Памир 2014. Часть 3. Душанбе - Хорог

Sep 25, 2014 20:34


Часть 2                                             <--->                                     Часть 4



Ночь. DR650 чудом отремонтировался в гаражах каких-то местных умельцев, это значит нас по-прежнему четверо. Возвращаемся заполночь и досыпаем до утра остаток ночи. За следующий день мы спланировали проехать 200 км из Душанбе в Куляб. Но у жизни были иные планы... С утра мы позавтракали в отеле яишницей с чаем и стали выбираться из Душанбе.
  В Куляб можно попасть двумя путями: через  Курган-Тюбе по действующей трассе, и через Нурек - по забытой всеми дороге, по которой передвигаются лишь местные жители кишлаков. Будучи детьми цивилизации, мы естественно решили попробовать всё самое вкусное из этих мест, и не раздумывая поперли по сложному перевалу. Объективные рассуждения о поздней весне и явно еще сходящих потоках от таящего снега только добавляли остроты неизвестности.
  До Нурека шел хороший асфальтовый серпантин, начинались Памирские предгорья. Наконец-то мы добрались до самой вкусной и долгожданной части всего маршрута - гор. Нас снова охватил экстаз, мы въезжали в колоссальных размеров горную систему, в которой нам предстояло прожить еще многие дни. Альпинистом я вряд ли когда захочу стать, но тяга вернуться в такие места - теперь это на всю жизнь. Мы еще даже не доехали до первого перевала, а представившаяся картина накрывала нас без остатка.
  На первом КПП начались какие-то вялые попытки развода на деньги под предлогом закрытого перевала. Мы не реагировали, и через короткое время перевал чудом открылся. У Майка тем временем портилось настроение. После Нурека асфальт кончился, и для нас он начался лишь на следующий день. Чуть позже мы остановились покушать в придорожной чайхане, настроение у Майка упало полностью, и даже утренняя яишница его покинула. Активированный уголь ситуацию особо не исправил, я приготовил средства посильнее. Начался перевал, встречавший нас ручейками различной силы потока и ширины. Мы продвигались дальше и выше, а ручейки становились шире и шире. В результате в какой-то широкой заводи забываю дать газ, сажусь картером на камень и заваливаюсь на бок. Было обидно за промоченные ноги, а так же оказалсь что моё крепление фотоаппарата в сумке на баке не самое лучшее для бродов. Чуть погодя мы все понимаем, что промоченные из-за меня ноги уже сущая мелочь - перед нами примерно 200м дороги в бурой от глины воде, скрывающей большие и скользкие камни.




Дима едет на разведку до островка на середине брода. Олег едет следом и заваливается левым боком на камни, сбивая пружину подножки. Пока мы ищем пружину, у меня случается флешбек на несколько дней назад: в какой-то из пустынь Узбекистана, подъезжая на заправку, я привычным движением, которое я совершал уже наверное больше 1000 раз, выдвигаю боковую подножку - и удерживающая пружинка без всяких причин слетает на асфальт. На асфальте в полуметре от своей целой я нахожу вторую пружину, явно от тяжелого мотоцикла, она схожих форм и размеров - но вторая принадлежит НЕ африке, и у неё отломан крючок крепления. Вот такая вот аномальная зона, питающаяся пружинками подножек заблудших путешественников...




Выталкиваю сутенер из сложных мест и возвращаюсь к африке, моя очередь двигаться. Тут мне уже становится страшно: тенденция чем дальше, тем сложнее - грозит крупными проблемами. Не доезжая первой точки остановки, снова по глупости сажусь защитой на камень и кладусь на бок. Меня поднимают, и придерживая в особо глубком месте, помогают добраться до берега. Первый серьёзный брод преодолён... Радости у меня это не вызвало, я с ужасом ждал что будет дальше, потому что были все шансы что это только цветочки. У Майка усиливаются боли, даю ему лоперамид из аптечки. Принимаем решение двигаться вперёд, искать непросматриваемое место и разбивать бивуак где-то в местности, чайханы в этой дикой области не предвидится.



Впереди еще одна река с бурным потоком, хорошо короткая. Предолеваем по одному, меня и Майка поддерживают. Не представляю, как бы я ехал здесь в одиночку, пусть даже на груженой 250ке. Чуть дальше ребята каким-то образом замечают шикарное место для ночевки, крутой заезд с дороги направо на поляну, закрытую с дороги деревьями и складками местности.





Наконец-то отдых, пройдено всего 85 км, а вымотался я как с пятисот. Гадаем, что же будет завтра. Майк просит еще таблеток, даю энтерофурил и к утру следующего дня это помогает. По его же наводке снимаю вступительные кадры для фильма - с колесом на переднем плане на фоне реки. Примерно раз в час по дороге проезжает очередная машина, курирующая между этими кишлаками, но из машин мы были скорее всего незаметны. После ухода сумерек, я сидел на поляне, смотрел на огни кишлака в 3х-4х километрах от нас по другую сторону медленной широкой реки. У местных в каждом дворе есть оружие, и кто знает что у этих приветливых людей на уме? Заметил ли кто-нибудь наш бивуак? Настоящие приключения уже начались и повернуть назад невозможно, мы едем строго вместе до конца Памира, что бы ни произошло.
  Конец рассвета, мы синхронно просыпаемся, время двигаться дальше. Уровень воды опустился, т.к. процессы таяния с утра не такие активные. По пути преодолеваем ходом лишь одну длинную лужу без больших камней и на этом броды к счастью для меня заканчиваются (Олег и Дима требовали продолжения банкета). Поднимаемся на первый перевал 3200м. На дороге камни меняют размеры с мелких и удобных до очень крупного скальника, с непривычки ехать тяжело и я падаю. Через некоторое время, Олег ловит похожий расколбас, пытается стабилизироваться газом и чуть не улетает в обрыв справа, по счастью прикладываясь на левый бок. Еще долго нам предстояло время от времени двигаться в полутора, а иногда и в полуметре от края обрыва, где цена ошибки значительно возрастала. Поднимаемся выше и выше, начинается снег. По дороге совсем недавно прошёл грейдер, в противном случае она была бы непреодолима. Ощущения сказочные, вокруг лежит чистый снег, текут ручьи, мы едем по раскисшей земле вверх, преимущественно с солнечной стороны.





9-е мая 2014!! Мы на вершине нашего первого перевала.

Начинаем спуск вниз. Воды становится значительно больше, под колёсами земля сменяется глиной, мы с Майком едем позади на лыжах с упором на руль, у меня сильно ноют грудные мышцы. Наконец почва превращается преимущественно в скальник с землей, и мы попадаем на теневую сторону. Справа течёт очень бурный поток горной реки, слева и справа отвесные стены. Жалею что мы не остановились и не сняли фотографии в хорошем качестве на память, у нас есть лишь то, что показано в начале моего видео. На теневой стороне оказалось еще более восхитительная картина чем то, что мы видили до. Как-будто иллюстрации из сказки Андерсена "Снежная королева", только мы чувствовали, что благополучно проедем этот участок.
  Спустившись с перевала мы проскакиваем КПП справа от шлакбаума и охранник, не ждавший людей с этой стороны, успевает выбежать когда мы все уже проехали. Как выяснится, здесь нам хотели сообщить, что дальнейшая дорога закрыта из-за сошедшей лавины, и это было правдой. На дороге уже несколько дней лежал язык лавины, по нему прошёлся грейдер, создав проходимый путь. Затем некоторое количество машин продавили колею и создали ухабы в неоднородном снеге, солнце растапливало верхний слой и за ночь формировалась твердая ледяная корка. Часть ледового языка подмывалась активной рекой в двух метрах левее нас и могла обломиться в любую минуту, утащив за собой ледяную поверхность вместе с нами. Мы двигались сверху вниз и поэтому дорога была проходима для мотоциклов, но снизу вверх подъем представил бы немалую сложность. Ледяной проход был очень узкий, по сторонам валялись каменные валуны и бы не рискнул двигаться здесь на джипе - на резине без шипов вернуться задним ходом могло не получиться. Я спускался вниз, заглушив двигатель выключателем, удерживая мотоцикл сцеплением и передним тормозом, и понимал прелесть сутенера с ABS комбинированными тормозами. Дима завалился, Майк орал сзади что нужно срочно убираться с этого хуёвого места. Скользская поверхность под ногами и глубокие ледяные ямы создавали определенные трудности для тажелых мотоциклов, но, наконец, мы выбрались без происшествий, оставив позади перевал и нашу первую проверку на прочность.
  Проезжаем съезд на Курган-Тюбе и останавливаемся в придорожной чайхане. Обедаем, покупаем у хозяина 2 бутылки меда. Хозяин рассказывает, что в этих местах в горах водятся тигры... Собираемся уезжать, но тут подкатывают Белорусы, шедшие по нижнему маршруту. Узнаем, что их группа просто таки притягивает к себе дождь и решаем держаться впереди. Олег перед выездом спрашивает у меня, почему у него приподнялось сиденье с переднего края. Я решаю, что там наверняка конструкция похожая на африканскую, у него отломился пластиковый язычок на сидении, и не придаю этому значения. Едем вперёд, до Афганистана каких-то 30 километров. Наконец-то выезжаем к реке Пьянж.







Всё было бы замечательно, если бы подрамник XR650 к этому моменту не лопнул сразу в 2х местах. Забираем вещи Олега, подвязываем подрамник и движемся до ближайшей сварки. Рама, к великому счастью, оказалась стальная, а то "аргон" здесь могли принять за ругательство. Я же, недолго порадовавшись избавлению в Узбекистане от собственной запасной покрышки, получаю в нагрузку другую до самого Шымкента.



Сварку мы находим через несколько десятков километров, хозяин строил какой-то павильон у чайханы. Пока мы занимались разборкой всего навесного в задней части мотоцикла, снова подкатили Белорусы. К счастью для нас, один из них хорошо владел дуговой сваркой. Кто-то из местных съездил на велосипеде в кишлак и привез самые тонкие из имеющихся электродов, они оказались слишком толстные, но это было лучше чем ничего. Болгаркой обточили арматурные пруты, найденные на свалке рядом, засунули их внутрь рамы, косынки решили приварить позже при более удобном случае. Я снова убедился, что без магнита в путешествии никак. Подрамник XR650 очень удивил своей хрупкостью и тонкостью, рама у велосипедов и та обычно толще.



Пришел дождь, догонявший Белорусов. Ушло примерно 3 часа, тени на скалах неуклонно и прямо таки на глазах ползли вверх, недолго оставалось до сумерек. Решаем разбить бивуак вместе, вдесятером среди скал и соседей-афганцев всяко приятнее. Кто-то знал или узнал у местных, что через 9 км есть левый поворот на хорошее для ночевки место. Приезжаем, раскладываемся, общаемся и знакомимся. Приготовили себе макароны по-флотски (ну или почти их).





Вторая подряд незапланированная ночевка в палатках в горах, на этот раз в двух километрах от Афганистана.



С утра обнаруживаем вот это. Неприятно, мы же за водой к ручьям ходили...



Оказалось, что мы ночевали среди маков, очень символично. Я замечаю со стороны как хорошо, что Майк ставил дисциплину в нашей группе, и хоть мне она даётся с трудом, мы наглядно обходим соседнюю группу по общей скорости сбора.







Въезжаем на очередной перевал 3800м, на котором нас несильно накрывает снегом преследовавшая нас туча, но скальник под колесами остается сухим и несложным. После все чаще встречается асфальт, но появились и китайские фуры. Мы подъезжали к Хорогу, и посетили афганский субботний рынок на территории Таджикистана. Там же видели как проходят в стороне некие очень доходные сделки. В этих областях живут совсем иные люди, чем в том же Душанбе, хорогские горцы всегда были автономны к остальному Таджикистану и отделяют себя от таджиков. Доказывать автономность они не бояться с оружием в руках, самое крупное из последних столкновений было в 2012, местные рассказывают что в ту войну примерно 200 человек регулярной армии отправились по ту сторону травы, жертвы по автономии я уже не помню. Чуть больше чем через неделю, 21 мая, когда мы уже покинули Памир, в Хороге снова произошла очередная перестрелка. А это значит, единственная дорога до Мургаба какое-то время снова была закрыта. Разбираться в опиумной геополитике я для себя задач не ставил, так что в детали кто с кем не вдавался и не собираюсь. Но люди здесь ощутимо отличаются от равнинных таджиков, как минимум нет той заторможенности и похуистичности, какую я наблюдал в Душанбе.

Ночевать в Хороге мы не стали, двигаемся дальше, я догоняю ребят после предыдущего кадра и останавливаюсь у зороастрийского храма. Не каждый день такой увидишь.





Ночевать мы поехали на радоновые источники, про которые мы узнали во время подготовки к путешествию. Дорога представляет собой сыпучий щебень, высота приближается к 3600м. Я начинаю остро ощущать проблемы с карбюратором, на крутых поворотах, проходимых медленно, мне реально нехватало мощности на первой передачи и приходилось травить сцеплением до 4к оборотов. Размещаемся в строящуюся гостиницу. Условия хреновые, необжитые, нет ни воды, ни туалета, зато кажется был обогреватель и крыша над головой. У меня и Олега начинается горняшка, не сильно, но она чувствуется. Подняться с первого этажа на второй отнимает немало сил, к тому же к ночи резко холодает. Но радоновые источники поправляют ситуацию полностью! Красивая пещера с теплой, почти горячей водой, где мы расслабляемся за неплохой по результатам день. Наконец-то ночевка не в палатке, и мы отмылись от дорожной пыли, мотоциклы в порядке и настроение лучше некуда. Олег был торжественно посвящен в мотоциклисты, и даже моя горняшка начала отступать. Перед сном пошёл снимать освещенные луной горы на Афганской стороне, Олег - проверять подрамник...



Возвращаюсь обратно к мотоциклам. В виде курящего Олега, даже при свете луны, читалась подавленность.
- Посмотри Саш, три новых трещины и все в новых местах...
Подрамник снова нежелал быть монолитным, а значит у нас были очередные трудности...

Часть 2                                             <--->                                     Часть 4

дальнобой, памир, africa twin

Previous post Next post
Up