники ребенок читает, пока мы едем в машине на другие занятия. У нас в машине даже специальный кармашек для учебников есть. И я требую, чтобы учебники были прочитаны за год минимум дважды: один раз в самом начале года, а второй раз в конце, перед сдачей. Прочитаны полностью. После первого прочтения ребенок говорит мне, есть ли для него в учебнике что-то принципиально новое, что-то, чего он совсем не знает. Я потом отдельно думаю над этими темами, нахожу какие-то развлекалки по этим вопросам, планирую музеи, книги (в том числе и аудио-), кино (если таковое случается), на худой конец, обучающее видео на ютьюбе/интернетурок (который с недавних пор стал платным) и т.д... Это моя обязанность - найти ребенку какой-то ресурс, который восполнит пробел в знаниях. Мне выгодно искать качественные развлекательные ресурсы, ибо тогда мотивация ребенка не страдает.

Зачем читать учебник второй раз? Повторить, расставить акценты, вспомнить перед сдачей, что ты это проходил и что именно ты проходил. Проверить, что ничего за год не пропущено.

Надо сказать, что у меня на самом деле есть поурочные планы на каждый предмет. Но, увы, я ими совершенно не пользуюсь =( Вообще не понимаю, как учителя ими пользуются. Ну вот написано: «Книга - наш друг», это целый урок в литературном чтении, и что? Что ребенок должен выучить или понять на этом уроке? Что хоть учитель-то говорит? Нее, не понимаю, по крайней мере в таком виде, в каком это у меня есть.

Далее про сложности:

1. Самый сложный лично для меня предмет - литературное чтение. У меня четкое ощущение, что мой ребенок просто стоит на другой ступени понимания текста, нежели его российские товарищи. Он в большинстве своем понимает текст буквально (и очень неплохо запоминает). А вот все тонкие материи как-то очень далеки от него. Особенно хорошо это видно в баснях... Если честно, я много думала над тем, что с этим сделать и так ничего и не придумала. Да, мы обсуждаем такие произведения (обычно по дороге на занятия, в машине или вечером дома перед сном), и ребенок формально выслушивает мои идеи про то, зачем это написано и почему именно так, и про что оно. Сам он редко такое генерит, вообще добиться от него понимания, что литературные произведения создают, когда что-то хотят сказать людям, мне не очень удается. Пока Сэмич воспринимает все это как развлечение. Книги, по его мнению, пишут с информативной/образовательной целью, с развлекательной и с деньгозарабатывательной. Ничего про «самовыражение», про «проблематику», про «мораль/воспитание» он в них не видит. Мало того, всякие иносказания тоже пока мимо нас...
Но я не сдаюсь. Вопросы после параграфов и рабочие тетради по литературному чтению сильно мне помогают. Я бы не смогла так красиво спросить... мне бы в голову не пришло это спрашивать, масса вещей в моей собственной голове проходят рефлекторно и не замечены. А учебники вынимают это на поверхность.

На удивление, настроить ребенка на нужный лад помогает прослушивание МНОЮ в машине взрослых лекций, например, Быкова. Удивительно, но слушающий краем уха ребенок удивился, что можно так о литературе, что даже интересно. Еще помогает краем уха слушать мои взрослые книжки (я, бывает, сама аудио слушаю). Вот давеча слушала Абгарян и Сэмич подслушивал и явно думал о прочитанном.
Наверное, именно из-за этого предмета я всегда буду считать, что Сэмичу никогда не добраться до его российских сверстников во владении русским языком.

2. Вообще в начальной школе моему ребенку сложен не столько сам предмет, сколько язык... действительно понять условие задания, задачи бывает сложно. Особенно человеку без опыта. Я никогда не забуду, как мой сын в мое отсутствие обратился к старшей сестре за пояснением того, что, собственно, надо сделать. Учебник Климановой, 1 класс... Там было написано что-то вроде: разделите текст на предложения, обращая внимание на то, с какой буквы они начинаются. Спишите. В тетради красовалось совершенно прекрасное: 1) В 2) С 3) П (это они выписали номера предложений, опасаясь, что будет непонятно читающему, и первую букву каждого предложения). Гордо показали это мне. Дочери на тот момент было 19!!! лет.
Вообще, вот что я поняла очень быстро: надо учить ребенка читать учебник и читать рабочую тетрадь. Вдумчиво. Внимательно прочтя все комментарии в предисловии и разобрав обозначения. Потом прочесть самой, попытаться вникнуть в логику составителя учебника и пояснить ребенку, что там где, как и почему. Учебники ВСЕ РАЗНЫЕ!!!! Логика там сомнительна, но присутствует. В учебниках по русскому языку зачастую непонятно с первого взгляда, что делать устно, а что письменно. В половине учебников текст задания дается и ДО, и ПОСЛЕ самого задания. Это вообще понимать надо, что прочесть надо сперва все, а не только первую часть, потом выполнить, а потом вторую часть (если вообще ее увидишь, бывают хитрые переносы на другую страницу, верстка такая, что оно все как-то в воздухе, не с теми отступами и т.д.) Все это нужно обсуждать с ребенком.
И в рабочих тетрадях тоже.
А также - что, чем и как писать. Что подчеркиваем по линейке - и отдельно учить тому, как подчеркивать по линейке.... Опять-таки, никогда не забуду, как я вдолбила ребенку, что члены предложения подчеркиваются всегда карандашом и всегда по линейке... и застала его в слезах, потому что «определение не подчеркнуть!!!!!» (оно, как вы знаете, подчеркивается волнистой линией).

3. Также надо учить ребенка алгоритмам действия. Что делать, если:
- писал, ошибся и заметил свою ошибку;
- залез на поля;
- писал, а тетрадь закончилась;
- начал писать карандашом;
- начал подчеркивать ручкой;
- не понял задание, сделал вообще не то;
- написал не в той тетради.

Да миллион нештатных ситуаций может быть. И хорошо бы их разобрать по мере того, как ребенок с ними сталкивается. В моем случае «как-нибудь так» не проходит. Самостоятельно ребенок принимает дичайшие решения типа «переписать всю тетрадку» или «сидеть и плакать три часа подряд».
И хорошо бы научить ребенка думать о таких вещах структурированно, ибо правил на всю жизнь вы им не выдадите. Необходимо сформировать механизм, которым ребенок сможет воспользоваться, сам сгенерив себе выход из нештатной ситуации... в идеале в ваше отсутствие.

Для меня это было не очевидно, когда я за все это бралась.

4. Надо учить сдавать всевозможные тесты. Они бывают разные и структурно, и по оформлению. Чем больше вы с ребенком прорешаете, тем выше шанс, что на сессии ему встретится один из ранее пройденных вариантов. Ну и вообще это полезно - думать о том, что, собственно, спрашивается и на какой навык данное упражнение.

5. Вот только в эту сессию я осознала, что нам надо больше заниматься разглядыванием картинок. Хуже всего ребенок сдал окружайку... предмет по которому он во многих областях знает больше учителя!!!! И может часами рассказывать про кучу всего от минералов до видов змей, облаков, космоса и т.д.
Но в тесте были невнятные черно-белые картинки по которым требовалось определить время года. И картинок было ТРИ! И на каждой была изображена веточка (ах, как жаль, что у меня нет ее вам показать!). Скажу честно, я с некоторым затруднением поняла, что имеется в виду... но с затруднением. И это не тест плохой, нет, тест хороший... он просто на принципиально другое владение материалом... на умение видеть, узнавать и сравнивать....
Веточка была рябины... на одной картинке там были какие-то скрюченные листики и их мало, на другой - ветки с гроздьями и листьями, и на третьей - гроздья и нет листьев... Не слабо, да? Зато есть о чем поговорить, что учительница и проделала с моим ребенком.

6. Вообще о школе надо говорить, говорить, говорить... ибо писанину-то мы сделаем и сдадим. А навык внятного объяснения, «почему ты сделал так, а не иначе», возможность отстоять свой вариант, возможность подискутировать на тему или банально объяснить учителю, что именно не понял в задании, из воздуха не берется. Я тоже это почти проглядела. И вот тут-то нам помогают творческие предметы: музыка, ИЗО... вот тут, кроме выполненных работ, просто жизненно необходим рассказ... о том, что именно нарисовано и почему, о том, почему эта музыка нравится или нет. И вот мне кажется, что при сдаче «онлайн» у Битнера (помните - имя нарицательное, обобщенное название) этого не будет. Никто не будет слушать, почему вы нарисовали дождь именно так.

7. Надо отдельно учить работать со словарем. Общепринятым сокращениям. Тут особо писать нечего. Ребенок не может «пойти и найти определение», хотя в учебнике так и написано. Вообще полезно научить ребенка пользоваться разнообразными словарями разных типов: орфографическим, толковым, этимологическим, иностранными и т.д.

8. Надо учить механизмам и алгоритмам всего:

- как писать не пропуская буквы? Проговаривай вслух то, что пишешь, и не забегай вперед, и не отставай... диктуй себе и всегда проверяй, что ты написал;
- как считать без ошибок: всегда проверяй сложение вычитанием, умножение делением и т.д. ВСЕГДА!!! и еще применяй качественные правила: ну не может получиться в ответе больше, если ты вычитаешь!!! Ну не может быть 2 на конце если это умножение на 5. Все это надо проговаривать! Еще очень желательно подводить ребенка к таким качественным выводам, чтобы он открыл их САМ. Тогда запомнит лучше;
- вовремя переноси с одной строчки на другую - рассчитывай место на строке;
- как составить план пересказа;
- как выучить текст или стих наизусть;
- как составить задачу и как ее записать.

И такого, увы, очень много.

9. Еще словарные слова и устный счет. Мы все это делаем весело, не втупую под диктовку. Но важно об этом не забывать.

10. Предвидя старшую школу, я уже сейчас начинаю давать ребенку некие основы и понятия: лабораторные работы, исследования, техника безопасности. На самом деле всякие хвостики у них уже встречаются в учебниках и тетрадях и важно их узнать и понять, что это ОНО. И с точки зрения пользования измерительными приборами и с точки зрения оформления научных работ и проектов.
Интересно, что сейчас во многих предметах уже встречается необходимость саморефлексии и, я думаю, полезно ее не пропускать.

11. Для меня постоянный бич - творческие задания. Этому надо очень отдельно учить. И моя проблема - это не отсутствие детского творчества, а скорее необходимость умять все это в практичные рамки. Ну вот есть в тетради три строчки и написано - «напишите, как прошел ваш день». Ну так вот и надо влезть в предложенные три строчки, даже если твой день был гораздо длиннее, и не обязательно писать как на исповеди, и не обязательно выпендриваться и писать несусветное «волосатая лягушка», а потом вопить, что названия трех животных в строчку не умещаются =)
И вы скажете: «А зачем?!» Прекрасный творческий ребенок, отлично, что он знает про волосатую лягушку... А я скажу, что навык понимания заказчика и удовлетворения его требований, а не ваших желаний - это очень важный профессиональный навык. И есть у меня ощущение, что его уши растут как раз вот из таких базовых умений «понять недосказанное так, как предполагал бы это автор вопроса».

Получилось таки сумбурно. И очевидно, что многое я забыла. Вы спрашивайте, я допишу...

Ох: про учебные ресурсы еще отдельно придется писать...

Домашнее обучение - Зачем?
КАК? Организационные вопросы.
Почему именно так?
Домашнее обучение - Ресурсы

домашнее обучение, учеба

Previous post Next post
Up