Одно время (еще в Фидо) модно было поминать к месту и не к месту "культуру совести" и "культуру стыда", как разные способы восприятия ошибок. Совесть - "я знаю, что сделал плохо, и мне от этого плохо; если другие узнают о том же, мне даже станет легче". Отсюда, например, вытекает покаяние как способ "облегчить душу". Стыд - это "я сделал плохо, но
(
Read more... )
Comments 57
С проблемой "состыковки" команд, в которых часть - "стыдовики", а часть - "совестники", реально сталкивался. При этом довольно часто (в большинстве случаев) это не рефлексируется.
Reply
Reply
А вот по поводу осознания - не знаю, что было в голове у контрагента, у меня не всегда срабатывало осознавание. Но если было - тогда просто выстраиваешь отношения со "стыдовиками" в формате "ты начальник/ я дурак" (или наоборот) и живешь дальше. Слава Богу, это было не в ситуации "обязательно надо срабатываться, имея одинаковый статус/вес".
Reply
Reply
Бонус: когда вокруг все привыкли, что говоришь правду - за отступления от "культуры стыда" тебе не прилетит в той ситуации, в которой прилетело бы другому.
Бонус 2: все привыкли, что ты не врёшь - можно блефовать :-)
Reply
Reply
Reply
Reply
Скрываешь ошибку - дальше у начальника есть повод чтобы таких тра*ать.
А когда ошибка признана самим виновником с гордым выражением лица, то нет повода ругать.
Сильные люди признают свои ошибки, слабые нет.
Зачем начальнику сильные люди? Сильнее его самого?
Reply
Допусти ответ "да была ошибка, увидел сделаем выводы все исправим, у меня всегда так, ошибки привели к званию МС, это все рабочие моменты" - часто будет приводить в бешенство
Reply
Особенно, в общении с многими silovikami вот оч. сильно вымораживало, не понимал их логики рассуждений морально-этического плана, тем более что они ныне оч. часто сильно православные (притом даже и не формально), а выдают в приватных разговорах такое, что капец.
Reply
Reply
Но - связь стыда с монархией - непонятно.
Покаяние перед монархом - вполне может быть уместно, как демонстрация лояльности, как предоставление монарху компромата на себя.
Ну, вассалоспособность как аналог договороспособности.
Т е может зависеть от личных особенностей монарха.
Как там разговор А.В.Суворова с солдатом:
- Чем пушки чистите?
- Нашатырем!
- Почем нашатырь покупаете?
- По полтиннику ведро!
- Молодец! (и подарил солдату рубль).
Было это поощрением демонстративного сокрытия некомпетентности или поощрением способности к оперативной, пусть неоптимальной реакции?
==
И не помню откуда, мож тоже Суворов:
"Подчиненный должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы своим разумением не смущать начальство."
==
Может, тут и корень - не в монархии/олигархате, а в компетентности руководства?
Reply
Принцип "признал ошибку и живешь дальше" хорош, но в ситуации, когда последствия ошибки не фатальны. Ресурсов достаточно, чтобы "сделать выводы и жить дальше", по крайней мере в подавляющем большинстве случаев.
Принцип "признал ошибку - слился" вырастает тогда, когда любая ошибка с заметной, хоть и не стопроцентной, вероятностью может привести к тому, что "все умрут" (иногда вполне без кавычек). Ресурсов мало и возможность окончательно замочить "слившегося" означает реально и ощутимо улучшить свое положение.
Reply
Но Вам-то самому хотелось бы жить в таком обществе?
Reply
Я всего лишь хочу понять почему формируются такие стереотипы поведения.
Как материалист, я считаю, что такие если существует некий устойчивый "паттерн поведения", значит это выгодно (или было выгодно довольно долгое время и закрепилось в культурных кодах).
О том и высказал предположение.
Вот, кстати цитата в тему исходного поста: "Почему политики нашего времени так безответственны? Потому что им не угрожают последствия их решений. В книге, над которой я сейчас работаю (Skin In the Game. The Thrills and Logic of Risk Taking), я отстаиваю мнение: адекватные решения принимаются только тогда, когда человек «рискует своей шкурой». Сейчас политики управляют своими странами и миром в целом так, словно в компьютерную игру играют: риски нулевые, а значит, и решения будут неадекватными"
Если что - все претензии к гражданину Талебу. :) Но мне показалось, что это близко к данной теме.
Reply
Поэтому отталкиваться от богатства-бедности в анализе социума неудобно: совершенно непонятно, то ли люди такие злые, потому что бедные, то ли наоборот, такие бедные, потому что злые. Нужно брать за отправную точку (почему в большинстве стран господствует "этика стыда") что-то другое. А что именно - это составляет научную проблему, а не известную с первого класса аксиому.
Reply
Leave a comment